Санитарно-гигиенический контроль в системе мер нетарифного регулирования ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать санитарно-гигиенический контроль и оценить эффективность его проведения.
Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
 изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
 определить место санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений;
 проанализировать порядок осуществления данного контроля;
 провести анализ внешнеэкономической деятельности;
 определить проблемы и перспективы применения данного вида контроля.

Содержание

Введение
1. Сущность, порядок проведения и элементы санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений
1.1 Элементы и методы нетарифного регулирования ВЭД
1.2 Место санитарно-гигиенического контроля в системе нетарифных ограничений
1.3 Порядок проведения санитарно-гигиенического контроля
2. Анализ тенденций проведения санитарно-гигиенического контроля
2.1 Динамика импорта товаров, подпадающих под данный вид контроля за период с 2009г. по 2011г.
2.2 Меры, применяемые в рамках санитарно-гигиенического контроля в области защиты населения
3. Проблемы и перспективы применения санитарно-гигиенического контроля в системе регулирования ВЭД
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

К-р Махалин 141 группа.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 4.

Товарная структура импорта РФ за 2010 г.

Код ТН ВЭД

Наименование товара

Всего

Дальнее Зарубежье

 

СНГ

 

 

 

Тыс. тонн

Тыс. тонн

% от общего объема определенного вида продукции за три года

Тыс. тонн

% от общего объема определенного вида продукции за три года

 0402

молоко и сливки сгущенные

18,8

8,1

32

10,7

54,3

 0405

масло сливочное

84,4

84

38

0,4

57,1

 0805

цитрусовые

1288,4

1267,4

33,6

21

35,3

 0901

кофе

75,5

75

32,8

0,5

38,5

 0902

чай

181,8

179,7

33,3

2,1

32,3

 1001

пшеница и меслин

178,7

2,7

67,5

176

23,9

 1003

ячмень

131,5

75,5

23

56

52

 1005

кукуруза

362,3

45,7

44,7

316,6

80,8

 1512

масло подсолнечное

111,9

2,7

33,3

109,2

39

 1602

изделия и консервы из мяса

35,2

35

36

0,2

25

 1701

сахар-сырец

2417,6

2417,6

34

 

 

 1701

сахар белый

65,1

65,1

33,5

 

 

 1801

какао-бобы

60,1

60

33,6

 

 

 1806

продукты, содержащие какао

141,4

50,5

34,3

90,9

35,7

 2606

руды и концентраты алюминиевые

32,4

29,3

34,3

3,1

30,3

 3808

химические средства защиты растений

60,3

59,4

40,3

0,9

34,6

 6403

обувь кожаная

114,6

113,4

41,2

1,2

38,7

 72

черные металлы

5626,9

1904

34

3359

33,4

 

Таблица 5.

Товарная структура импорта РФ за 2009 г.

Код ТН ВЭД

Наименование товара

Всего

Дальнее Зарубежье

 

СНГ

 

 

 

Тыс. тонн

Тыс. тонн

% от общего объема определенного вида продукции за три года

Тыс. тонн

% от общего объема определенного вида продукции за три года

 0402

молоко и сливки сгущенные

13

5,2

20,5

7,8

39,6

 0405

масло сливочное

75,3

75,3

34

 

 

 0805

цитрусовые

1260,2

1234,6

32,7

25,6

43

 0901

кофе

64,6

64,2

28

0,4

30,7

 0902

чай

181,6

179,6

33,3

2

30,7

 1001

пшеница и меслин

465,4

0,4

10

465

63,3

 1003

ячмень

272,6

248,7

76

23,9

22,2

 1005

кукуруза

63,5

37,8

36,9

55,7

14,2

 1512

масло подсолнечное

132

4,3

53

127,7

45,7

 1602

изделия и консервы из мяса

31,8

31,3

32,3

0,5

62,5

 1701

сахар-сырец

3409,6

3409,6

48

 

 

 1701

сахар белый

117

70,1

36

46,9

54,2

 1801

какао-бобы

66,9

66,9

37,5

 

 

 1806

продукты, содержащие какао

133,9

60,6

41,2

73,3

28,8

 2606

руды и концентраты алюминиевые

49,5

43,7

51,2

5,8

56,8

 3808

химические средства защиты растений

43,3

42,6

28,9

0,7

26,9

 6403

обувь кожаная

90

89

32,3

1

32,2

 72

черные металлы

6737,7

2440,1

43,6

4297,6

42,7

 

Из вышеприведенного анализа (табл. 3, 4, 5), в товарной структуре на долю импорта закупок молочной продукции в 2010 г. из стран СНГ приходится максимальные поставки – 54,3%; из стран дальнего зарубежья до 47,4% в 2011 г.

Импорт сливочного масла преобладает в 2010 г. из стран СНГ – 57%, из стран дальнего зарубежья – 38%. В 2009 г. масло сливочное из стран СНГ не импортировалось.

Импорт цитрусовых из стран дальнего зарубежья с 2009 г. незначительно увеличился, а за период 2010 – 2011 гг. остался неизменным; максимальным количеством является 43% в 2009 г. из стран СНГ.

Поставки кофе в 2011 г. увеличились с 28,1% в 2009 г. до 38,9% в 2011 г. из стран дальнего зарубежья, а из стран СНГ в 2010 г. максимум составляет – 38,5%; импорт чая в основном стабилен в пределах 33% и только в 2011 г. составил 37% из стран СНГ.

Импорт зерновых из стран дальнего зарубежья в 2010 г. – 67,5% и в этом же году, но из стран СНГ – 81%.

Максимальный ввоз масла подсолнечного (из стран дальнего зарубежья – 53%, из стран СНГ – 46%), изделий из мяса и консервы (32,3% и 62,5% соответственно) был в 2009 г.

Сахар сырец и какао из стран СНГ не импортируется, а из стран дальнего зарубежья импорт сахара сырца составил максимально 48% в 2009 г., в этом же году сахар белый  - составил из стран дальнего зарубежья – 36%, из стран СНГ – 54,2%; продукты, содержащие какао из стран дальнего зарубежья – 41%.

Наибольший объем импорта алюминия и черного металла 2009 году составил 51-56% из стран дальнего зарубежья и СНГ; химические средства защиты растений за период 2010 г. из стран дальнего зарубежья – 40,3%, из стран СНГ – 34,6; в этом же году объем импорта обуви был наибольшим – 41,2% из стран дальнего зарубежья и 38,7% из стран СНГ.

Неблагоприятное влияние на санитарно-эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации оказывает поступление из стран СНГ пищевых продуктов и промышленных товаров, не соответствующих санитарным нормам и правилам. Так как, из Украины и Республики Молдова имеются случаи ввоза недоброкачественной вино - водочной продукции, мясных и овощных консервов, из Республики Казахстан и Республики Узбекистан - овощей с повышенным содержанием нитратов, из Республики Беларусь - масла, не отвечающего гигиеническим требованиям по органолептическим показателям, поэтому импортируемые товары, подпадающие под санитарно – гигиенический контроль в достаточно больших количествах импортировались в 2009 году из стран дальнего зарубежья и примерно в одинаковых объемах из стран СНГ как в 2009 г. так и в 2010 г.; в 2011 г. – объем ввоза товаров из стран СНГ – уменьшился, и увеличилась лишь доля молочных продуктов и кофе из стран дальнего зарубежья.

Преобладающим и практически стабильным остается ввоз цитрусовых и сахара-сырца из стран дальнего зарубежья, причем сахар-сырец из стран СНГ не импортируется.

 

 

2

 



2.2 Меры, применяемые в рамках санитарно-гигиенического контроля в области защиты населения

 

 

Согласно Федеральному закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарная охрана территории РФ направлена на предупреждение попадания на территорию РФ и распространения на территории РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию РФ и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека.

Подконтрольная продукция допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам, а отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию Российской Федерации, до их ввоза на территорию Российской Федерации подлежат государственной регистрации. Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенным условием договоров (контрактов) поставок такой продукции. [11]

Если на момент выпуска товаров декларантом не представлены необходимые документы и сведения, подтверждающие проведение государственного санитарно-карантинного контроля (в соответствии с пп.1 п.1 ст. 195 ТКТС), то такие товары признаются условно выпущенными под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, до предоставления соответствующих документов, в соответствии со ст. 200 ТКТС, они запрещены к использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме на территории таможенного союза. Согласно п.2 ст. 200 ТКТС условно выпущенные товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а также запрещены к использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме. Данные товары приобретают статус товаров таможенного союза после предоставления документов, указанных в пп.1 п.1 ст. 195 ТКТС, в отношении товаров для которых установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению на таможенной территории таможенного союза.

Таможенным органам предписано обеспечивать информирование территориальных органов РосПотребНадзора РФ о принятых решениях по условному выпуску, наладить подобный обмен информацией и в других регионах деятельности таможен, подчиненных РТУ. Это позволит исключить вероятность предъявления фальсифицированных санитарно-эпидемиологических заключений и свидетельств о государственной регистрации, а также предотвратить выпуск для свободного обращения товаров, не соответствующих государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам или не прошедших государственную регистрацию.

Ввоз на территорию РФ опасных товаров осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Перечень таких пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.[10]

В пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подконтрольных товаров через таможенную границу таможенного союза, создаются санитарно-карантинные пункты и принимаются меры по проведению необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Для санитарной охраны территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится санитарно-карантинный контроль.

Коллегия Минздрава России отмечает, что обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в значительной степени связано с санитарно - эпидемиологической обстановкой в странах СНГ. Это обусловлено единством экономического пространства, расширением торговых связей, интенсивными миграционными процессами и неблагополучной эпидемиологической обстановкой в этих странах.

Необходимо применять эффективные меры, не допускающие к ввозу на территорию Российской Федерации опасных грузов и товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен законодательством Российской Федерации, а также грузов и товаров, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Российской Федерации создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний.[1, 2]

Все это требует осуществления организационных и практических мероприятий по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения в рамках Совета по сотрудничеству в области здравоохранения государств - участников СНГ. С этой целью было заключено соглашение, касающееся взаимного признания нормативных документов, информации по санэпидобстановке и гигиенической сертификации.

Особое значение имеет единство предъявляемых гигиенических требований к безопасности продукции для здоровья населения, которые установлены на уровне государств – членов таможенного союза.

В связи с этим ведется систематическая работа по гармонизации и признанию нормативных и методических документов в рамках стран СНГ по обеспечению санэпидблагополучия населения и созданию единого нормативного пространства. Для унификации требований к разработке международных нормативных документов по представлению Российской Федерации были утверждены Классификатор международных санитарно - эпидемиологических нормативных и методических документов и Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно - эпидемиологических нормативных и методических документов. На уровне таможенного союза утвержден перечень необходимых документов, касающихся нетарифного регулирования ВЭД, значительно упрощающий  и ускоряющий процесс совершения таможенных операций и прохождения различного рода контроля.

Информация о работе Санитарно-гигиенический контроль в системе мер нетарифного регулирования ВЭД