Современное состояние валютного контроля, осуществляемого таможенными органами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является роль таможенных органов в осуществлении валютного контроля. Из этой цели вытекают следующие задачи:

рассмотреть причины необходимости создания валютного контроля;
определить место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля;
обозначить сферу полномочий таможенных органов;
проанализировать деятельность таможенных органов;
подробно рассмотреть технологию осуществления валютного контроля;
осветить пути совершенствования валютного контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ.……
Валютное регулирование и валютный контроль, цели и задачи. Причины необходимости создания валютного контроля……………
Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля Российской Федерации. Компетенция таможенных органов в области валютного контроля Таможенного Союза……………………
Сфера полномочий таможенных органов в осуществлении валютного контроля ………………………
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ……………………

2.1 Технология осуществления валютного контроля таможенными органами

2.2 Анализ деятельности таможенных органов………………………………..

2.3 Пути совершенствования валютного контроля в области таможенного дела……………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Валютный контроль.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Конечно же, существование такой нормативной  базы нуждается в мощной практической поддержке, то есть подразумевает наличие административного механизма, способного в случае необходимости создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений привлечь к ответственности нарушителей. Необходимо отметить, что валютный контроль является только надстройкой системы валютного регулирования в целом (если такая система предполагает наличие валютных ограничений) и решает вполне конкретный задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества.

     Итак, валютное регулирование, как часть  денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание  экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. 
 

    1.   Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля. Компетенция таможенных органов в области валютного контроля Таможенного Союза.

      Валютный  контроль активно использовался  абсолютным большинством государств в  критические для их экономики  периоды, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализации экономических  отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.

      В соответствии с особенностями развития различных стран при определении  форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные различия. Кроме того значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений. Тем не менее, такие государства объединяло понимание того, что на определенном этапе развития, при умелом использовании этого механизма, валютный контроль может служить одним из важных элементов экономической политики государства, обеспечивающих стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного периода.

      Система валютного контроля достаточно успешно  реализовывалась в различные  периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой  Зеландии, Ирландии, Испании и во многих других государствах.

      Системы валютного контроля, ограничивающие валютные операции с использованием административных мер, в настоящий момент функционируют, например, в Венгрии, Чехии и Словакии. В Греции и Португалии до настоящего момента существуют ограничения на операции, связанные с движениями капиталов. В Польше контроль за полнотой репатриации валютной выручки осуществляют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей.

      Таким образом, можно говорить о широком  спектре тактических подходов при организации валютного контроля, которым может воспользоваться государство.

      Необходимо  отметить, что даже в случае формальной отмены валютного контроля, как правило, осуществляется хотя бы статистическое наблюдение за процессами, происходящими  при движении капиталов, зачастую при этом используются механизмы ранее применявшиеся в валютном контроле (Германия, Япония). Эти же механизмы государства задействуют и для реализации задач, связанных с борьбой с «отмыванием грязных денег», чему в настоящий момент мировым сообществом уделяется чрезвычайно серьезное внимание.

      Важным  условием валютного контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности является перемещение через таможенную границу  Российской Федерации предметов  внешнеторговой деятельности – товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности.

     Осуществление валютного контроля в рамках таможенного  союза осуществляется в Российской Федерации в соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

      Все таможенные органы осуществляют функции  валютного контроля в пределах своей  компетенции. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения:

  • в ФТС России – Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля
  • в региональных таможенных управлениях – отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля или отделы валютного контроля;
  • в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля, а также отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля, отделы валютного контроля;
  • в таможенных постах – действуют таможенные инспекторы по валютному контролю.

     Сама цель валютного контроля может быть определена как обеспечение законности при проведении валютных операций. В первую очередь, это выражается в проверке соблюдения режимов валютных ограничений. Однако контроль за законностью распространяется и на совершение действий, не подпадающих под запреты или ограничения.

       1 июля 2010 года вступило в силу новое таможенное законодательство таможенного союза, в том числе пакет документов, вносящих серьезные изменения в сферу валютного регулирования и валютного контроля. Необходимость его принятия была продиктована рядом факторов: отставанием норм таможенного права от существенно обновившегося федерального законодательства; проблемами в практической деятельности субъектов внешней торговли и должностных лиц таможенных органов; громоздкостью таможенного законодательства и запутанностью огромного массива подзаконных актов; недостатками в технологии таможенного процесса.

     Подробно  рассматривая вопросы, связанные с  изменениями и особенностями практического применения валютного законодательства, можно избежать ошибки и нарушения при совершении различного рода валютных операций.

     Одно  из структурных подразделений ФТС  России управление торговых ограничений  валютного и экспортного контроля  имеет следующие направления деятельности, связанные, непосредственно, с валютным контролем и валютным регулированием:

  • контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
  • совершенствование государственной политики в области таможенного дела, торговых ограничений, валютного контроля и ее осуществление;
  • ведомственный контроль деятельности таможенных органов в сфере торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.

     Наряду с направлениями, обозначены и функции управления:

  • организовывает проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования, актов в области государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок в пределах компетенции таможенных органов;
  • организовывает и осуществляет межведомственный информационный обмен и взаимодействие с иными государственными контролирующими органами, агентами валютного контроля, правоохранительными органами и органами государственного управления в пределах компетенции Управления;
  • участвует в разработке и определении требований к формированию и ведению электронных баз данных и программных средств автоматизации, обеспечивающих деятельность Управления и таможенных органов по осуществлению таможенного и валютного контроля, и учету их результатов, осуществляет методическое обеспечение ведения в ФТС России электронных баз данных в пределах компетенции Управления;
  • организовывает работу таможенных органов по контролю за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
  • определяет в пределах компетенции Управления формы и методы контроля таможенными органами валютных операций, а также перемещения физическими и юридическими лицами через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской Федерации, ценных бумаг в документарной форме, валютных ценностей, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • направляет в таможенные органы информацию, необходимую для осуществления валютного контроля, предусмотренную технологиями информационного обмена по вопросам осуществления контроля, относящегося к компетенции Управления, а также образцы оттисков печатей уполномоченных банков с соблюдением соответствующих правил работы с документами и иной информацией конфиденциального содержания.

     Неотъемлемой  частью организации валютного контроля было осуществление таможенными  органами проверок бухгалтерской и  иной отчетной документации участников ВЭД, позволяющее проверять достоверность  данных, представляемых как предприятиями, так и банками. 
 

    1.   Сфера полномочий таможенных органов в осуществлении валютного контроля.

     Как отмечалось ранее организация и функционирование системы валютного контроля в России на протяжении последних лет постоянно находились в процессе реформирования. Наиболее существенные изменения в эту систему были внесены с принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Действующее валютное законодательство определяет два основных направления государственного регулирования в этой области финансовых отношений — валютное регулирование и валютный контроль.

     В связи с осуществлением валютного  контроля должностные лица таможни наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований, а также другими правами, предусмотренными российским законодательством.

     Существенных  изменений в сфере полномочий, присущих таможенным органам после вступление в силу Таможенного Кодекса Таможенного Союза, не наблюдается. Из этого следует что наряду с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом валютных ценностей таможенные органы осуществляют также документальный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

      Валютный  контроль осуществляется органами валютного  контроля (Центральным банком РФ, Федеральной Таможенной Службой (ФТС) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с настоящим Федеральным Законом и иными федеральными законами могут осуществлять функции валютного контроля).

      При этом налагать штрафы, предусмотренные  валютным законодательством, за нарушение  законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).

      Полномочия  органов и агентов валютного  контроля3:

     1. Органы валютного контроля в  пределах своей компетенции издают  нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

     2. Органы и агенты валютного  контроля в пределах своей  компетенции:

      а) осуществляют контроль за проводимыми  в Российской Федерации резидентами  и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

      б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

      3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

      Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой.

       Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

      При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами и нормативными документами. В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами Российской Федерации, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством Российской Федерации.

     В целом же новшества, введенные в  валютное законодательство в последнее  время лишь дополняют и конкретизируют положения ранее принятых нормативных актов.

Информация о работе Современное состояние валютного контроля, осуществляемого таможенными органами