Таможенные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена коммуникациям – тому, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласовано. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, что бы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, тогда они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако, как выяснится далее, коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.
Цель данной курсовой – ознакомиться с природой и сложностями коммуникаций, особый акцент, делая на коммуникации таможенных органов, в динамике их развития, а также на то, что необходимо предпринять для более эффективного взаимодействия как на уровне структурных подразделений Федеральной таможенной службы (ФТС), так и с представителями бизнессообщества, участниками ВЭД, представителями широкой общественности и СМИ.

Содержание

Введение. 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОММУНИКАЦИЯХ. 5
1.1. Понятие коммуникации: виды, принципы, задачи. 5
1.2. Коммуникативный процесс и препятствия в коммуникациях. 8
1.3. Таможенные коммуникации 12
2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ТАМОЖЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 15
2.1. Состояние внутренних и внешних таможенных коммуникаций. 15
2.2. Перспективы развития внутренних и внешних таможенных коммуникаций. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 32

Работа содержит 1 файл

курсовая коммуникации.docx

— 65.46 Кб (Скачать)

    Как раз для целей учета общественного  мнения в разработке коммуникационных программ, ФТС РФ несколько лет назад на базе нескольких таможен был проведен опрос. В нем участвовали как, участники ВЭД, представители общественности, так и сотрудники таможен. Опрос проводился с целью выявления мнений об организации работы таможенных органов в РФ. По результатам опроса выявилось множество проблем, как во внешних, так и во внутренних коммуникациях таможенных органов. Хотелось бы проанализировать их и сделать выводы.[5] 

      Анализ результатов опроса представителей широкой общественности. 

    Ответы  простых граждан на задаваемые им вопросы о таможенной службе показали, например, что свыше 40% респондентов ошибочно считают, что таможня выполняет функции других ведомств. Только 36,4% опрошенных осведомлены о том, что таможня противодействует ввозу в страну низкокачественного продовольствия, лекарств и другой продукции и, тем самым стоит на страже здоровья нации. Всего лишь 43,6% респондентов осведомлены о том, что возвращение валютной выручки и противодействие утечке капитала из страны – также важнейший компонент деятельности таможенников. Примерно 50% опрошенных считают, что сбор пошлин и акцизов является принципиальной задачей таможни. Все последующие ответы респондентов, также ярко характеризуют общее представление граждан о деятельности таможенных органов. Подобная неосведомленность широкой общественности о роли таможни в экономической жизни государства, безусловно, отрицательно сказывается на оценке имиджа таможенной службы в современном российском обществе. Отсюда напрашивается вывод о том, что внешние коммуникации таможенных органов, а именно отделы по связям с общественностью, слабо функционируют.

    Интерес вызывает тот факт, что практически  все респонденты проявили значительный интерес к возможности беспрепятственного доступа к информации, связанной  с деятельностью таможни. Ведь не секрет что, в настоящее время  все обращения в таможенные органы за подобной информацией не находят  отклика, что в свою очередь, не способствует росту авторитета таможни в обществе. Особое место в проблеме недоступности информации о деятельности таможенных органов, занимает вопрос о взаимоотношениях таможенной службы со средствами массовой информации, причем, как печатными, так и телевизионными. Ведь согласно полученным результатам опроса, подавляющее большинство, а именно 77,6% опрошенных граждан, не смогли вспомнить какие-либо телепрограммы о работе таможни. При обработке ответов на вопрос, касающийся информации о деятельности таможни, публикуемой в печатных СМИ, выяснилось, что 20% опрошенных читали в газетах и журналах о работе таможни, причем отрицательные оценки деятельности немного преобладали над положительными. В то же время 70%, как и в случаях с телевидением, не смогли назвать какие-либо печатные публикации, имеющие отношение к таможенной службе. Из всего этого можно сделать вывод – работа пресс-служб ФТС РФ и РТУ как с печатными СМИ, так и с телевизионными, пока  находит отражение лишь в незначительном преобладании негативных отзывов о работе таможенников, что в свою очередь говорит о том, что недостаточно используются информационные возможности, которые дает сотрудничество с телевидением и печатными СМИ. Одна из основных причин – отсутствие соответствующей службы, профессионально планирующей коммуникативную стратегию ведомства и необходимых финансовых ресурсов для проведения грамотной скоординированной коммуникативной политики в жизнь.[1] 

    Анализ  результатов опроса представителей бизнессообщества. 

    В рамках проводимого ФТС РФ опроса мнения об организации работы таможенных органов, наряду с представителями широкой общественности, были опрошены и участники ВЭД. В ходе ответов на те же вопросы, которые были предложены и рядовым гражданам, представители бизнесообщества проявили лучшую осведомленность о деятельности таможенных органов. Практически на все вопросы они ответили правильно, что не удивительно, ведь они в силу своей деятельности, вынуждены чаще контактировать с представителями таможен и следить за информацией в таможенной сфере, нежели рядовые граждане. Однако вопрос об оценке репутации таможенных органов со стороны участников ВЭД, вызвал у них разделение во мнениях. Таким образом, 15,8%  представителей  бизнесообщества не считают таможню организацией  с добропорядочной репутацией, 30,5% считают, что репутация таможни находится на критически низком уровне, 52,1% респондентов оценили репутацию таможни как «в целом положительную», 2,1% участников ВЭД дали очень высокую оценку репутации таможни. Из этого всего следует, что основная часть участников ВЭД относится к таможне не как к партнеру, а с предостережением и недоверием. Безусловно, полученные результаты отражают тот факт, что в глазах общественности и бизнессообщества, российская таможня имеет репутацию одного из наиболее коррумпированных ведомств государства.  Необходим комплексный подход к решению данной проблемы, в том числе при разработке коммуникативной стратегии с тщательно спланированной системой информационного воздействия на общество с целью изменения сложившихся стереотипов восприятия таможни. 

    Анализ  результатов опроса сотрудников таможенных органов. 

    Опрос сотрудников таможенных органов  проводился с целью выявления проблем коммуникаций таможенных органов. Для этого им были заданы вопросы о современной репутации таможни, важности фактора репутации организации в обществе и т.д. При ответе на вопрос о важности репутации организации как потенциального места работы, большинство таможенников, а именно 52%, оценивают этот фактор как очень существенный, 35% таможенников, как важный. На вопрос о том, каков, по мнению таможенников, статус таможенного ведомства в российском обществе, мнение таможенников разных возрастных категорий разделилось. Более 35% молодых сотрудников таможни считают, что таможенная служба испытывает серьезные проблемы, поскольку общество отказывает ей в доверии и уважении.  Представители среднего возраста (30-40 лет) высказывает мнение, что репутация хотя и низкая, но в целом положительная. Таможенники старше 40 лет в целом согласны с тем, что репутация положительна, но таможня не пользуется уважением и доверием в обществе. Если же брать усредненные данные, то примерно 40% таможенников считают репутацию своего ведомства в обществе чрезвычайно проблемной. И их мнения совпадают с мнениями простых членов гражданского общества. Такое совпадение вполне объяснимо, поскольку таможня, хоть и является в определенной мере закрытым государственным институтом, тем не менее неотъемлемая часть нашего социума, а сами таможенники, являясь частью общества, разделяют его мнение, в том числе и о своей службе. Это еще раз доказывает высокую социальную зрелость таможенников, их небезразличное отношение к выполняемой работе.

    Говоря  о проблемах внутренних коммуникаций, нельзя не выделить следующее. В условиях затянувшегося реформирования таможенной службы, отсутствует внимание руководства ФТС России к проведению планомерной систематической работы по созданию и поддержанию действительно устойчивой положительной репутации таможни. Иллюзии о высокой репутации таможенной службы, свойственные тем, кто проработал в этом ведомстве менее двух лет, стремительно тают, а отрицательный опыт быстро накапливается, что не укрепляет мотивацию сотрудников продолжать работу в таможне. Эта отчетливо прослеживающаяся тенденция, наряду с неоправданно низкой зарплатой, мизерным социальным пакетом, а также постоянное реформирование и проверки таможенных органов не прибавляют таможенникам уверенности в завтрашнем дне и способствует оттоку опытных и высококвалифицированных кадров. Идет явное омоложение кадров в таможенных органах, что, к сожалению, ведет к снижению планки качества. Однако и молодежь, пришедшая в таможенные органы, долго не задерживается на своем месте, ведь отмена отсрочки от службы в армии и непривлекательные условия для работы, влекут за собой отток наиболее хорошо подготовленной и перспективной части молодых людей, так как они востребованы в коммерческих структурах, где условия для работы намного лучше и заработная плата намного выше. Из всего выше сказанного вытекает следующий вывод: работу в таможенных органах, по мнению самих же таможенников, сегодня нельзя назвать престижной. 
 
 
 
 

    1. Перспективы развития внутренних и внешних таможенных коммуникаций.
 

    Центральный аппарат ФТС России, ставя цель соответствовать требованиям, предъявляемым к лучшим таможенным администрациям мира, должен принять во внимание сложившееся в обществе, в настоящее время, отношение к таможенной организации и должен способствовать изменению этой тенденции. При этом информационные потоки, исходящие из таможенного ведомства, должны учитывать специфику каждой из целевых аудиторий, быть адаптированы к ее особенностям и потребностям. Хорошо ориентируясь в правовом поле таможенного законодательства, и зная свои права и обязанности, потребители будут предъявлять к таможенной услуге требования, соответствующие мировой практике, и тем самым будут способствовать повышению качества таможенной деятельности. Таким образом, оптимизация процесса коммуникативного взаимодействия таможни с ее внешней средой будет способствовать качественному изменению не только целевых аудиторий, но и совершенствованию таможни как государственного института.[1]

    Серьезным фактором, препятствующим освоению таможенной службой РФ мировых стандартов обслуживания потребителей, является система оценки деятельности руководителей таможенных органов, в основе которых находится, практически, один показатель – выполнение  плана по сбору таможенных платежей. Очевидно, что результат деятельности таможенных органов не должен ограничиваться только суммой собранных и перечисленных в бюджет средств. Есть не менее важные задачи – защита населения и экологии от импорта вредных, опасных и некачественных товаров и услуг, борьба с нарушениями в области интеллектуальной собственности, содействие таможенными методами и средствами развитию экспортного потенциала страны и обеспечению экономической безопасности. Однако как во внутренней, так и во внешней среде  таможни этим задачам несправедливо уделяется слишком малое внимание, что является существенной недоработкой. Освещение этих аспектов деятельности ТО и СМИ, благоприятно отразится на имидже таможенников. Еще одной из перспектив развития таможенных коммуникаций, является изменение менталитета таможенной администрации и персонала, приобщение к прогрессивной демократической практике менеджмента. Эти процессы являются достаточно длительными, но они неизбежны. Одной из главных проблем на этом пути является то, что в существующей организационной структуре управления таможенной службой однозначно не определено управленческое звено, способное взять на себя и качественно выполнять должностные обязанности профессиональных коммуникаторов, несущих ответственность за внутренние и внешние коммуникации ведомства.

    В практику таможенной службы совсем недавно  начали активно внедряться командные  технологии управления, когда происходит делегирование прав и ответственности  с верхних уровней управления на нижние. Командный подход обеспечивает достижение сфокусированности на главные  задачи, высокой степени адаптивности к быстро изменяющимся внешним и  внутренним условиям, т.е. все то, чего так не хватает функционирующим  в настоящее время в рамках таможенного ведомства разрозненным коммуникаторам, поскольку общая  коммуникативная стратегия и  задачи не сформулированы. Для решения  этой проблемы необходимо: во-первых, разработать  коммуникативную стратегию ведомства, определить цели, на достижение которых она направлена, и задачи, которые необходимо решить, во-вторых, создать эффективный организационный механизм, с помощью которого это можно реализовать.

    В недавнем прошлом таможенная служба функционировала по образу и подобию  армейской. В результате, после преобразования в государственную службу, таможня  сохранила в своей структуре некоторые пережитки прошлого, например в системе управления ТО существует институт заместителей начальников таможен по воспитательной работе. В связи с переходом на государственную службу будет вполне логичным отказаться от модели воспитательной работы по военному образцу. Ведь, как правило, заместителями начальников таможен по воспитательной работе являются отставные военные политработники и бывшие педагоги из школ. Тот факт, что репутация таможни в обществе и качество предоставляемых таможней государственных услуг находится на критически низком уровне, красноречиво говорит о том, что институт «замов» по воспитательной работе не справляется с возложенными на него функциями. Новое качество деятельности могут дать только сотрудники с иным типом мышления – активные, творческие, способные выходить за пределы поставленных задач.

    Поэтому для преодоления коммуникативных  проблем стоящих перед таможенной службой, проведения планомерной, грамотной, скоординированной работы по созданию и поддержанию действительно  высокой деловой репутации ТО, необходимо создать организационную  модель службы по связям с общественностью. Это представляется достаточно конструктивным решением, т.к. в таком случае, сами сотрудники представляют себя как неотъемлемую часть организации и поэтому  особенно заинтересованы в успехе. Положение полноправных сотрудников  таможни открывает им возможность  относительно свободно перемещаться в  различных таможенных структурах, а  также обеспечивать необходимые  формальные и неформальные контакты со всеми сотрудниками на любом уровне. Это способствует созданию более  благоприятных условий для внутренних мероприятий PR. Наиболее эффективным при этом будет создание гибкой адаптивной самонастраивающейся организационной PR-структуры, куда войдут специалисты из разных областей, имеющие общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, разделяющие ответственность за достижение конечного результата, а именно – формирование устойчивой положительной деловой репутации государственного института таможни.[1]

    Итак, наиболее подходящим способом выхода из сложившейся в таможенной сфере  ситуации, видится создание службы по связям с общественностью, каждый уровень управленческой иерархии которой будет иметь свою специфику.

    Первый  уровень – совет по связям с  общественностью на таможнях. На данном уровне наиболее оптимальна организация  службы взаимодействия с общественностью  по типу «эффективных рабочих команд»  в рамках прежней численности  сотрудников таможни. Эти команды  будут непосредственно подчиняться  начальникам таможен, координируя  свою деятельность с аналогичными в  составе РТУ. Данные команды призваны решать следующие задачи:

    1) построить систему внутренних  коммуникаций таможни, а именно -

    - ориентировать  персонал таможни на оказание  качественных услуг участникам  ВЭД и трансграничного пассажиропотока;

    - повышать  уровень координации деятельности  персонала таможни с целью  оптимизации процессов таможенного  оформления;

    - обеспечивать  постоянную обратную связь между  коллективом и начальником таможни

    - оценивать  в первую очередь эффективность  управления;

Информация о работе Таможенные коммуникации