Система таможенного права

Автор: h***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 53.61 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Таможенное  право – это комплексная отрасль  российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

     В системе отраслей таможенное право  тесно связано с другими отраслями (конституционное право, административное право и т.д.), но в то же время  отграничивается от них в связи  со спецификой предмета правового регулирования.

     Систему таможенного права составляют Общая, Особенная и Специальная части.

     В Общую часть входят положения, имеющие  общее значение для данной отрасли  таможенного законодательства. Они  раскрывают предмет и метод права, его принципы, источники, правовой статус субъектов таможенных правоотношений, характеристику объектов таможенно-правового  регулирования, содержание таможенной службы.

     Особенная часть посвящена правовым основам  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, дифференциации таможенных режимов, производству таможенного оформления, классификации таможенных платежей, формам таможенного контроля, а также материально-правовым и процессуальным правилам юридической ответственности в области таможенного дела. Группы правовых норм, регулирующих данные разновидности общественных отношений, выступают в качестве институтов таможенного права (институт таможенного оформления, институт таможенных платежей, институт таможенного контроля и т.д.). Комплексность отрасли таможенного законодательства отражается и на характеристике его институтов. Так, институт таможенного оформления является отраслевым, а институт валютного контроля носит смешанный (межотраслевой) характер, так как состоит из норм таможенного и банковского законодательства.

     Специальная часть освещает такие вопросы  как международное таможенное право, сотрудничество РФ с государствами-участниками  СНГ по таможенным вопросам и рассматривает  международные соглашения и двусторонние договоры по таможенным вопросам.

     В своей работе я постараюсь раскрыть суть таможенного права и осветить каждый элемент этой многообразной  системы.

  1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ  СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
    1. Предмет, метод,  принципы, субъект и система  таможенного права
 

     Таможенное  право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики РФ.

     Источниками таможенного права являются правовые акты федеральных законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие общеобязательные правила поведения в области таможенного дела.

     Законодательство  в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления1.

     Источником  таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила о таможенном деле и его элементах.

     Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. Акты, касающиеся конкретных вопросов, являются индивидуальными. Как правило, они направляются конкретным адресатам и связаны с единовременным применением (например, приказ о назначении на должность).

     Согласно  ч. 2 ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов2. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативных правовых актов, являющихся источниками таможенного права, представляет собой традиционную триаду: Конституция РФ, законы и подзаконные акты.

     Предмет таможенного права – общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является «перемещение»: все, что связано с перемещением грузов через границу, – прерогатива таможенного права3.

     Предметом таможенного права являются общественные отношения, связанные с перемещением груза через таможенную границу Российской Федерации в любых направлениях и любым способом, а именно две группы отношений: по ввозу и вывозу товаров и (или) транспортных средств. Ввоз груза на таможенную территорию Российской Федерации – это фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации и все последующие действия с этим грузом до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации – это подача декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории, а также все последующие действия с грузом до фактического пересечения ими таможенной границы Российской Федерации.

     В соответствии с п. 1 ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела, которые можно подразделить на четыре группы (это предмет таможенного права):

- отношения  по установлению порядка перемещения  товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- отношения,  возникающие в процессе таможенного  оформления и таможенного контроля;

- отношения  в сфере обжалования актов,  действий и бездействия таможенных органов и их должностных лиц;

- отношения  по установлению и применению  таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

     Метод таможенного права представляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления таможенной политики, реализации норм таможенного законодательства. В рамках таможенного регулирования применяются два метода правового воздействия:

- императивный  метод – это метод властных  предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного дела;

- диспозитивный  метод – это метод дозволений. Данный 
метод правового регулирования таможенных правоотношений имеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых 
договоров, например при регулировании договора перевозки).

     Основные  принципы перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации сформулированы в гл. 2 Таможенного кодекса Российской Федерации. Они также называются принципами таможенного права, среди которых отдельно выделяются:

- принцип  законности, который является общим  для всех 
отраслей российского права. В рамках таможенного права принцип законности предполагает, что действия участников таможенных правоотношений соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству о внешнеторговой деятельности;

- принцип   взаимности и суверенного равенства  государств, согласно которому все иностранные государства, которые предоставляют Российской Федерации максимально возможный доступ товаров на внутренний рынок страны, вправе рассчитывать на аналогичные условия поставки собственных товаров на внутренний рынок Российской Федерации;

- принцип  взаимности является характерным для международных отношений в целом;

- принцип  равноправия, в соответствии с,  которым все лица на равных основаниях имеют право на ввоз или вывоз товаров и (или) транспортных средств и право на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях,  не  противоречащих законодательству Российской Федерации (п. 1 ст. 12 ТК РФ). Право лиц на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств реализуется в совокупности с обязанностью данных лиц пройти таможенное оформление и контроль, а также соблюдать условия пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами.

     В рамках ст. 74 Конституции Российской Федерации декларируются важнейшие принципы таможенного права – свобода перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных ограничений на территории Российской Федерации для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств по территории страны4.

     Субъекты  таможенного права: их группы и роль в таможенном регулировании. Категория «субъекты таможенного права» несколько шире категории «участники таможенных правоотношений», так как не всегда субъекты таможенного права становятся участниками таможенных правоотношений. Однако участники таможенных правоотношений всегда являются субъектами таможенного права.

     В рамках таможенного законодательства можно выделить две основные группы субъектов таможенного права:

- субъекты, наделенные властными полномочиями  в области таможенного дела (таможенные органы и их должностные лица). В соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса РФ таможенное дело на территории Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и таможенные органы (ст. 11 ТК РФ). Данная группа субъектов таможенного права обладает общими функциями в рамках таможенного дела: способствование развитию внешней торговли Российской Федерации; пополнение доходной части бюджета Российской Федерации путем взимания таможенных платежей; пресечение, устранение и предупреждение нарушений в области таможенного законодательства.

- субъекты, не обладающие властными полномочиями  в области таможенного дела (физические и юридические лица, участвующие в перемещении товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющие внешнеэкономическую деятельность). Физические лица могут участвовать в таможенных правоотношениях, осуществляя свои права и обязанности, как самостоятельно (непосредственно), так и через представителя (брокера).

     Физические  и юридические лица как субъекты таможенного права могут быть российскими либо иностранными. Российскими признаются юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

     Таким образом, в рамках таможенного права (в отличие от гражданского нрава) индивидуальные предприниматели приравниваются к правовому статусу физических, но не юридических лиц. Иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства также являются субъектами таможенного права, но с учетом запретов и ограничений, установленных таможенным и иным федеральным законодательством РФ.

     Система как научно-категориальное понятие  – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Как правило, система имеет иерархическую структуру. Система таможенных органов в соответствии со ст. 402 Таможенного кодекса РФ представляет собой совокупность следующих таможенных органов: федерального органа исполнительной власти уполномоченного в области таможенного дела; региональных таможенных управлений; таможни; таможенных постов.

     Кроме того, в систему таможенных органов  входят также иные учреждения подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области таможенного дела – это различные учебные заведения, таможенные лаборатории, научно-исследовательские институты, вычислительные центры и т.п. Важно отметить, что все органы, составляющие единую таможенную систему, согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации являются федеральными.  

Информация о работе Система таможенного права