Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 73.36 Кб (Скачать)

Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;  

Далее Решениями  Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:  

Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);  

Единый таможенный тариф таможенного союза;  

Следующими значимым документом, регулирующим эти правоотношения является Решение Комиссии таможенного  союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании  таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». А также ряд Соглашений, принятых в 2008-2009 году и определяющих единые правила определения страны происхождения и таможенной стоимости  товаров.  

Основным международным  договором, в соответствии с которым  осуществляется таможенное регулирование  на таможенной территории таможенного  союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. А  также целый блок международных  договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС. По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:  

Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов  государств-членов таможенного союза  от 21 мая 2010 года;  

Соглашение о требованиях  к обмену информацией между таможенными  органами и иными государственными органами государств-членов таможенного  союза от 21 мая 2010 года;  

Соглашение о представлении  и об обмене предварительной информацией  о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу  таможенного союза от 21 мая 2010 года;  

Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного  союза от 21 мая 2010 года;  

Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения  сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;  

Соглашение о некоторых  вопросах предоставления обеспечения  уплаты таможенных пошлин, налогов  в отношении товаров, перевозимых  в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов  и перечисления взысканных сумм в  отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются  таможенными органами Беларуси и  России);  

Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении  товаров, пересылаемых в международных  почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;  

Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза  определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;  

Соглашение о свободных  складах и таможенной процедуре  свободного склада от 18 июня 2010 года;  

Соглашение об особенностях использования транспортных средств  международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также  железнодорожного подвижного состава  общего пользования, осуществляющего  перевозку грузов и (или) багажа для  внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;  

Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон  на таможенной территории таможенного  союза и таможенной процедуры  свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;  

Соглашение о порядке  перемещения физическими лицами товаров для личного пользования  через таможенную границу таможенного  союза и совершения таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров  от 18 июня 2010 года.  

Все перечисленные  соглашения до их вступления в силу после ратификации временно применяются  с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе  таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

 

2.2 Сравнительный  анализ таможенно-тарифного регулирования  в России до вступления в  Таможенный союз 

Анализируя российскую систему таможенно-тарифного регулирования  до вступления в Таможенный союз, можно  сделать вывод, что в целом  она соответствовала международным  требованиям, однако имела ряд особенностей.  

Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в  том числе на фоне других стран  СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего  рынка: средневзвешенная ставка ввозных  пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в  отличие от большинства стран  мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела  тенденцию к росту.[23] 

Во-вторых, указано  на существенную долю импорта, охваченного  международными тарифными пиками (на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его  стоимости в 2007 г.). 

В-третьих, констатируется сравнительно низкая степень дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что  затрудняет реализацию структурных  задач тарифной политики и не в  полной мере соответствует потребностям динамично развивающейся российской экономики. Отмеченное, вкупе с большим  числом тарифных пиков и неадвалорных ставок, говорит о преимущественно  фискальной направленности национального  таможенного тарифа. 

В-четвертых, в качестве характерной черты российской таможенно-тарифной политики называется сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров. Несмотря на трехкратное сокращение числа  облагаемых пошлинами товаров в 2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции  с высокой добавленной стоимостью), к концу 2007 г. вывозные пошлины действовали  в отношении 397 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД). Экспортные пошлины  служат для нашей страны инструментом изъятия природной ренты (нефть  и газ), ограничивают вывоз ряда товаров (аграрные товары, лес круглый, лом  и отходы металлов), пополняют доходы бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты). 

В целом для России фискальная функция таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем  поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных и вывозных) составил почти 30% общей суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских  государств. 

Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования  в РФ является частое изменение ввозных  и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных  пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной  стороны, изменения позволяют учитывать  сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой – создают  неопределенность и риски для  отечественных и зарубежных предпринимателей.[24] 

Несмотря на положительные  сдвиги последних лет, система таможенного  контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема "серого", или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение  таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров  народного потребления. Из-за незаконного  ввоза потери несет федеральный  бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные  ценовые преимущества, стимулируется  коррупция, увеличиваются расходы  потребителей. 

Вступление России в Таможенный союз-это большой  шаг к решению многих таможенно-тарифных проблем в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь  к ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран", "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер по отношению к третьим  странам" и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе "О порядке  взимания косвенных налогов и  механизме контроля за их уплатой  при экспорте и импорте товаров  в таможенном союзе", подписанном 11 декабря 2009 г. 

Таможенный союз является особой формой международного сотрудничества. Его основные цели - формирование единого экономического пространства стран-участниц, упрощение  и унификация таможенных процедур и  др. Однако их достижение требует длительной совместной работы органов государственной  власти, международных организаций, некоммерческих организаций и представителей бизнеса. Формирование таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана рассчитано на длительный период - до 2012 г. В течение этого срока будут  поэтапно проводиться мероприятия, направленные на достижение целей Таможенного  союза, в частности, запланировано  принятие ряда соглашений по вопросам взаимодействия органов государственной  власти, валютного регулирования, регулирования  взаимоотношений коммерческих субъектов  и др. Отмена таможенного контроля на границе с Белоруссией планируется  на 1 июля 2010 г., а на границе с Казахстаном - 1 июля 2011 г. В настоящее время уже сделаны существенные шаги к указанной цели. 

Если товар экспортируется за пределы таможенной территории Таможенного  союза, к нему применяются ставки вывозных пошлин страны, в которой  он был произведен. Взимание пошлин по соответствующим ставкам обеспечивается таможенными органами страны, с территории которой осуществляется фактический  вывоз товаров (ст. 3 Соглашения "О  вывозных таможенных пошлинах в отношении  третьих стран"). 

Таким образом, осуществление  таможенного контроля, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения таможенного  законодательства должно будет полностью  осуществляться на внешней границе  Таможенного союза.[25] 

Особый интерес  вызывает налоговое регулирование  коммерческих операций между налогоплательщиками  стран-участниц. 

В Таможенном союзе  устанавливается единое таможенно-правовое регулирование и дифференцирование  мер таможенно-тарифного регулирования. Реализация указанных мер возлагается  на таможенные органы. В отношении  налогового регулирования предусмотрена  возможность каждой из стран устанавливать  собственные ставки косвенных налогов, однако соблюдение налогового законодательства обеспечивается налоговыми и иными  органами государственной власти стран - участниц Таможенного союза. В связи  со сказанным, видимо, в будущем будет  совершенствоваться союзное и национальное законодательство, регулирующее взаимодействие органов государственной власти стран-участниц, а также гармонизация их национального законодательства (в первую очередь налогового).

 

2.3 Основные направления  таможенно-тарифной политики России  на 2011-2013 года 

Основные направления  таможенно-тарифной политики на 2011 год  и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства  Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления  проекта федерального бюджета и  проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период» в соответствии с положениями Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными  направлениями деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года. 

Качественное изменение  условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных  и организационно-процедурных управленческих решений.  

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность  механизма функционирования наднациональных  органов таможенного союза, полностью  отвечающего задачам, стоящим как  перед союзом в целом, так и  каждой из стран-участниц. Это требует  внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих  действенно согласовывать позиции  сторон в рамках ТС и учитывать  их в рамках решений наднациональных  органов.  

Во-вторых, предстоит  выработать и внедрить эффективные  механизмы продвижения позиции  России в таможенном союзе, усилить  обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование  их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась  конкретными результатами в отношении  соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В  этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений  российской стороны, шире привлекать к  обсуждению проектов бизнес-сообщество.  

Повышение отдачи от участия России в таможенном союзе  делает актуальным формирование системы  предотвращения потерь и рисков, связанных  с адаптацией к новым, пока еще  несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных  российских участников внешнеэкономической  деятельности, ущемление интересов  некоторых групп отечественных  товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, «перетекание»  внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками). [26] 

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе