Совершенствование управления в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:10, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в разработке предложений по совершенствованию системы управления таможенными органами.


Для достижения цели в работе определены следующие задачи: проанализировать структуру и функции управления, произвести исследование в области организации системы управления в таможенных органах, дать перспективы совершенствования и развития таможенных органов.

Содержание

Введение
1 Особенности управления в таможенных органах
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах
1.2 Требования к управлению в таможенных органах
1.3 Современное состояние управления в таможенных органах и задачи его совершенствования
2 Методологические основы управления в таможенных органах
2.1 Общая формальная постановка задачи формирования решений при управлении в таможенных органах
2.2 Система показателей оценивания эффективности управления в таможенных органах
2.3 Принципы организации управления в таможенных органах
3 Рекомендации по совершенствованию управления в таможенных органах
3.1 Пути совершенствования управления в таможенных органах
3.2 Предложения по совершенствованию процесса управления таможенным контролем на основе системы управления рисками
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

таможня.docx

— 105.50 Кб (Скачать)
 

Важным компонентом  управления является процесс управления. Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов  управления, направленная на достижение целей  таможенных органов  путем реализации определенных функций  с использованием соответствующих  методов и принципов  управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.

Методологический  аспект состоит в  том, что процесс  управления реализуется  по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение  проблемы, принятие управленческого  решения.

Цель - это представление  руководителя о том, какой должна быть управляемая система, т.е. это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

Управленческая  ситуация - это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных  и субъективных) в  конкретной сфере  управления, сложившихся  в определенное время  и требующих соответствующих  действий руководителя.

Проблема - это основное противоречие между ситуацией  и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет  за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку  решения.

Принятие  управленческого  решения - это поиск  путей разрешения проблемы, а также  организационная  работа, связанная  с практической реализацией  найденного пути.

Функциональный  аспект - это реализация общих функций  управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей  системы, связанной  с установлением  потребности в  ресурсах управляемой  системы и оценкой  их использования.

Организационный аспект заключается  в использовании  организационно-распорядительных методов воздействия  на управляемую систему  в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

Социальный  аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации  управления, и выражается как последовательность человеческих и человекомашинных операций.

Информационный  аспект состоит в  определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (добывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации).

Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать  следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической  работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы. Распределение  операций по этапам управления и названным  группам приведено  на рисунке 2.

 
Этапы управления Группа операций Состав операций  
Цель Целеполагание 1. Определение и  формулирование цели

2. Постановка цели

3. Корректировка  цели

 
  Информационная  работа 1. Добывание, поиск  и накопление информации

2. Хранение информации

3. Первоначальная  обработка информации

 
Ситуация      
  Аналитическая работа 1. Анализ

2. Прогнозирование

3. Выявление  и формулирование проблемы

 
Проблема      
  Выбор варианта действий (разработка решений) 1. Нахождение вариантов  действий

2. Определение критериев  выбора

3. Сопоставление вариантов

4. Выбор методов  управления

5. Принятие решения

6. Организационное  оформление решения

 
Решение      
  Организационно-практическая работа 1. Доведение решения  до исполнителей

2. Разъяснение и  уточнение решения

3. Контроль и внесение  корректив

4. Оценка результатов  деятельности

 
       

Рис. 2. Распределение операций в процессе управления

Целеполагание в таможенных органах. Общая и конкретные цели управления таможенными  органами определяются ТК РФ и другими  законодательными и  правовыми нормативными документами Президента, Правительства и  ФТС России.

Таможенная  деятельность находится  на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением  ее важнейших социально-экономических  и внешнеэкономических  программ и планов. Главной целью  управления в системе  таможенных органов, т.е. целью стратегического  управления, является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Достижение  этой цели управления реализуется решением соответствующих  комплексов задач.

В зависимости от той  роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько  типов управления. В таможенных органах  наиболее часто применяются  «ситуационное управление», «программное управление»  и «целевое управление».

Ситуационное  управление имеет  место на всех уровнях  иерархии управления в таможенных органах, так как строится главным образом  по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается  большого значения.

Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы  с расчленением ее по уровням системы  с указанием последовательности ее выполнения.

Этот  тип управления наряду с вышеуказанным  является часто применяемым  в управленческой деятельности таможенных органов.

Наиболее  рельефно этот тип  управления просматривается  в решении фискально-контрольных  задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети автомобильных пунктов  пропуска через таможенную границу и др.

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход  управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления является его исключительно  высокая аналитичность  при определении  проблемы управления; предельно строгое  и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение «дерева  целей»; строгое согласование «дерева целей» с  «деревом задач», достаточно высокая корреляция между «деревом целей», «деревом задач» и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка. В целевом управлении большую роль играет прогнозирование.

В практике управления его типы нередко  применяются в  сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание  программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время  для таможенных органов  имеет исключительно  важное значение.

Из  двух рассматриваемых  компонентов управления - структуры и процесса - более динамичным является процесс  управления, поэтому  развитие процесса управления влечет за собой и  развитие структуры  управления. Изменения  в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс  управления уже не вкладывается, когда структура создает существенные помехи, становиться тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом.

В настоящее время  в таможенной системе  наблюдается совершенствование  динамических характеристик  управления, прежде всего, за счет внедрения  автоматизированных систем и информационных технологий управления.

Необходимо  также подчеркнуть, что, совершенствуя  те или иные характеристики процесса управления, следует постоянно  вести учет взаимосвязи  процесса и структуры  системы управления и находить моменты  перестройки структуры.

Круг  функций и конкретных полномочий таможенных органов широк  и многообразен. Анализ их позволяет сделать  вывод о том, что  содержанием функций  таможенного органа является комплекс взаимосвязанных  и взаимообусловленных организационно-правовых воздействий субъекта управления, направленных на решение задач и достижение целей, стоящих перед этими органами.

Каждая  из функций, возложенных  на таможенный орган, в свою очередь, может  быть детализирована в функциях его  структурных подразделений, а функции структурных  подразделений подлежат дальнейшей детализации  вплоть до определения  функциональных обязанностей отдельных сотрудников.

К основным функциям относятся  те, ради осуществления  которых собственно учреждена и действует  государственная  система таможенных органов. В соответствии с действующими нормативными актами и в пределах своей компетенции  таможенные органы осуществляют следующие основные функции:

проводят  таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и  компенсационные  пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность  уплаты указанных  пошлин, налогов и  сборов, принимают  меры по их принудительному  взысканию;

обеспечивают  соблюдение порядка  перемещения товаров  и транспортных средств  через таможенную границу;

обеспечивают  соблюдение установленных  в соответствии с  законодательством  РФ о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений  в отношении товаров, перемещаемых через  таможенную границу;

обеспечивают  в пределах своей  компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными  правонарушениями в  сфере таможенного  дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических  средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных  веществ, видов животных и растений, находящихся  под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также  оказывают содействие в борьбе с международным  терроризмом и  пресечении незаконного  вмешательства в  аэропортах РФ в деятельность международной гражданской  авиации;

осуществляют  в пределах своей  компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через  таможенную границу, в соответствии с  законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

обеспечивают  выполнение международных  обязательств РФ в  части, касающейся таможенного  дела, осуществляют сотрудничество с  таможенными и  иными компетентными  органами иностранных  государств, международными организациями, занимающимися  вопросами таможенного  дела;

осуществляют  информирование и  консультирование в  области таможенного  дела, обеспечивают в установленном  порядке государственные  органы, организации  и граждан информацией  по таможенным вопросам;

проводят  научно-исследовательские  работы в области  таможенного дела;

осуществляет  обеспечение единообразного применения таможенными  органами таможенного  законодательства РФ;

принимает решения о классификации  товаров в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической  деятельности и обеспечивает опубликование таких  решений;

Информация о работе Совершенствование управления в таможенных органах