Совершенствование управления в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:10, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в разработке предложений по совершенствованию системы управления таможенными органами.


Для достижения цели в работе определены следующие задачи: проанализировать структуру и функции управления, произвести исследование в области организации системы управления в таможенных органах, дать перспективы совершенствования и развития таможенных органов.

Содержание

Введение
1 Особенности управления в таможенных органах
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах
1.2 Требования к управлению в таможенных органах
1.3 Современное состояние управления в таможенных органах и задачи его совершенствования
2 Методологические основы управления в таможенных органах
2.1 Общая формальная постановка задачи формирования решений при управлении в таможенных органах
2.2 Система показателей оценивания эффективности управления в таможенных органах
2.3 Принципы организации управления в таможенных органах
3 Рекомендации по совершенствованию управления в таможенных органах
3.1 Пути совершенствования управления в таможенных органах
3.2 Предложения по совершенствованию процесса управления таможенным контролем на основе системы управления рисками
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

таможня.docx

— 105.50 Кб (Скачать)

Становление единой системы таможенных органов было сопряжено  с конкретными  политическими, экономическими, социальными условиями  и предпосылками. Они обусловлены  процессами создания российской государственности, перевода экономики  страны на рыночные отношения, изменением характера и условий  осуществления внешнеэкономической  деятельности.

Сегодня таможенная служба России - государственный  институт, охватывающий своей структурой и деятельностью  всю территорию страны. Она стала неотъемлемой, жизненно необходимой  частью экономической, правоохранительной системы нашего государства.

Федеральная таможенная служба России (ФТС  России) обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях  задач в области  таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации  всеми таможенными  органами на территории Российской Федерации.

Таможенная  деятельность довольно многопланова. В современном  обществе таможня  занимается самыми разными  видами операций: организует таможенное пространство, регулирует перемещение  через таможенную границу товаров  и транспортных средств; именно через таможню  осуществляется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование  ВЭД, оказываются  таможенные услуги, осуществляется таможенный контроль и статистика внешней торговли, специальная таможенная статистика.

Одной из центральных проблем, решаемых в ходе совершенствования  деятельности таможенной службы России, является проблема повышения эффективности управления таможенными органами.

Выполнение  мероприятий, предусмотренных  Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации  позволило создать  предпосылки для  нового этапа модернизации системы таможенных органов Российской Федерации.

Проведена большая работа по оптимизации таможенного  тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов  Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению  новейших информационных технологий таможенного  оформления и таможенного  контроля, что позволило  повысить административно-правовую и экономическую  эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации.

Повышение эффективности борьбы с контрабандой, недостоверным  декларированием, занижением таможенной стоимости  товаров и транспортных средств позволило  существенно подорвать  позиции теневого бизнеса. Объемы «серого» импорта в последние  годы имеют тенденцию  к снижению, чему в немалой степени  способствовало, с  одной стороны, ужесточение  контроля со стороны  таможенных органов  Российской Федерации, а с другой - создание условий для упрощения  и ускорения таможенных процедур в отношении  законопослушных  участников внешнеторговой деятельности.

В целях существенного  упрощения и ускорения  процедуры таможенного  оформления грузов все  большее распространение  находит введение проекта «зеленый коридор», разработанный  таможенными службами Российской Федерации, Финляндии и Швеции. Проводится эксперимент  по электронному декларированию товаров и транспортных средств, в том числе биоресурсов.

Построение  эффективной таможенной системы, использующей упрощенные процедуры, будет способствовать не только повышению  конкурентной способности  страны, но и содействовать  притоку инвестиций в экономику, вовлечению в международную  торговлю малых и  средних предприятий.

Возрастет роль таможенных органов  Российской Федерации  в деле противодействия  нарушениям законодательства и терроризма, обеспечения  защиты здоровья граждан  и безопасности общества.

Позитивным  шагом в развитии системы управления таможенных органов  России стала Целевая  программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы (далее - Программа), разработанная в  целях осуществления  мер, определенных ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 года).

Необходимость разработки Программы  обусловлена изменившимися  приоритетами таможенной службы Российской Федерации. С введением Таможенного  кодекса Российской Федерации на первый план выдвигается  задача регулирования  внешнеэкономической  деятельности на уровне мировых норм и  правил. Таможенная служба Российской Федерации  становится одним  из важнейших инструментов улучшения эффективности  внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы Российской Федерации отодвигается в ряд прочих приоритетов.

Программа призвана обеспечить дальнейшее совершенствование  инструментов таможенного  администрирования  и наиболее эффективное  их использование  при решении следующих  социально-экономических  и политических задач  государства:

- обеспечение устойчивой  бюджетной политики;

- развитие внешнеэкономической  деятельности, расширение  внешнеторговых связей  и интеграция российской  экономики в мировую  экономику;

- защита рынка,  товаропроизводителя  и стимулирование  развития экономики;

- поддержание благоприятного  предпринимательского  и инвестиционного климата и «здоровой» конкурентоспособной среды;

- проведение структурной  перестройки в  экономике;

- обеспечение экономической,  социальной, экологической,  технологической  безопасности.

Программа является средством  построения новой  таможенной системы  России, соответствующей  требованиям XXI века. Она имеет долгосрочный потенциал динамичного  роста, что позволит существенно модернизировать  таможенные информационные системы, добиться эффективности  и рациональности таможенных процедур, значительно повысить качество таможенного  администрирования, осуществлять деятельность таможенных органов  Российской Федерации  в соответствии с  мировыми стандартами.

Отказ от избыточного таможенного  администрирования  является важнейшим  фактором формирования нормального делового климата в России для создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности. Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями.

Осуществляя задачи, определенные Программой, таможенные органы России добившись  определенных результатов, создали организационные, правовые, кадровые и технические  условия для начала коренных преобразований, затрагивающих практически  все сферы деятельности таможенной службы.

Принципы  и задачи, заложенные в Концепции, станут основой работы таможенных органов России на период до 2010 года.

Цель  Концепции - создание в России конкурентоспособной  таможенной службы, эффективной для  государства и  прозрачной для участников внешнеэкономической  деятельности.

Одним из основных положений  является создание эффективных  систем подбора и  мотивации персонала  таможенных органов.

Итогом  внедрения данной Концепции явится таможенное администрирование, предполагающее его  высокую эффективность  при внешней простоте и быстроте оформления пассажиров, товаров, транспорта.

В основу Концепции  включены следующие  приоритетные направления  развития таможенного  администрирования:

предварительное информирование;

электронное декларирование;

система управления рисками;

упрощение таможенной процедуры;

выборочность  таможенного контроля

методы  таможенного пост - аудита;

единая  автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации при осуществлении  всех видов контроля.

Важнейшими  задачами принятой Программы  являются дополнительные меры по повышению  уровня защиты конституционных  прав граждан, усилению контроля соблюдения законности в таможенном деле, предполагающие повышение ответственности  руководителей таможенных органов РФ за принимаемые  решения, действия (бездействие) должностных лиц, проведение анализа  причин и условий  допускаемых нарушений  и выработку эффективных  мер по их предотвращению, что в итоге  должно привести к  максимальному снижению конфликтных ситуаций в деятельности таможенных органов.

При этом особо следует  подчеркнуть законодательное  закрепление расширении прав обжалования  действий должностных  лиц таможенных органов  и, в первую очередь, упрощение существовавшего  порядка.

Так, новый порядок  обжалования заключается  в обращении лис  с устной жалобой  к вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и  решение по ней  принимается незамедлительно.

Таким образом, в связи  с концепцией, заложенной в Программе, развитие отношений между  таможенными органами и участниками  внешнеэкономической  деятельности, как  представляется, переместилось  в плоскость цивилизованного  сотрудничества и  должно отвечать требованиям  правового государства, причем должны учитываться интересы как государства, так и иных субъектов данных правоотношений

Необходимость совершенствования  системы управления в таможенных органах  неоднократно отражалась в решениях коллегии Федеральной таможенной службы РФ и программах кадрового обеспечения  таможенной системы.

В рамках выполнения Программы  в системе управления таможенными органами России в 2005 г. была внедрена система анализа  эффективности деятельности таможенных органов  по контрольным показателям.

Установление  контрольных показателей  способствовало повышению  уровня служебной  дисциплины в таможенных органах, совершенствованию  контрольной и  аналитической работы, мобилизации усилий, направленных на выявление  и пресечение случаев  недостоверного декларирования товаров, увеличению суммы взимаемых таможенных платежей по ряду групп товаров.

Претерпела  усовершенствования система подбора  и назначения руководящих  кадров. В настоящее  время используются передовые и формационные технологии при тестировании кандидатов на руководящие  должности.

При разработке Концепции  ФТС России использовали международный опыт. Принятая Концепция  в полной мере соответствует  всем международным  стандартам и нормам и, опираясь на нее, к 2010 г. таможенная служба РФ должна встать вровень  с лучшими таможенными  администрациями  мира.

Особое  внимание в Концепции  отводится созданию эффективных систем подбора и мотивации  персонала таможенных органов. В связи  с этим при разработке Концепции и всех ее дальнейших предполагаемых преобразований главной  фигурой поставлен  таможенный инспектор, человек, который  является основным исполнителем в цепи всей процедуры таможенного контроля и таможенного оформления. Концепция направлена на то, чтобы создать инспектору все условия для прозрачной работы по упрощенным процедурам и с высоким качеством контроля.

2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ  В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

2.1 Общая формальная  постановка задачи  формирования решений  при управлении  в таможенных органах

Принятие  решений является важной частью любой  управленческой деятельности.

Управленческое  решение - это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма, и т.д.).

В литературе классификации  управленческих решений  строятся по самым  разным основаниям. Одной из оправданных с социологической точки зрения представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие решения в организации могут быть разделены на:

- жёстко обусловленные  (детерминированные);

- слабо зависящие  от субъекта решения.

Информация о работе Совершенствование управления в таможенных органах