Совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить сущность и роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства. Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:
- определить виды таможенных платежей, уплачиваемые в Республике Беларусь;
- обозначить основные условия эффективности применения данных платежей;
- для практической наглядности рассмотреть применение данных инструментов в рамках действующего законодательства Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1 Общая характеристика таможенных платежей…………………………………5
1.1 Место и значение таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности государства…………………………………5
1.2 Характеристика видов таможенных платежей…………………………………8
2 Анализ таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ..17
2.1 Законодательная регламентация таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ………………………………………………….…17
2.2 Анализ динамики таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………………….20
3 Направления совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе) ……………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 65.96 Кб (Скачать)

Все таможенные платежи поступают в бюджет, а взимание таможенных платежей при таможенном оформлении товаров обеспечивает авансовое наполнение доходов бюджета. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом (лицом, перемещающим товары) либо иным лицом в соответствии с таможенным законодательством. Плательщиками являются как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь.  
Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров или на таможенных складах которого хранятся товары, принятие предварительного решения, либо выдающему квалификационные аттестаты, либо таможенным лабораториям. Таможенные платежи объединяет то, что они связаны общей формой их взимания таможенными органами и правовая основа по их начислению закреплена в таможенном законодательстве. Значимую роль в регулировании внешнеэкономической деятельности и наполнении бюджета играют налоговые таможенные платежи: таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость и таможенные платежи с физических лиц. Объектом обложения налоговыми таможенными платежами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

 Структура  таможенных платежей в разрезе их видов приведена в таблице 2.

 

Таблица 2 − Структура таможенных платежей в разрезе их видов (в фактически действовавших ценах)

 

 

Налоговые доходы от ВЭД

Таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины

Вывозные таможенные пошлины

Прочие сборы и поступления  от внешнеэкономической деятельности

Ввозные таможенные пошлины, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, поступившие от государств — участников ТС

в соответствии с международными соглашениями

Ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с  ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением  об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения  ввозных таможенных пошлин

Специальные, антидемпинговые и компенсационные  пошлины, уплаченные и зачисленные  в соответствии с таможенным законодательством  Таможенного союза

Млрд. руб.

Млрд. руб.

Уд. вес в нал. доходах, %

Млрд. руб.

Уд. вес в нал. доходах, %

Млрд. руб.

Уд. вес в нал. доходах, %

Млрд. руб.

Уд. вес в нал. доходах, %

Млрд. руб.

Уд. вес в нал. доходах, %

Млрд. руб.

Уд. вес в нал. доходах, %

2008

10612,5

2465,1

23

8139,1

77

8,2

0,077

           

2009

7969,5

2322,5

29

5637,2

71

9,7

0,123

           

2010

5776,5

2138,2

37

1655,5

29

712,9

12

1223,4

21

46

1

   

2011

15146,8

1639,5

11

7125,4

47

–150,4

0,9

6281,3

41

250

1,6

0,9

0,006

2012

25826,3

2872,9

11

10927,5

42

1160,6

4

10478,7

41

384,3

1,4

2

0,008


Примечание − Источник: собственная разработка на основании статистических данных об исполнении государственного бюджета 

Основой таможенно-тарифного  регулирования являются таможенные пошлины – обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при экспорте и импорте товаров и являющийся условием их внешнеэкономической деятельности. В то же время таможенные пошлины представляют налог, включаемый в продажную стоимость товаров и тем самым влияющий на их конкурентоспособность на рынке.

Как видно из таблицы 2 наибольший удельный вес в общей сумме  таможенных платежей имеют вывозные таможенные пошлины. В 2008-2009 годах данных платежей составила 77 и 71 процент соответственно. Основываясь на этих данных, можно  сделать вывод о том, что таможенные пошлины на тот момент выполняли  чисто фискальную функцию, и были направлены на выполнение одной цели – пополнение государственного бюджета. Однако, со вступлением Республики Беларусь в Таможенный союз в 2010 году, состав и структура таможенных выплат в государственный бюджет кардинально  изменились. Как ранее упоминалось, белорусское правительство в 2010 отменило экспортные пошлины на нефтепродукты, чтобы снизить налоговую нагрузку на нефтепереработчиков. Это существенно снизило сумму поступлений в бюджет от вывозных таможенных пошлин с 5637,2 млрд. руб. в 2009 до 1655,5 млрд. руб. в 2010 году. Тем не менее, со вступлением Республики Беларусь в Таможенный союз, бюджет получил дополнительные источники финансирования:

  • Ввозные таможенные пошлины, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, поступившие от государств — участников ТС в соответствии с международными соглашениями;
  • Ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, уплаченные и зачисленные в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Как видно из таблицы 2, начиная  с 2010 республиканский бюджет получил  еще один существенный источник дохода – таможенные пошлины, полученные и  распределенные между участниками  в рамках Таможенного союза. Удельный вес данных поступлений в общем  объеме поступлений значителен: 21% в 2010 году и 41% в 2011-2012 годах. Это свидетельствует о том, что в последние годы усиливается значимость и величина налоговых таможенных платежей взимаемых при пересечении таможенной границы Республики Беларусь в рамках Таможенного союза.

 

 

 

 

3 Направления совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)

 

Таможенное  регулирование основной своей целью  ставит защиту белорусского рынка, отечественных  потребителей и производителей, стимулирование развития экономики экспорта товаров, решение задач торговой политики и т.п. Эти задачи обусловлены острой потребностью Республики Беларусь в обеспечении суверенитета и независимости, его национальной безопасности. Таможенное регулирование наряду с таможенным делом составляет предмет таможенного права, закреплено в качестве составной части внутренней и внешней политики государства и имеет определенные цели, в основном носящие экономический характер. 

Основным  условием эффективности таможенной пошлины является ее соответствие разнице  цен на отечественный товар на внутреннем рынке и цене аналогичного товара на мировом рынке. Если пошлина  компенсирует эту разницу цен (или  превышает ее) – пошлина может  выполнять защитную функцию.

Многие, аналогичные по потребительским  свойствам, импортные товары производятся в Республике Беларусь или их производство может быть организовано в нашей  стране на экономически выгодных условиях. Но некоторые товары могут попасть  на внутренний рынок только путем  ввоза из других стран. К их числу  относятся отсутствующие в Республике Беларусь природные ресурсы, чай, кофе, тропические фрукты и т.д. Кроме  того, следует принимать во внимание объем потребления конкретного  товара внутренним рынком. При незначительном потреблении его производство в  Республике Беларусь может оказаться  возможным, но экономически нецелесообразным. На товары, имеющие отечественные  аналоги, пошлины должны устанавливаться  с учетом соотношения между мировыми и национальными издержками на производство товара и ценами на него. Эти соотношения  могут значительно отличаться для  различных товаров, что предопределяет необходимость дифференциации ставок таможенных пошлин по группам и видам  товаров. В отношении массово  ввозимых товаров таможенные пошлины  могут устанавливаться для конкретных товаров или изделий с учетом их индивидуальных особенностей.

Напомним, что экономической основой величины импортных таможенных пошлин является соотношение между мировыми и  национальными ценами для импортных  и аналогичных отечественных  товаров.

Если  таможенные пошлины, установленные  в соответствии с существующим в  данный момент соотношением цен, то они  выравнивают условия конкуренции  и не создают преимуществ для  тех или других товаров. Такие  пошлины выполняют стабилизирующую  функцию.

Ввозные пошлины могут быть установлены  выше разницы между мировыми и  национальными ценами. В этом случае они будут выполнять протекционистскую  функцию, ограничивая допуск на внутренний рынок импортных товаров, а при высоком уровне таможенной пошлины – практически запрещать этот ввоз (т.н. запретительные таможенные пошлины).

Если  величина таможенной пошлины значительно  меньше указанной разницы цен, она  не будет выполнять защитной функции  и пошлина не может быть эффективным  инструментом внешнеторговой политики. Но, как правило, при этом страна не вправе (из – за членства в ВТО  или опасности ответных санкций) значительно увеличить ставки таможенных пошлин. В настоящее время это  явление имеет повсеместный характер.

Таможенные  пошлины, установленные ниже разницы  между мировыми и национальными  ценами, создают благоприятные условия  для импорта товаров и их функцию  можно рассматривать как стимулирующую  импорт товаров. Применяя такие ставки таможенных пошлин, государство обостряет  конкуренцию на внутреннем рынке. Как  правило, это сопровождается снижением  цен на товары и вынуждает отечественных  производителей выпускать конкурентоспособную  продукцию.

Таможенные  пошлины, применяемые к товарам, не имеющим отечественных аналогов, могут выполнять функцию стимулирования их производства (переработки) в стране. Например, стоимость обработанного  и подготовленного к употреблению кофе в несколько раз дороже исходного  сырья – сырых кофейных зерен. При значительном объеме потребления  такого товара внутренним рынком, целесообразно  производить экспорт сырого кофе и его последующую переработку  внутри страны.

Экспортная (вывозная) таможенная пошлина взимается  с товаров, вывозимых за пределы  таможенной территории государства (группы государств). Как правило, экспортная таможенная пошлина применяется  государствами с недостаточно развитой экономикой либо государствами с  богатым запасов природных ресурсов. Экспортные таможенные пошлины применяются  в целях монополии на производство или сбыт какого-либо товара, сохранения национальных ресурсов, с тем, чтобы  сократить их вывоз до определенного  предела. При этом государство перераспределяет в свою пользу часть доходов, получаемых от экспорта природных ресурсов.

Однако  экспортные пошлины противоречат природе  рыночные отношений, так как их взимание повышает цену экспортируемых товаров  и понижает их конкурентоспособность  на мировом рынке. Это может привести к отказу в приобретении экспортируемых товаров, что приведет к негативным процессам в национальной экономике. Экспортные пошлины имеют ограниченное применение и ряд стран, ранее  взимавших такой вид пошлин, в  настоящее время отказались от них.

И, что  естественно, любая пошлина выполняет  фискальную функцию, обеспечивая доходы бюджета.

При этом в рамках создания условий для  экономического роста можно выделить несколько направлений:

  1. Одно из основных направлений развития таможенного тарифа в ТС - это оптимизация абсолютного размера ставок таможенных пошлин. Практика свидетельствует, что высокие ставки пошлин эффективны лишь в том случае, когда необходимо ограничить ввоз тех или иных товаров. Если такая цель не ставится, высокие ставки не способствуют ведению честного бизнеса и, в конечном итоге, приводят к сокращению сумм таможенных платежей. Относительное снижение уровня ставок пошлин благоприятно сказывается на внешнеторговой деятельности и позволяет увеличить поступления в бюджет.
  2. Основным направлением таможенно-тарифного регулирования должен стать выборочный протекционизм потенциально конкурентных отраслей экономики при общем снижении ставок пошлин, который можно достигнуть посредством научного обоснования размера таможенного обложения. Объективной трудностью при установлении уровня импортных таможенных пошлин является разница между мировыми и национальными ценами. Как правило, в развитых странах нет резких различий в уровне производительности труда (что влияет на национальные цены), и поэтому уровень таможенных пошлин относительно низок. В развивающихся странах при высоком уровне национальных издержек для защиты отечественного производителя применяются значительно более высокие таможенные пошлины на импортируемые товары. Для защиты отечественного производства важно определить, какой уровень национальных издержек следует признать экономически обоснованным и требующим определенной защиты от иностранной конкуренции. Необходимо постепенно переходить к использованию пиковых значений таможенных пошлин по определенным товарам, производство которых особо важно для экономики страны. Компенсировать сверхвысокие ставки для недопущения повышения общего обложения можно снижением ставок ввозных таможенных пошлин на сырьевые товары. Очень важно провести анализ современного состояния отраслей и выбрать из них те, которые нуждаются в защите. Анализ должен учитывать также важность отрасли для хозяйства страны. Естественно, эта защита не может распространяться на технически отсталые бесперспективные предприятия и производства, чьи индивидуальные издержки значительно превышают средний национальный уровень, что означало бы консервацию технической и экономической отсталости. Следует отметить, что совокупная конкурентоспособность конечной продукции складывается не только из ее собственной конкурентоспособности, но зависит и от промежуточных продуктов, тарифная защита которых тоже должна быть на определенном уровне.
  3. Другим приоритетным направлением работы является активное применение особых видов пошлин - антидемпинговых, специальных, компенсационных, а также расширение практики применения сезонных пошлин. Практическое использование перечисленных видов пошлин позволяет достаточно эффективно осуществлять выборочную защиту отечественных товаропроизводителей, когда иностранная конкуренция наносит им существенный ущерб.
  4. Одним из направлений работы по совершенствованию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности следует назвать установление дифференцированных по своему уровню ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов, предназначенных для промышленного изготовления отдельных товаров. Необходимо дифференцировать размер ставок ввозных таможенных пошлин в отношении комплектующих для промышленной сборки товаров. Комплектующие, используемые для прочих целей, можно облагать ставкой пошлины, используемой для готовых изделий, а в отношении комплектующих для промышленной сборки применять пониженную ставку. Принятие данных предложений позволит, обеспечить благоприятные условия для деятельности существующих и развития новых отечественных предприятий, работающих в этой области.
  5. Также крайне актуальным вопросом является активизация ввоза в Беларусь технологического оборудования ввиду высокой степени износа основных фондов на большинстве белорусских предприятий. Следует отметить, что некоторые виды оборудования в Беларуси не производятся, но крайне необходимы для технического переоснащения отечественных предприятий до современного технологического уровня. Поэтому существует необходимость снижения (а возможно, и полной отмены) таможенных пошлин на импортируемое технологическое оборудование, особенно на уникальное, не производимое в Беларуси.

Информация о работе Совершенствования системы таможенных платежей в Республике Беларусь (Таможенном союзе)