Субъекты таможенно-правовых отношений и их правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является системное, целостное рассмотрение правового статуса субъектов таможенно-правовых отношений.
Осуществление этой цели осуществляется через решение следующих задач:
Рассмотреть понятие таможенных правоотношений, их специфику и структуру;
Рассмотреть особенности взаимодействия субъектов таможенных правоотношений.
Дать характеристику таможенных органов Российской Федерации как специального субъекта таможенных правоотношений.
Рассмотреть специфику статуса лиц, перемещающих товары через таможенную границу.
Определить особенности правового статуса лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
Рассмотреть Таможенный союз в качестве наднационального субъекта таможенных правоотношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 5
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНЫХ ЛИЦ, ПЕРЕМЕЩАЮЩИХ ТОВАРЫ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ 13
2.1 Лица, перемещающие товары через таможенную границу как субъекты таможенных правоотношений 13
2.1 Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела 15
3. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ КАК НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая_1.docx

— 81.18 Кб (Скачать)

Уполномоченный экономический  оператор обязан вести раздельный учет ввозимых и вывозимых товаров  в целях обеспечения формирования полной и достоверной информации о товарах и надлежащего контроля за их наличием и движением в соответствии с требованиями законодательства РФ по ведению бухгалтерского и налогового учета.

Он обязан ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в таможенный орган  отчетность нарастающим итогом о  товарах, в отношении которых  совершены таможенные операции с  применением специальных упрощений; предоставляет таможенным органам  доступ в пределах их компетенции  к базам и банкам данных таможенных операций автоматизированных информационных систем с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации; применяемая им система учета логистических операций, связанных с транспортировкой и хранением товаров, предусматривает раздельный учет совершения таких операций с иностранными товарами и товарами Таможенного союза.

Дополнительными  условиями   присвоения   юридическому лицу статуса  уполномоченного экономического оператора  являются:

1) неприменение упрощенной системы  налогообложения;

2) осуществление внешнеторговой  деятельности не менее одного  года до дня обращения в  таможенный орган;

3) отсутствие судимости за совершение  преступлений в сфере экономической  деятельности у руководителя  юридического лица и его сотрудников;

4) нахождение в собственности,  хозяйственном ведении, оперативном  управлении или аренде помещений,  открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения уполномоченным экономическим оператором иностранных товаров.

Комиссией таможенного союза определяется перечень товаров, в отношении которых  не могут применяться специальные  упрощения.

 

  1. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ КАК НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

 

В связи с созданием  Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана положения таможенного  законодательства претерпели существенные изменения. Союз представляет собой  форму торгово-экономической интеграции, предусматривающую единую таможенную территорию. В ее пределах во взаимной торговле товарами, происходящими с  этой территории, а также происходящими  из третьих стран и выпущенными  в свободное обращение на таможенной территории Союза, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер.

 Правовое регулирование  таможенных отношений в рамках  Таможенного союза осуществляется  законодательством Союза. Если  этим законодательством отношения  не урегулированы, то применяются  нормы национального законодательства, но до их установления на  уровне Таможенного союза.

Таможенное законодательство Союза состоит из:

1) Таможенного кодекса  Таможенного союза (далее - ТК  ТС);

2) международных договоров  государств - членов Таможенного  союза;

3) решений Комиссии Таможенного  союза.

 Обратимся к рассмотрению  общей характеристики ТК ТС.

Поскольку документ закрепляет все основные вопросы таможенного  регулирования, можно сделать вывод  о том, что он занимает центральное  место в системе таможенного  законодательства Таможенного союза.

 ТК ТС ввел ряд  новшеств в регулировании таможенных  отношений. Изменениям подверглись некоторые термины (например, было уточнено понятие товара), появились некоторые новые понятия (такие, как "авария", "припасы", "экспресс-груз", и др.).

 Многочисленны изменения  в части регулирования таможенного  оформления (сокращается период  оформления грузовой таможенной  декларации с трех до двух  дней; у декларанта появляется  возможность внесения изменений  в таможенную декларацию до  и после выпуска товаров и  пр.).

 Виды таможенных платежей  остались прежними. Таможенные пошлины,  налоги уплачиваются в валюте  государства - члена Таможенного  союза, в котором подлежат уплате. Однако было изменено понятие  таможенных сборов. Они взимаются  таможенными органами за совершение  ими действий, связанных с выпуском  товаров, таможенным сопровождением  товаров, а также за совершение  иных действий, установленных ТК  ТС и (или) законодательством  государств.

 Появились новые формы  таможенного контроля: учет товаров,  находящихся под таможенным контролем,  проверка системы учета товаров  и отчетности, а также таможенная  проверка.

Особенностью ТК ТС явилось  большое количество в нем отсылочных норм. Указанное обстоятельство негативно  оценивается теоретиками, а также  вызывает обеспокоенность у бизнес-сообщества. Большое число отсылочных норм скажется на эффективности правового регулирования, затруднит процесс правоприменительной практики, создаст препятствия для использования норм добросовестными субъектами хозяйственной деятельности и условия для безнаказанного злоупотребления правами со стороны недобросовестных субъектов хозяйственной деятельности.

 С учетом вышеизложенного  можно сделать вывод о том,  что ТК ТС имеет и достоинства,  и недостатки. К положительным аспектам можно отнести то, что он является единым для трех стран, юридически и логически цельным, внутренне согласованным актом. Это делает таможенное законодательство Таможенного союза более компактным, согласованным, что существенно упрощает его понимание и применение. Однако сжатые сроки разработки и принятия ТК ТС не лучшим образом отразились на его содержании, о чем свидетельствуют как многочисленные изменения, внесенные еще до вступления в силу ТК ТС, так и большое число норм, отсылающих к национальному законодательству. Указанные обстоятельства, безусловно, могут негативно отразиться на скорейшем достижении целей и задач интеграции.

Важным источником законодательства Таможенного союза являются решения Комиссии Таможенного союза, имеющие обязательный характер. Указанные акты весьма многочисленны - принято свыше 500 решений. Они направлены на обеспечение условий функционирования и развития Союза, развитие положений ТК ТС и международных договоров, их конкретизацию. Решения Комиссии имеют окончательное значение и подлежат применению на всей территории Таможенного союза.

 Особенностью рассматриваемых  решений является то, что они  подлежат непосредственному применению  в государствах - членах Таможенного  союза и имеют юридическую  силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами  и должностными лицами государств, к компетенции которых отнесено  регулирование соответствующих  правоотношений на момент передачи  Комиссии Таможенного союза соответствующих  полномочий. Таким образом, они не подлежат ратификации и имеют статус прямого действия.

Нормотворчество Комиссии способствует решению задач, требующих оперативного реагирования, поскольку ее заседания  проводятся не реже одного раза в месяц (в то время как Межгоссовет ЕврАзЭС, высший орган Таможенного союза, собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год). Исходя из этого, к достоинствам решений Комиссии можно отнести возможность систематического урегулирования таможенных отношений в рамках Союза, восполнения пробелов по мере их возникновения.

 Таким образом, международно-правовое  регулирование отношений в рамках  Таможенного союза представлено  ТК ТС, международными договорами  государств - членов Таможенного  союза по вопросам, не урегулированным  ТК ТС и решениями Комиссии  Таможенного союза. 

Безусловно, нормальное развитие интеграции немыслимо без адекватного  правового обеспечения. Поэтому  важно, чтобы процесс становления  законодательства Таможенного союза  завершился как можно скорее. Однако стремление разработать правовую базу в кратчайшие сроки не должно идти вразрез с качеством международных  актов. Необходимо сформировать законодательство Таможенного союза таким образом, чтобы все изменения были последовательными, согласованными, четкими. Поэтому положения  принимаемых международных договоров  должны иметь максимально точные формулировки, быть грамотными с точки  зрения юридической техники в  целях предотвращения возникновения  коллизий.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы рассмотрели особенности правового статуса субъектов таможенно-правовых отношений, раскрыв их с помощью поставленных задач.

Исходя из этого, можно  сделать следующие выводы:

Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права и возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Одним из участников таможенных правоотношений является таможенный орган - специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела.

Все субъекты таможенных правоотношений находятся в тесном взаимодействии. При этом важно установить эффективное регулирование отношений между субъектами таможенного права

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность таможенных органов РФ в настоящее время, является Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Физические лица, перемещающие товары для личного пользования, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Индивидуальные предприниматели, по своему статусу, в том числе  кругу полномочий в области таможенного  дела, приравниваются к юридическим  лицам.

Юридические лица, как коллективные субъекты таможенных правоотношений, включают в себя предприятия, учреждения и организации, перемещающие через таможенную границу товары или транспортные средства.

Основными характеристиками правового статуса лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, являются условия включения в реестр, а также права, обязанность и ответственность.

В пределах единой таможенной территории Таможенного союза во взаимной торговле товарами, происходящими с этой территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на таможенной территории Союза, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Международно-правовое регулирование отношений в рамках Таможенного союза представлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза по вопросам, не урегулированным ТК ТС и решениями Комиссии Таможенного союза.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011)
  3. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. - М.: "Проспект", 2011 г. – 134 с.
  4. Таможенное право: вопросы и ответы / С.В. Халипов. – М.: ИД «Юрис'

пруденция», 2011. – 176 с.

  1. Чермянинов Д.В.  К вопросу о классификации субъектов таможенных правоотношений // "Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г. – 15 с.
  2. Таможенное право: курс лекций / О.Ю.Бакаева, Г.В.Матвиенко – М.: РАП, Эксмо, 2009.
  3. Бекяшев К.А,  Моисеев Е.Г. Таможенное право:  учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.
  4. Вобликов А. Б., Таможенное право: учеб. пособие. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. - 180 с.
  5. Цидилина И.А. Международно-правовое регулирование отношений в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Таможенное дело. 2011. N 2. С. 2 - 6.

1 Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза - "Проспект", 2011 г.

2 Таможенное право : курс лекций / О.Ю.Бакаева, Г.В.Матвиенко – М.: РАП, Эксмо, 2009, с.20

3 Бекяшев К.А,  Моисеев Е.Г. Таможенное право:  учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009, с.35.

4 Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза - "Проспект", 2011 г.

 


Информация о работе Субъекты таможенно-правовых отношений и их правовой статус