Совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить сущность и роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства. Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:
- определить виды таможенных платежей, уплачиваемые в Республике Беларусь;
- обозначить основные условия эффективности применения данных платежей;
- для практической наглядности рассмотреть применение данных инструментов в рамках действующего законодательства Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1 Общая характеристика таможенных платежей…………………………………5
1.1 Место и значение таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства…………………………………5
1.2 Характеристика видов таможенных платежей…………………………………8
2 Анализ таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ..17
2.1 Законодательная регламентация таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ………………………………………………….…17
2.2 Анализ динамики таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………………….20
3 Направления совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 65.96 Кб (Скачать)

В мировой  практике данный вид ставок получил  наибольшее распространение.

Преференциальные пошлины – пошлины с пониженными ставками, устанавливаемые развитыми государствами в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в рамках Общей системы преференций (ОСП). [12, с. 38]

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. В принципе любая пошлина пополняет бюджет и выполняет фискальную функцию. Но есть товары, которые облагаются пошлинами исключительно в фискальных целях. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические фрукты в РБ).

Протекционистские пошлины устанавливаются для защиты национальной промышленности от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей.

Уровень ввозных пошлин, как правило, выше в тех странах, в которых экономика  менее конкурентоспособна, национальные издержки производства относительно выше, а качество ниже мирового уровня. В развивающихся странах на промышленные товары применяются более высокие импортные пошлины, чем в экономически развитых странах. Высокие ввозные пошлины защищают промышленность развивающихся стран от конкуренции экономически развитых стран. Длительное их применение моет привести к застою в производстве, т.к. из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Пошлина может выполнять стимулирующую функцию в случае, если в страну в большом количестве ввозится импортный товар, облагаемый высокой ставкой. При этом у иностранного или отечественного производителя (инвестора) появляется экономический интерес организовать производство этого товара в стране ввоза. При неизменной цене внутреннего рынка, на первых порах, это позволит ему получать высокую прибыль за счет того, что ранее уплачиваемая в бюджет пошлина будет доставаться ему. [12, с. 34]

По видам ставок пошлины бывают:

  • адвалорные - наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара, например: 10% Является основным видом ставок таможенных пошлин. ВТО рекомендует применять исключительно адвалорные ставки;
  • специфические - устанавливаются в евро на единицу товара в натуральных единицах измерения, например: 1 евро/кг, 3 евро/пару;
  • комбинированные – сочетают оба вышеуказанных вида ставок и бывают двух типов:

Международное право дает государствам объективную  возможность защиты от экономического ущерба национальных производителей в  результате неожиданных изменений  на рынке и экономической экспансии  других стран. Поэтому кроме вышеперечисленных  могут применяться особые виды таможенных пошлин.

Специальные пошлины применяются как защитная мера, если товары ввозятся в страну в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров или как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны-импортера, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях экспорта на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране-импортере.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране-импортере. [12, с. 41–42]

Объектом  обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. Таможенные пошлины чаще всего исчисляются плательщиком самостоятельно. Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин.

Сроки уплаты таможенных пошлин устанавливаются  законодательством государств-импортеров, так же как и условия изменения  этих сроков. В части уплаты вывозных таможенных пошлин в некоторых государствах предусмотрены авансовые платежи, представляющие собой своеобразный резерв денежных средств, находящийся  у таможенных органов.

Сумма, которую плательщик должен оплатить рассчитывается с учетом применяемой  ставки таможенной пошлины для необходимого товара.

В отношении  товаров, облагаемых адвалорными ставками, основой для исчисления таможенных пошлин является таможенная стоимость  перемещаемых товаров. Исчисление пошлины  производится по формуле (1):

ТП1=ТС×Стадв,      (1)

где      ТП1 – сумма подлежащей уплате таможенной пошлины;

ТС –  таможенная стоимость перемещаемых товаров;

Стадв – адвалорная ставка таможенной пошлины.

В отношении  товаров, облагаемых специфическими ставками, основой для исчисления таможенных пошлин является фактическое количество перемещаемого товара. Исчисление пошлины  производится по формуле (2):

ТП2=К×Стспец,      (2)

где      ТП2 – сумма подлежащей уплате таможенной пошлины;

К –  количество товара в единицах измерения, в которых установлена ставка пошлины.

В зависимости  от требований законодательства в последнюю  формулу может быть добавлен курс валюты, необходимой для расчетов.

Исчисление  суммы таможенной пошлины, рассчитываемой по комбинированной ставке, было описано  выше. Базой для исчисления в зависимости  от ситуации может быть как таможенная стоимость товаров, так и их фактическое количество. [12, с. 56–57]

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным внутренним налогам. Облагаются НДС товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза. НДС на импортируемые товары выполняет две функции:

во-первых, функцию по регулированию внешнеэкономической деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке;

во-вторых, фискальную функцию, связанную с пополнением доходной части республиканского бюджета.

При импорте  товаров на территорию одного государства  – члена Таможенного союза  с территории другого государства  – члена Таможенного союза  косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством  этого государства в части  товаров, подлежащих маркировке акцизными  марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются  при импорте на территорию государства  – члена Таможенного союза  товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства  не подлежат налогообложению при  ввозе на его территорию. [4]

При определении НДС  используются адвалорные ставки. Размер ставок НДС устанавливается в  законодательном порядке. На импортируемые  в Таможенный союз товары распространяются ставки НДС, действующие на товары этих государств во внутренней торговле. В  настоящее время применяются  три ставки НДС:

  • основная ставка для большинства товаров установлена в размере 20%; 
  • по большинству продовольственных товаров (за исключением подакцизных товаров)  и значительной части товаров для детей ставка НДС установлена в размере 10%
  • НДС определяется по налоговой ставке 0% при реализации:
  • товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;
  • работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;
  • экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);
  • работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц;
  • товаров собственного производства владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации в магазинах беспошлинной торговли;
  • товаров в розничной торговле через магазины  физическим лицам, не имеющим постоянного места жительства в государстве – члене Таможенного союза , в случае вывоза иностранными лицами товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в течение трех месяцев со дня приобретения товаров
  • бункерного топлива для заправки воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты и (или) международные воздушные перевозки;
  • услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Республики Беларусь и воздушном пространстве Республики Беларусь, по обслуживанию, включая аэронавигационное обслуживание, воздушных судов, выполняющих международные полеты и (или) международные воздушные перевозки, по перечню таких услуг, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.[3, ст. 102]

 Таможенная стоимость  товаров, ввозимых на таможенную  территорию Таможенного союза,  определяется в соответствии  с международным договором государств  – членов Таможенного союза,  регулирующим вопросы определения  таможенной стоимости товаров,  перемещаемых через таможенную  границу (Соглашение об определении  таможенной стоимости товаров,  перемещаемых через таможенную  границу Таможенного союза) и  используется при обложении товара  пошлиной, ведении таможенной статистики  внешней торговли и специальной  таможенной статистики, а также  применении иных мер государственного  регулирования торгово-экономических  отношений, связанных со стоимостью  товара, включая осуществление валютного  контроля внешнеторговых сделок  и расчетов банков по ним  в соответствии с законодательными  актами государства.

Таможенная стоимость  является основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов, таможенных сборов и НДС.

Система определения  таможенной стоимости (таможенной оценки товаров) основывается на общих принципах  такой оценки, принятых в международной  практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного  союза.

 

Акциз — это косвенный налог, входящий в состав цены отдельных товаров.

Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий  для конкуренции на внутреннем рынке  между отечественными и импортируемыми товарами. В то же время акцизы по ввозимым товарам служат одним из источников пополнения доходной части  республиканского бюджета. Доля акцизов  в объеме таможенных платежей составляет хотя и небольшую долю, но она  имеет тенденцию к увеличению.

При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза подлежат обложению  акцизами следующие подакцизные  товары:

1.1. спирт;

1.2. алкогольная продукция;

1.3. непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

1.4. пиво, пивной коктейль.

1.5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов.

1.6. табачные изделия;

1.7. автомобильные бензины;

1.8. дизельное и биодизельное топливо;

1.9. судовое топливо;

1.10. газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

1.11. масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

1.12. микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые;

1.13. сидры;

1.14. пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Специфические ставки акциза устанавливаются в  рублях за единицу измерения подакцизного товара. [3, ст. 111, 117]

При исчислении суммы акциза по адвалорным ставкам  в качестве налогооблагаемой базы берется  величина, включающая таможенную стоимость  подакцизного товара, таможенную пошлину  и таможенные сборы за таможенное оформление.

Ставки акцизов  по подакцизным товарам являются едиными по всей стране.

При таможенном оформлении особое значение придается  оформлению подакцизных товаров.

 

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством  государств – членов  Таможенного союза.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" определены следующие виды таможенных сборов, взимаемых в Республике Беларусь:

- за совершение таможенных операций;

- за таможенное сопровождение  товаров;

- за выдачу квалификационного  аттестата специалиста по таможенному  оформлению;

- за принятие таможенными органами  предварительного решения;

- за включение в реестр банков  и небанковских кредитно-финансовых  организаций, признанных таможенными  органами гарантами уплаты таможенных  платежей.

Согласно действующему законодательству для уплаты таможенных сборов устанавливаются  специфические ставки.

Сборы за совершение таможенных операций не уплачиваются при совершении таможенных операций в отношении:

  • товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, таможенного транзита, отказа в пользу государства, временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и специальную таможенную процедуру;
  • транспортных средств международной перевозки и припасов;
  • товаров, предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами либо личного пользования дипломатических и (или) административно-технических работников этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), если они не являются гражданами Республики Беларусь;
  • бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков и Международным союзом автомобильного транспорта;
  • карнетов АТА или их частей, ввозимых в Республику Беларусь либо вывозимых из нее;
  • товаров, ввозимых в Республику Беларусь или вывозимых из Республики Беларусь с применением карнета АТА, при условии их полного освобождения от обложения таможенными пошлинами, налогами;
  • товаров, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и в отношении которых не уплачиваются таможенные пошлины, налоги;
  • товаров, ввозимых в Республику Беларусь и (или) вывозимых из нее в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
  • акцизных марок и контрольных (идентификационных) знаков, ввозимых в Республику Беларусь или вывозимых из нее;
  • товаров, ввозимых в Республику Беларусь в качестве международной технической помощи;
  • иных товаров в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь;

Информация о работе Совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)