Сущность таможенных пошлин

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

    Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

2. По способу взимания:

    Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

    Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

    Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора.[3] На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

    Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от таможенной стоимости, но не более 20$ за 1 тонну.).

3. По характеру:

    Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли  продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

      Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

    Условием  постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

    Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

    На  практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

    Выявление демпинга выступает причиной наложения  антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает  обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

    Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах.

4. По происхождению:

    Автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

    Конвенционные – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО;

    Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

5. По типам ставок:

    Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

    Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

    6. По способу вычисления:

    Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

    Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

    В  таможенно-тарифной практике большинства  стран наибольшее распространение  получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельных случаях и в два раза. Поэтому методы определения цены импортного товара также важны для расчета сумм пошлин, как и размер самой пошлины.

    В настоящее время средний уровень  ставок таможенного тарифа промышленно  развитых стран относительно низок: приблизительно 6% от стоимости товара. В развивающихся странах уровень таможенного обложения импорта значительно выше. Средний уровень таможенных тарифов многих развивающихся стран составляет 38-40%, а ставки колеблются от 1% до 100% и более. На отдельные товары пошлина составляет 150-200% и более.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Влияния таможенных пошлин на благосостояние общества 

   Практически все страны, участвующие в международной  торговле, используют таможенный тариф как одно из важных средств регулирования внешнеэкономических связей. Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

   В зависимости от того, какая сторона  торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

   Таможенный  тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

   -инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

   -свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

   -конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

     Единообразия в подходах к определению уровня ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое обложение, не было в прошлом, нет и в настоящее время. Однако при решении вопросов об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин необходимо их влияние на благосостояние потребителей, производителей, и в общества в целом. 

    2.1 Влияние таможенного тарифа на  потребителей 

    Интуитивно  ясно, что в результате введения таможенного тарифа в первую очередь  страдают потребители импортных  товаров. Сам факт ввоза некоторого товара из-за границы свидетельствует  о том, что потребитель предпочитает его отечественному. Вследствие обложения этого товара импортной пошлиной потребитель будет вынужден либо тратить на его приобретение большую сумму денег, либо приобретать его в меньших количествах, либо и то и другое одновременно. Таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей. Исследование таможенного тарифа в рамках анализа спроса и предложения вполне согласуется с нашей интуицией. Однако анализ, в отличие от интуиции, дает возможность выразить в денежных единицах, во сколько обходится потребителю введение тарифа.

      Представляя исходную схему спроса и предложения, с помощью которой можно выявить последствия введения тарифа на какой-либо товар, в данном случае – рассмотрим импортные велосипеды. В отсутствие тарифа импорт велосипедов осуществлялся бы свободно по мировой цене - 200 долл. Конкуренция между иностранной и отечественной продукцией привела бы к тому, что цена отечественных велосипедов также установилась бы на уровне 200 долл. Потребители покупали бы по этой цене у отечественных производителей So, а импорт составил бы Mo велосипедов в год, доведя общий объем потребления до Do = So+ Mo велосипедов.

    Если  вникнуть в смысл кривой спроса, то можно подсчитать, сколько выигрывают потребители от возможности купить велосипед и как введение тарифа этот выигрыш снижает. Кривая спроса прежде всего указывает, какое количество товара будет приобретено по данной цене. Кроме того, в ней для каждого приобретаемого количества определена максимальная цена, по которой некий покупатель согласится приобрести еще один велосипед. Из кривой спроса на следует, что при цене свободной торговли 200 долл. найдется покупатель, согласный приобрести еще один велосипед именно за такую цену. В то же время в точке кто-то согласится купить велосипед за 220 долл., что в итоге выводит нас на объем потребления, равный велосипедов в год. Аналогично, если бы по каким-то причинам в данной стране велосипеды купить было бы невозможно, то, очевидно, нашелся бы потребитель, готовый заплатить за первый велосипед очень высокую цену, скажем 1000 долл.

    Такая трактовка кривой спроса позволяет  оценить в денежном выражении  выигрыш потребителей от самой возможности  приобретения велосипедов. Приобретение велосипеда по цене мирового рынка 200 долл. потребителем, который был готов заплатить за него 1000 долл., сэкономит ему ежегодно 800 долл.

    Тариф в 20 долл., увеличивая стоимость велосипеда на 10%, сокращает выигрыш потребителя  от покупки велосипеда. Поднимая цену до 220 долл., тариф, как следует, вынуждает одних потребителей платить на 20 долл. больше за каждый велосипед, чтобы приобрести то же количество , которое они приобрели бы по цене 200 долл., других - вообще отказаться от покупки велосипедов, не стоящих, по их мнению, того, чтобы платить за них 220 долл. В результате совокупный спрос снижается.

    Размер  потерь потребителей от введения тарифа можно оценить количественно, и  эта величина порой оказывается  весьма значительной. Тариф приводит к увеличению не только цен импортных  изделий, но и отечественных. Сразу после введения тарифа отдельные потребители могут пытаться избежать переплаты в 20 долл. путем перенесения спроса с импортных на отечественные велосипеды. Однако внутреннее предложение не может расти без параллельного увеличения издержек производства сверх 200 долл. (иначе отечественные производители не нуждались бы в тарифной защите). В результате продажи отечественных велосипедов достигают величины, при которой их предельные издержки, и соответственно цена, равняются тем же 220 долл., и потребитель вынужден уже переплачивать за все велосипеды, а не только иностранные.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность таможенных пошлин