Таможенная политика в современной России (на примере нефтедобывающей отрасли)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена и тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные платежи. Таможенное дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере межэкономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов.
Меня, как будущего специалиста в области таможенного дела, не смогла не заинтересовать таможенная политика современной России, а также методы её реализации на примере самой важной отрасли нашей промышленности – нефтедобычи. Эта тема является довольно интересной, ведь таможенное дело и таможенная политика развиваются по своим специфическим законам, и нельзя судить о них, не изучив все подробности. А в условиях мирового финансового и экономического кризиса эта тема является особенно актуальной, т. к. именно нефтедобывающая отрасль не позволяет рухнуть российской экономике.
Целью данной курсовой работы является не просто изучение таможенной политики, но и рассмотрение её реализации на конкретном примере нефтедобывающей отрасли.
На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
исследовать теоретические основы таможенной политики РФ;
рассмотреть основные направления современной таможенной политики РФ;
выяснить способы и методы её реализации;
изучить основные показатели нефтегазового комплекса нашей страны;
узнать о влиянии мирового финансового и экономического кризиса на таможенные пошлины на нефть;
проанализировать внешнеэкономические отношения со странами-участницами Таможенного союза.
Изучение данной области таможенного дела поможет мне в дальнейшей реализации моих планов, ведь эта область является основой основ в моей профессии, а что бы стать истинным специалистом таможенного дела, нужно начать именно с этого.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы современной таможенной политики
России……………………………………………………………………………...5
1.1. Таможенная политика и методы ее реализации…………………………...5
1.2. Основные направления современной таможенной политики
России……………………………………………………………………………...7
Глава 2. Реализация основных направлений таможенной политики
на примере нефтедобывающей отрасли…….…………………………...……..14
2.1. Основные экономические показатели нефтедобывающей отрасли……..14
2.2. Реализация таможенной политики на примере нефтедобывающей
отрасли………………………………………………………………….……17
Заключение………………………………………………………………………….…21
Список литературы…………………………………………………………………....22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.04 Кб (Скачать)

    На  современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в  ходе реализации таможенной политики государства:

    1. Формирование состава и товарной  структуры потребительского рынка  РФ и создание конкурентной  среды. 

    2. Защита отечественных производителей  от экспансии мирового рынка  и доступа на российский рынок  дешевых, некачественных товаров,  прежде всего потребительских. 

    3.  Обеспечение поступлений средств  от взимания таможенных пошлин  и налогов в доходную часть  федерального бюджета. Например, в прошлом 2009 году таможенники внесли в бюджет государства 3,519 млрд. рублей, выполнив задание на 101,4 процента. Ежедневно таможенные органы перечисляли в бюджет государства в среднем 14,1 млрд. рублей. [2]

    Таможенно-тарифная политика в последние годы стала  одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства  и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка  или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, – привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет.

    Все страны в той или иной форме  используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они  решают многие приоритетные социально-экономические  проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной  деятельности, в частности: реформирование и модернизация хозяйства, поддержание  определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных  отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т. д. [6]

      С географической точки зрения в настоящее время во внешней торговле самой России выделяются два крупных сектора – страны в составе СНГ (так называемое «ближнее зарубежье») и страны вне СНГ («дальнее зарубежье»). Выделение этих двух секторов связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании во внешней торговле.

    Во  внешней торговле России преобладают  страны «дальнего зарубежья». В 1996-2000 гг. на них приходилось 79,1% внешнеторгового  оборота России, а в 2006 . – 85,3. При  этом удельный вес 25 государств ЕС в  обороте внешней торговли России в 2006 г. составил 52,7% (в начале 2007 г. в ЕС вошли также Болгария и Румыния, что увеличивает удельный вес Евросоюза во внешней торговле РФ). Ведущими внешнеторговыми партнерами России из стран           «дальнего зарубежья» в 2006 г. были: Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, США, Польша, Великобритания, Франция, Швейцария. Растущее значение во внешней торговле РФ приобретает торговля с Китаем. В рамках торговли со странами «дальнего зарубежья» Россия постепенно расширяет свою торговлю с развивающимися странами. Главные партнеры РФ в этой группе – Турция, Республика Корея, Индия, а также Иран, Египет, Бразилия, Алжир, Индонезия. Постепенно восстанавливаются внешнеторговые связи с Кубой, Монголией, и Вьетнамом, а также с КНДР.

    Страны  СНГ занимают устойчивое 2-е место  среди внешнеторговых партнеров  России. Их максимальный удельный вес (24-25%) был достигнут в 1993-1994 гг., а  к 2006г. он сократился до 14,7%. Главными внешнеторговыми  партнерами России из числа стран  СНГ в 2006 г. были Украина, Белоруссия и Казахстан. [11]

    С 1 января 2010 г. начал активную работу Таможенный союз (ТС) «Большой тройки» – России, Белоруссии и Казахстана – в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (систему управления см. в приложении №1). Классическое определение Таможенного союза – это беспошлинная торговля между странами – членами ТС и согласованные размеры таможенных пошлин для третьих стран (т.е. стран, не входящих в ТС). [7]

    Экономическая целесообразность Таможенного союза, в общем-то, очевидна, и она связана  не только со снижением таможенных барьеров и издержек во взаимной торговле, но и с созданием в рамках ЕврАзЭС  общей стратегии развития, широкого общего рынка, единого экономического пространства – более устойчивого, более динамичного, чем то, которое  мы сегодня имеем по отдельности.

    Таможенный  союз России, Казахстана и Белоруссии – это попытка выйти на новый уровень взаимоотношений на постсоветском пространстве, стремление вместе решить пока неразрешимые проблемы социально-экономического развития и выравнивания суверенных осколков некогда мощного государства с прочим цивилизованным миром.

    Самый существенный вопрос таможенной политики Таможенного Союза – это единый таможенный тариф. Этот тариф уже согласован практически по всем позициям. Здесь также есть некоторые элементы переходного периода, связанные с тем, что Казахстану приходится существенно поднимать ставку таможенного тарифа, почти в два раза. [3]

    Уже принято большое количество международных  договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, ведутся переговоры о дальнейших перспективах развития на высшем политическом уровне. Ратифицированы такие важные правовые акты, как  Соглашение о порядке введения и  применения мер, затрагивающих внешнюю  торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих  стран и Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней  торговли товарами. Завершается работа над единым Таможенным кодексом Таможенного  союза (ТК ТС), который будет соответствовать  самым современным международным  стандартам. С июля  2010 г. Таможенный кодекс будет обеспечивать нормативно-правовую основу полноценного функционирования Таможенного союза. С внутренних границ Таможенного союза будут убраны все виды таможенного, фитосанитарного, ветеринарного, транспортного, санитарно-эпидемиологического контроля. Останется только пограничный. Понятно, что это даст значительный эффект в плане свободы передвижения товаров. Не будет административных барьеров, упрощается торговля между странами – членами ТС. [2]

    Несколько смущает спринтерский темп, с которым строится новое межгосударственное пространство. Если в Европе понадобилось более четверти века на создание своего таможенного союза, то евроазиатское ускорение измеряется не то чтобы годами – месяцами. Ответственный секретарь комиссии Таможенного союза, академик РАН Сергей Юрьевич Глазьев говорит, что упущено много драгоценного времени. И нынешний темп строительства союза – запоздалое осознание того, что дальше тянуть и раскачиваться вредно и накладно для наших государств. [10]

    И всё же первые шаги таможенного союза  вселяют оптимизм – Россия, Белоруссия и Казахстан согласовали все  учредительные документы, а в  начале года пройден первый промежуточный  контрольный пункт – введен Единый таможенный тариф. Конечно, такой серьезный  шаг наверняка не обойдется без  шероховатостей, но вдохновляет то, что организаторы процесса обещают  участникам ВЭД и даже просят предпринимательское  сообщество включиться в работу по выявлению недостатков и исправлению  ошибок.

    Следующий ответственный шаг – распределение  таможенных пошлин между странами таможенного союза, который был сделан к 1 апреля 2010 г., а с 1 июля 2010 г. торжественно вступит в силу единый Таможенный кодекс.

    Безусловно, в первое время начала функционирования Таможенного союза и введения в действие Таможенного кодекса, будут проблемы. Проблемы переходного периода, связанные с отменой устоявшихся технологий, введения новых понятий, новых принципов таможенного регулирования, контроля и т. д. Практика показывает: ошибки неизбежны, – и тут уже ничего не поделаешь. Однако процесс формирования Таможенного союза приобрел практически уже необратимый характер. И я уверена, что его создание принесет пользу государствам, бизнесу, гражданам стран, входящих в Таможенный союз. Ведь главное – присутствуют воля, желание, умение и высокий профессиональный уровень таможенных служб государств-участников Таможенного союза. Вне всяких сомнений, ТС будет способствовать дальнейшему успешному преодолению кризисных явлений в экономике. Эффективная и успешная деятельность Таможенного союза будет одной из фундаментальных составляющих успешного долгосрочного экономического развития нашей страны.

    Мировой финансовый и экономический кризис, значительное сужение совокупного  мирового спроса, перенос кризисных  явлений в российскую экономику, связанная с этим необходимость  разработки эффективных антикризисных  мер, а также создание Таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана, состояние переговорного процесса по присоединению России к Всемирной  торговой организации (ВТО) обусловливают  потребность в корректировке  приоритетов таможенно-тарифной политики прежде всего на 2010 и последующие  года. [4]

    Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий  период предполагают два качественно  различных этапа ее реализации.

    I этап – до конца 2010 г. – характеризуется по предварительной оценке, постепенным переходом от острой фазы кризиса к фазе смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики. На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом применение мер таможенно-тарифного регулирования должно быть направлено на сбалансированную защиту интересов бюджета государства, отечественных производителей и потребителей.

    II этап – 2011-2012 гг. – стабилизация экономики, переход к поступательному развитию. Главные задачи этого этапа заключаются в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формирование потенциала устойчивого посткризисного экономического развития и в переходе к полномасштабной реализации приоритетных направлений таможенно-тарифной политики на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Реализация основных направлений таможенной политики на примере нефтедобывающей отрасли

    2.1. Основные экономические  показатели нефтедобывающей отрасли

    Российская  Федерация обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти. [17]

    По  данным Федеральной таможенной службы в 2007 из России было вывезено 233,1 млн. тонн сырой нефти на $114,15 млрд., что составляет около 32,4 % российского экспорта. [23]

    Согласно  данным Госкомстата РФ в 2007 году добыто 491 млн. тонн нефти, что на 2,1 % больше, чем в 2006 году (481 млн. тонн), в результате темпы роста добычи нефти в России превысили темпы роста мирового спроса на нефть более чем в полтора раза. В 2008 г. добыча нефти составила 488,1 млн. тонн, таким образом, наша страна вышла на первое место в мире по добыче нефти, обогнав тем самым даже Саудовскую Аравию (см. приложение №2, №3). В Минэнерго полагают, что господдержка нефтяной отрасли и низкие пошлины позволят к 2013 году увеличить добычу нефти в России до 511 миллионов тонн. [18, 23]

    В 2007 году потребление переработанной нефти в России составило 28,9 % от добычи нефти — 388,8 тыс. тонн в день. Чистый экспорт нефти и нефтепродуктов составил 71,1 % от добычи нефти — 956,4 тыс. тонн в день. [23]

    Мировые цены на нефть выросли со $170 за тонну  в 1995 г. до $430 в   2006 г. Экспорт энергоресурсов и мировые цены на нефть сохраняют  гипертрофированное (т.е. слишком большое) значение для всей экономики России. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что уровень средневзвешенных цен российских нефтеперерабатывающих заводов на бензин был выше среднеевропейских биржевых цен на бензин в 2007 г. в среднем примерно на 9%, а в 2008 г. — на 17%. К концу 2008 г. это превышение достигало рекордных отметок: в октябре — 63,5%, ноябре — 123,7% и декабре — 129,5%. Это свидетельствует, на мой взгляд, о том, что интегрированные нефтяные компании, ориентируясь на конъюнктуру мирового рынка, своевременно не пересматривали свою ценовую политику в отношении нефтепродуктов, предназначенных для продажи на внутреннем рынке, и таким образом обеспечивали для себя дополнительные доходы за счет внутренних потребителей. Для последних же уровень цен на бензин, существующий в такой ситуации, представляется необоснованным и крайне обременительным. [11, 23]

    Как мне кажется, в условиях нестабильности конъюнктуры мирового рынка использование внешних факторов (мировых цен и курса рубля), существенно влияющих на уровень цен нефти и нефтепродуктов для внутреннего потребления, является неоправданным. Это негативно сказывается на развитии многих отраслей экономики, на решении социальных проблем. Ведь в таком случае снижается конкурентоспособность производства отечественных товаров и услуг. Было бы целесообразно рассмотреть вопрос о прекращении использования конъюнктуры мирового рынка при определении внутренних цен на нефтепродукты.

    Современное состояние нефтегазового комплекса выводит на повестку дня необходимость скорейшего решения сразу нескольких задач:

  • технического перевооружения, прежде всего добывающих организаций, обновления их основных производственных фондов;
  • применения добывающими организациями технологий добычи, обеспечивающих увеличение нефтеотдачи от эксплуатируемых в настоящее время месторождений до 70%, и разработку новых технологий, позволяющих увеличить этот показатель.

    В настоящее время добывающие компании, прежде всего в нефтяном секторе  отрасли, не слишком заинтересованы в осуществлении подобных мер. Поводом для экономии текущих затрат служит возможность добывать «легкую нефть» из уже эксплуатируемых месторождений или разрабатывая новые месторождения. [8, 13]

Информация о работе Таможенная политика в современной России (на примере нефтедобывающей отрасли)