Ситуационный подход в таможенном менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических знаний по вопросам ситуационного подхода в таможенном менеджменте.

Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие вопросы: сущность ситуационного подхода и его эволюция; общее и конкретное в ситуационном подходе, внешние и внутренние факторы ситуации, методы изучения конкретных ситуаций; применимость и эффективность ситуационного подхода в управлении таможенными органами.

Содержание

Введение 3

1. Понятие ситуационного подхода в менеджменте и его методология 6

2. Инструменты ситуационного менеджмента 13

3. Методы изучения конкретных ситуаций в менеджменте 19

4. Применение ситуационного подхода в процессе деятельности таможенных органов 23

Заключение 27

Литература 31

Работа содержит 1 файл

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД в таможенном менеджменте.docx

— 67.75 Кб (Скачать)

     Существуют  следующие концепции ситуационного  лидерства: континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда; модель "путь-цель" Хауза-Митчелла; модель Стинсона-Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго4.

     Основная  идея социально-психологической концепции  ситуационного подхода к управлению персоналом состоит в том,  что ведущим способом отображения организационных отношений в сознании руководителя являются восприятие, интерпретация и разрешение управленческих ситуаций.

     Поскольку существует такое обилие факторов как  в самой отдельно взятой структуре, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

     Анализ  исследований ситуационного подхода  позволяет сделать вывод о  том, что в научной литературе существует разнообразие взглядов на  суть и необходимость его применения: активизация мыслительной деятельности руководителя, формирование способности к самообучению, самообразованию (Е.Н. Шиянов);  стимулирование с помощью ситуации успеха (Ш.А. Амонашвили); идея ситуативной доминанты в организации деятельности; идея объединения в ситуации жизненно значимой задачи, диалога и игры (В.В. Сериков) и др.

     При системном подходе менеджер принимает  решение в пользу системы, не обращая внимания на иные возможности в ситуации. А при контингентном подходе существует стремление найти решение по возможности и адекватное ситуации, и оптимальное относительно системы. При ситуационном подходе он старается максимально использовать возможности ситуации, не думая о последствиях этого для системы (“время покажет”).

     Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

     Ситуационный  подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями  и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность  деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные:

    • цели,
    • структура,
    • ресурсы
    • культура организации.

     Именно  вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде5.

     Ситуационный  подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

     Методологию ситуационного подхода можно  разделить на 3 основные части6:

    1. менеджер должен быть знаком с основными концепциями управления; он должен понимать процесс управления; индивидуальное и групповое поведение; системный анализ; методы планирования и контроля; количественные методы принятия решений;
    2. каждая из управленческих концепций имеет свои сильные и слабые стороны, их необходимо учитывать, применяя к конкретной ситуации, а также необходимо предвидеть вероятные последствия применения данных концепций;
    3. менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы наиболее важны в данной ситуации, а какими переменными можно пренебречь.

     Ситуационный  подход в практическом менеджменте  — это определенный тип динамического мышления и гибкого организационного поведения специалиста, воспитанный в рамках специальных образовательных программ и активно поддерживаемый каждодневной практикой управленческой деятельности менеджера.

     В международной и отечественной  практике эта концепция в ярко выраженной форме находит отражение в образовательных программах типа МВА (Master of Business Administration),для которых характерны интерактивная форма изучения элементов практического менеджмента, блочная схема организации учебного процесса, активные технологии преподавания, ориентированные на обучение пользованию различными формами и инструментами практического менеджмента.

     Ситуационный  подход стал новым направлением в  поиске эффективного стиля руководства. Более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные ситуационные факторы: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия внешней среды, имеющаяся у руководителя информация и другие факторы.

     Исходя  из этих объективных результатов, современная  теория лидерства базируется на ситуационном подходе. Основное концептуальное положение ситуационного подхода заключается в том, что руководитель-лидер должен уметь вести себя с подчиненными по-разному в различных ситуациях.

     2. Инструменты ситуационного менеджмента

     Практический  менеджмент представляет собой область  практической деятельности большого отряда специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Трансформация экономики и управленческой парадигмы в России требует от менеджеров всех уровней и сфер деятельности высокой профессиональной эрудиции, базирующейся на глубоких знаниях в граничных областях техники и технологии производства, экологии и экономики, социологии и организации процессов, хозяйственного права и управления персоналом. Формирование новой управленческой парадигмы в практическом менеджменте в России происходит под влиянием ряда существенных факторов7:

  • формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;
  • изменение в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребности в предметах потребления;
  • обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукцию и услуги;
  • интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;
  • усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организации;
  • возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций;
  • профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.

     Трансформация организационно-экономических условий  функционирования современных предприятий под воздействием перечисленных факторов обеспечивает достаточно интенсивное развитие и распространение в отечественной практике ситуационной концепции менеджмента.

     Ситуационный  подход синтезирует достоинства  и возможности всех других известных  в широкой практике концепций  менеджмента: факторной, функциональной, системной. Он предполагает возможность  глубокого анализа внешних и внутренних факторов развития предприятия, систематизации возможных вариантов организационного поведения людей и синтеза оптимальных для сложившейся ситуации управленческих решений. Значительным вкладом этой концепции менеджмента в теорию управленческих решений является то, что она ориентирует специалистов на ситуационное мышление с учетом объективных условий функционирования, содержит рекомендации по применению конкретных методов для принятия решений в определенных ситуациях.

     Для менеджеров ситуационный подход открывает  значительные возможности в творческом использовании разнообразного, разработанного наукой и применяемого на практике инструментария, накладывая при этом на него большую ответственность за выбор адекватных хозяйственной ситуации приемов управления. Ситуационный подход вырабатывает в практическом менеджменте устойчивые навыки глубокого анализа, объективной оценки хозяйственных ситуаций и синтеза адекватных решений, обеспечивающих оптимальный результат.

     В качестве основных форм и инструментов в практическом менеджменте используются8:

  • метод деловых (управленческих) игр;
  • метод хозяйственных ситуаций;
  • решение практических задач менеджмента;
  • метод контрольных тестов.

     Перечисленные формы и инструменты могут  использоваться как для обучения практическому менеджменту, так  и для обеспечения его эффективного функционирования. Обучение практическому менеджменту представляет собой чаще всего составную часть целостного образовательного процесса по базовой подготовке профессионального специалиста-менеджера или экономиста-менеджера, а также переподготовки и повышения квалификации специалистов по этой квалификационной группе. В этом случае использование методов практического менеджмента направлено на приобретение обучающимися устойчивых навыков и умений в подготовке и принятии управленческих решений. Как составная часть целостного образовательного процесса практический менеджмент реализуется на фоне фундаментальных курсов по теории управления, основ экономики, маркетинга, управления персоналом, теории организации, организационного поведения и других дисциплин. В краткосрочных образовательных программах по повышению квалификации менеджеров практический менеджмент может применяться как самостоятельный курс, ориентированный на освоение передового опыта и прогрессивных методов управления предприятиями.

     Использование перечисленных методов в практике деятельности предприятий направлено на обеспечение их эффективного функционирования и поддержание высокого и конкурентоспособного состояния менеджмента.

     Можно выделить три основных направления  использования перечисленных инструментов практического менеджмента в деятельности конкретных предприятий9:

  • принятие управленческих решений в конкретных хозяйственных ситуациях с учетом разнообразных факторов;
  • проектирование новых и реконструкция действующих производственных систем в рамках разрабатываемых организационных проектов;
  • научное исследование проблем управления, анализ поведения производственных систем и разработка прогнозов развития отдельных направлений деятельности предприятия.

     Каждый  из выделенных инструментов практического  менеджмента обладает своей спецификой и требует особых условий применения (табл. 1).

     Таблица 1

     Распределение инструментов по направлениям их использования

Инструменты менеджмента Направления преимущественного использования
обучающие программы принятие управленческих решений проектирование  производственных систем научные исследования систем менеджмента
Деловые (управленческие) игры * * * *
Хозяйственные ситуации “кеис-стади” * *
Решение практических задач * * *
Контрольные тесты *
 

  

     Деловые (управленческие) игры представляют собой  специфический способ имитационного  моделирования поведения производственных систем или их отдельных элементов путем проигрывания возможных управленческих решений и оценки ожидаемых результатов их реализации. Это наиболее трудоемкий для подготовки и осуществления метод управленческих решений, используемый, как правило, для решения сложных комплексных управленческих задач и проблем. Участники деловой игры выступают в ней как квалифицированные эксперты, действующие по заданным или вырабатываемым ими самими правилам. Нередко для обеспечения глубины и всесторонней оценки подготавливаемых управленческих решений деловые игры предусматривают ролевое распределение участников по различным аспектам моделируемой ситуации. Деловые игры могут применяться в широком диапазоне задач практического менеджмента: для обучения управляющих, поиска оптимальных решений отдельных задач, проектирования предприятий или исследования их поведения в конкретных ситуациях. Именно диапазон применения определил большое разнообразие типов деловых (управленческих) игр10.

Информация о работе Ситуационный подход в таможенном менеджменте