Сущность таможенных пошлин

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    2.2 Влияние таможенного тарифа на  производителей 

    Отечественные производители, выпускающие конкурирующую  с импортом продукцию, выигрывают от введения тарифа только в том случае, когда его следствием является действительное ограничение импорта. Чем дороже обходится потребителю иностранный товар, тем с большей охотой обращаются они к отечественным производителям, которые в результате выигрывают как за счет роста продаж, так и от более высоких цен, установившихся благодаря введенному тарифу.

    Выигрыш производителя от введения тарифов  можно оценить количественно, где  дается картина того же велосипедного  рынка,но только с точки зрения производителя. Итак, тариф увеличивает цену отечественных велосипедов с 200 до 220 долл. Отечественные компании отвечают на это ростом выпуска и продаж велосипедов до тех пор, пока это им выгодно. Именно при выпуске издержки производства каждого следующего велосипеда, достигают рыночной цены с учетом тарифа, или 220 долл. Сверх этого им невыгодно увеличивать выпуск товаров, поскольку предельные издержки производства будут превышать 220 долл. Или цену получаемую ими при продаже велосипедов в результате конкуренции с иностранными поставщиками на внутреннем рынке.

    Прибыль производителей равна разнице между  совокупной выручкой и издержками производства. Совершенно очевидно, что введение тарифа увеличило доход от совокупных продаж отечественных производителей. Однако не весь доход является прибылью. Таким образом, тариф увеличивает прибыль отечественной велосипедной промышленности.

    Выигрыш отечественных производителей от введения тарифа не перекрывает потерь потребителей. Причина проста: производители получают преимущество за счет повышения цен только в отношении отечественных товаров, тогда как потребители вынуждены платить одинаково высокую цену как за отечественные, так и за импортные товары.

    Фактический уровень защитного тарифа

    Очевидно, что чем выше уровень тарифа, тем  с большей надежностью защищает он конкурирующие с импортом отечественные фирмы. Однако для того, чтобы уяснить, кого персонально защищают импортные тарифы, необходимо внимательнее рассмотреть структуру производства.

    Тариф на продукт какой-либо отрасли является защитой не только по отношению к самим фирмам, производящим этот товар на территории страны. Он защищает также доходы рабочих и служащих, занятых на этих фирмах и участвующих в производстве «добавленной стоимости»[9]. Кроме того, тариф защищает также доходы отраслей, поставляющих данной отрасли сырье и материалы. Таким образом, рассмотренный нами тариф на велосипеды оказывает поддержку не только велосипедным фирмам, но и рабочим, занятым на данном производстве, и фирмам, поставляющим этой отрасли стальные детали, резину и прочие промежуточные товары. Все это несколько осложняет задачу измерения влияния тарифа на фирмы, производящие велосипеды. На положение фирм данной отрасли влияют также тарифы, установленные на импорт товаров, представляющих для нее элементы затрат. Например, на фирмы, выпускающие велосипеды, окажет влияние введение импортных пошлин на сталь или резину. Это еще более осложняет процедуру измерения воздействия всей тарифной системы на отдельную промышленную компанию.

    Для того чтобы решить эти вопросы  на должном уровне, требуется более полная модель взаимодействия спроса и предложения, одновременно охватывающая несколько отраслевых рынков. В целях сокращения масштаба модели ученые-экономисты разработали более простой способ измерения, упрощающий задачу. Предложенный показатель количественно оценивает воздействие всей тарифной системы на добавленную стоимость единицы продукции, выпущенной данной отраслью. При этом не делается попытки оценить возможное изменение производства данной или комплементарных ей отраслей, а также сдвига цен.

    Фактический уровень защитного тарифа (the effective rate of protection) в отдельной отрасли  определяется как величина (в процентах), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы  созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции.

    Фактически  уровень защитного тарифа в отдельной  отрасли может значительно отличаться от размера тарифа, уплачиваемого  потребителем «номинального уровня защитного тарифа».  

    2.3 Влияние таможенного тарифа на  государство 

    Влияние тарифа на импортирующую страну отнюдь не исчерпывается изменением уровня благосостояния потребителей и производителей. Пока тариф ограничивает импорт лишь частично, т.е. не является запретительным, он приносит доход государству. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа и объема импорта, им облагаемого .

    Доходы  от таможенных тарифов, безусловно, представляют собой выигрыш для страны в  целом. Сумма, полученная государством от взимания пошлин, может впоследствии служить различным целям: превратиться в дополнительные расходы на социальные программы, способствовать снижению таких, к примеру, налогов, как подоходный, или просто поднять оклады ненасытным государственным служащим.[10] Хотя нам и небезразлична та форма, которую впоследствии примет доход государства от взимания тарифов, однако главное - это то, что он останется в пределах страны и, следовательно, должен приниматься во внимание при расчете последствий от тарифного заслона наряду с выигрышем предпринимателей и потерями потребителей.

    В нашем анализе мы опирались также  и на ряд других предпосылок, влияющих на оценку эффекта от введения тарифа. Вот важнейшие из них.

    1. Предполагалось, что импортирующая  страна сама не может воздействовать  на уровень мировых цен. 

    2. До сих пор наш анализ не касался баланса платежей между рассматриваемыми странами, так как не учитывалось, что введение тарифа приводит к сокращению выплат иностранным поставщикам. В действительности снижение денежных затрат на приобретение импортной продукции влечет за собой либо изменение курса валют, либо сдвиг платежного баланса в направлении положительного сальдо. Эти последствия, связанные с платежным балансом, имеют аспекты, которые не будут рассматриваться в данном контексте.

    3. В ходе анализа подразумевалось, что мы имеем дело с оптимальным миром, где при свободной торговле выигрыши и потери отдельных субъектов являются одновременно выигрышами и потерями всего общества. Только введение тарифа становится фактором, устанавливающим различие между общественными и личными интересами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Аргументы за и против таможенных  тарифов 

    Исторически основной спор между сторонниками и  противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средства экономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками и противниками тарифов, используются в тех или иных вариантах практически во всех странах, включая Казахстан, и поэтому заслуживают самостоятельного рассмотрения.

    Противники  тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

    -Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

    -Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

    -Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

    -Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

    -Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

    Аргументы в защиту тарифов

    Несмотря  на столь убедительную аргументацию сторонников свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как главный способ государственного регулирования внешней торговли практически всеми странами мира. Набор аргументов в защиту таможенных тарифов как средства торговой политики государства весьма широк, и каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к ее местным условиям. Судя по обсуждениям в парламенте и дискуссии в средствах массовой информации, для РК наиболее актуальны следующие аргументы в защиту таможенных тарифов.

    -Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

    -Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в Казахстане. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

    -Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Казахстан. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Информация о работе Сущность таможенных пошлин