Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 73.36 Кб (Скачать)

Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки  других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической  деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.  

В-третьих, новые  задачи российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать  таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки  и внедрения инноваций в отечественный  производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей  функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с  приоритетами промышленной политики.  

С ростом инвестиционной активности в российской экономике  в посткризисный период должна усилиться  стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий  для переноса высокотехнологичных  производств на территорию России, развитие производственно-технологической  кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым  технологиям, машинам, оборудованию для  крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения  иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных  таможенных и административных процедур, при получении международных  инвестиционных товарных кредитов и  прямых вложений капитала.  

С учетом задачи ускорения  перехода к инновационной экономике  должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной  промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной  продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования  и роста конкурентоспособности  отечественных производств в 5 целях  сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие  конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости  меры по корректировке ставок ввозных  и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования  на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной  продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования  нормативно-правового регулирования  в сфере таможенного дела, упрощения  и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых  положениями и нормами ВТО.[27] 
 

 

Глава 3. Совершенствование  таможно-тарифного регулирования

 

3.1 Совершенствование  таможенно-тарифных мер регулирования  ВЭД 

Эволюция российского  таможенного тарифа на протяжении последних  лет состоит в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее  значение российского тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось  до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления  о том, действительно ли произошло  уменьшение реальной протекционистской  защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в  какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно  воздействующих на торговлю, насколько  это снижение затронуло систему тарифного протекционизма страны и не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые потеряли свое значение. 

В Российской Федерации  в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше 10% составляли более 46% от общего количества ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось  до 38,9%. Основной ставкой российского  таможенного тарифа в 2008 г. была ставка 5%, которая составляла 41,3% от общего количества ставок. Вторая по частоте  встречаемости (23,4%) – ставка тарифа 15% и третья – ставка тарифа 10%, которая  встречается в 19,5% случаев. Сравнение  тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что  происходит их «стягивание» в зону 5–15% за счет уменьшения ставок 20–30%.[28] 

Проведенные мной исследования показали, что основное различие современного российского тарифа и тарифа стран  ЕС заключается в том, что в  тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют  комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе – 2,9%; в  товарных группах тарифа ЕС могут  встречаться как смешанные, так  и специфические ставки по отдельным  позициям. 

Следует отметить, что  в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.  

А между тем это  эффективная мера защиты внутреннего  рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов  на агропродовольственном рынке  равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии – 142. Следует отметить, что  в ЕС большинство мегатарифов  относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в  ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в  силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции  установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный  сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых  мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая  высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины  превышают 500%.  

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства в области таможенно-тарифного  регулирования, которые связаны  в том числе со снижением средней  ставки импортного таможенного тарифа. 

Если обязательства  по переговорам механически отнести  к моменту вступления России в  ВТО, то через несколько лет средняя  ставка российского таможенного  тарифа должна снизиться до 6–8%, что  нежелательно для России, для которой  очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования.[29] 

В настоящее время  Правительством РФ принято решение  о возможном вступлении России в  ВТО в составе таможенного  союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и  правовых документов в сфере нетарифного  и технического регулирования. Утвержден  базовый перечень ЕТТ более чем  из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных  подсубпозиций. 

Конкретные предложения  по совершенствованию национального  таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время  выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются  в следующем. 

1. Подчинить структуру  и ставки таможенного тарифа  РФ целям и задачам разработанной  Концепции социально-экономического  развития страны до 2020 г. и формируемой  на ее основе национальной  промышленной политики. Речь, прежде  всего, идет о более тщательном  учете состояния и специфики  отдельных отраслей и производств,  по отношению к которым таможенно-тарифное  регулирование может в различной  степени и комбинации выполнять  протекционистские, структурные,  стимулирующие или фискальные  функции. Положение конкретных  отраслей и производств на  внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их  конкурентоспособности. С точки  зрения критерия конкурентоспособности  на внутреннем рынке различные  виды выпускаемой в России  продукции сведены в диссертации  в пять основных групп, требующих  соответствующей расстановки акцентов  в таможенно-тарифном регулировании  импорта. 

2. Сделать акцент  на использовании импортного  таможенного тарифа как инструмента  разумной защиты уязвимых для  импорта сегментов внутреннего  рынка, повышения конкурентоспособности  российских товаропроизводителей, в том числе придать большую  гибкость и адресность таможенному  тарифу путем выделения новых  товарных подпозиций на уровне  национальных знаков товарной  номенклатуры для идентификации  наиболее чувствительных к импорту  товаров, дифференциации уровней  ставок пошлин вплоть до их  дробления в зависимости от  экономической целесообразности, широкого  применения сезонных и временных  пошлин, тарифных квот, иных специальных  тарифных мер. 

3. С целью стимулирования  производственно-технологической кооперации  российских и иностранных компаний  и переноса обрабатывающих производств  на территорию РФ ("импорт производств  вместо импорта товаров") более  последовательно проводить в  жизнь принцип эскалации таможенного  тарифа, снизив уровень обложения  импортных материалов, комплектующих  изделий и компонентов, используемых  для выпуска готовых изделий  в РФ (хотя здесь возможны и  исключения, требующие, например, сохранения  высокого уровня пошлин на  материалы и комплектующие для  создания благоприятных условий  для развития соответствующих  отечественных производств), а также  более активно применять специальные  таможенные режимы (переработки  на таможенной территории, переработки  для внутреннего потребления). 

4. Упорядочить действующие  системы тарифных преференций  и тарифных льгот для повышения  эффективности регулирующей функции  таможенного тарифа, в том числе  пересмотреть существующие преференции  в пользу развивающихся стран,  соотнеся круг получателей преференций  и их размер с уровнем экономического  развития этих государств, а также  проводимой политикой в отношении  нашей страны. 

5. Улучшить качество  таможенного администрирования,  прежде всего, за счет осуществления  более полного таможенного контроля  ввозимых товаров, упрощения технологии  таможенного оформления, приведения  процедур пропуска грузов через  границу в соответствие с унифицированными  международными нормами. Исключительно  важным моментом является ускорение  перехода на электронное декларирование  и электронный документооборот  при таможенном оформлении, что  позволит снизить издержки этого  процесса и сократить время  прохождения товаров, особенно  транзитных, через таможни.

 

3.2 Значение таможенно-тарифного  регулирования для развития современной  международной торговли 

Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько  столетий, то можно сделать следующие  выводы о ее связи с другими  политиками. В различные периоды  истории нашего государства различными государственными деятелями перед  таможней ставились различные, часто  противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. [30]При  этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня  становилась подспорьем в решении  внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические  задачи становились главными, таможня  превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного  производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами  и условиями, определяющими различные  цели таможенной политики, были внешние  и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.  

Все страны в той  или иной форме используют инструменты  таможенно-тарифной политики, с помощью  которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной  деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание  определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных  отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д. 

За истекшее десятилетие  Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и  правилам. Но сегодня перед нашей  страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики  и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого  экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного  исследования. 

Несмотря на либерализацию  мировой торговли и упрощение  таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое  влияние на динамику и структуру  товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую  часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений. 

Изменение ставок таможенных пошлин позволяет регулировать поступление  в страну иностранных товаров  в зависимости от уровня конкурентоспособности  соответствующих отечественных  товаров, соображений экономической  безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем  самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать  через торговлю. 

Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет  свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение  уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного  администрирования создает простор  для принятия субъективных решений  и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву  для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами.[31] 

Таможенно-тарифное регулирование различных групп  стран имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в  национальных интересах. В отличие  от невысокого уровня таможенного обложения в развитых странах (по данным экспертов ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий уровень таможенного обложения позволяет правительствам диверсифицировать структуру экономики, создавать собственную промышленность, а также значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся государства при вступлении в ВТО "связали" ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют более низкие ставки, сохранив возможность существенного повышения импортных пошлин. 

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе