Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – рассмотреть и проанализировать теоретические и практические аспекты предоставления льгот и преференций различным субъектам в таможенном законодательстве РФ.

Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей.

2. Исследовать основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции.

3. Проанализировать международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей.

4. Изучить проблематику тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в РФ……………………………….6

1.1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей……………………….…………………………………............6

1.2. Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции……………………………….15

Глава 2. Актуальные вопросы правового регулирования и применения тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей и меры по их совершенствованию……………………………………………………………..46

2.1. Международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей……………………………..46

2.2. Развитие тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях…………………………………………………...66

Заключение……………………………………………………………………….77

Библиографический список……………………………………………………..80

Работа содержит 1 файл

диплом Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

По характеру нормативной регламентации льготы подразделяются на внутригосударственные и международно-правовые. Если преимущества установлены нормами национального законодательства, они являются внутригосударственными. Однако, учитывая трансграничный характер таможенного законодательства, ряд льгот регламентирован положениями международных договоров и соглашений. Следует отметить, что приоритет международно-правовых норм над положениями национального законодательства, гарантированный Конституцией РФ, установлен и Таможенным кодексом РФ в ст. 8.

Согласно требованиям таможенного режима, льготы могут касаться уплаты (возврата) таможенных пошлин, налогов, а также применения запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый из видов таможенных льгот.

1. Таможенные льготы, предоставляемые при осуществлении таможенного оформления и в процессе производства таможенного контроля.

Таможенное оформление и таможенный контроль являются основными процедурами в области таможенного дела.

В целях установления оптимального баланса между публичными и частными интересами законодатель ввел положение, устанавливающее возможность применения для отдельных лиц специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В соответствии со ст. 68 ТК РФ, к таким лицам следует отнести субъектов, соответствующих следующим критериям:

- не имеющие на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающиеся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 КоАП РФ[30];

- ведущие систему учета в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

- осуществляющие внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Если первые два фактора вполне объяснимы, то последний критерий является весьма спорным. Представляется, что трехлетний срок ведения внешнеэкономической деятельности велик, поскольку существенно ограничивает круг претендентов. Представляется достаточным установление годичного срока для возможности применения к лицу специальных упрощенных процедур таможенного оформления.

Льготы по таможенному оформлению, как правило, предполагают прохождение субъектами данной процедуры в упрощенном порядке, что отражается на объеме требуемых таможенными органами документов и сведений.

Они могут выражаться в следующих аспектах:

- упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления;

- специальные упрощенные процедуры таможенного оформления;

- освобождение от таможенного оформления.

Упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления предусмотрен ст. 67 ТК РФ и распространяется на товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товары, подвергающиеся быстрой порче, живых животных, радиоактивные материалы, международные почтовые отправления и экспресс-грузы, сообщения и иные материалы для средств массовой информации и другие подобные товары. Упрощенный порядок декларирования упоминается и в ст. 137 ТК РФ. Особенностями его применения выступают: вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации; использование по желанию декларанта; непрепятствование осуществлению таможенного контроля; обязательность соблюдения декларантом установленных законодательством требований и условий в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения таможенных режимов.

Первоочередной порядок таможенного оформления имеет место быть в зависимости:

- от видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);

- от особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы[31], международные почтовые отправления);

- от целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации)[32].

В отличие от процедур, составляющих содержание упрощенного вида таможенного оформления, названный порядок предусматривает как уменьшение количества требуемых таможенными органами документов, так и сокращение времени прохождения всех таможенных формальностей. Например, ФТС России установлен срок принятия решения о помещении плодоовощной продукции, перевозимой автомобильным транспортом, под процедуру внутреннего таможенного транзита. Он составляет 25 минут[33].

Ярким примером предоставления льгот в процессе таможенного оформления являются специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, предусмотренные ст. 68 ТК РФ. Они выражаются в возможности лиц, зарекомендовавших себя как законопослушные участники внешнеэкономической деятельности, производить подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные ТК РФ.

К таким лицам следует отнести субъектов:

- не имеющих на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 16.2, 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ч. 3 ст. 16.12, ст. 16.15 КоАП РФ;

- ведущих систему учета в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

- осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Если первые два фактора вполне объяснимы, то последний критерий является весьма спорным. Представляется, что трехлетний срок ведения внешнеэкономической деятельности велик, поскольку существенно ограничивает круг претендентов. Устанавливая такую норму, законодатель, видимо, хотел ограничить круг кандидатов, исключив фирмы-однодневки. Сами таможенники считают, что именно трехлетний срок добросовестной работы на российском рынке - достаточная гарантия для того, чтобы рассмотреть вопрос об установлении упрощенных процедур. При этом ФТС России проверяет заявленные данные, исходя из информации, содержащейся в базе грузовых таможенных деклараций, смотрит, когда и какие объемы товаров лицо ввозило в период трехлетней деятельности[34].

Не умаляя такой перспективы, представляется достаточным установление годичного срока для возможности применения к лицу специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Кроме того, законодательным пробелом можно считать отсутствие указания при решении вопроса предоставления льготы на факт возможной реорганизации юридического лица. Пользуется ли правопреемник правом на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления - не ясно. Думается, что данный вопрос может быть разрешен в методических рекомендациях по поводу применения данной нормы.

Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме об их применении. В этом заявлении указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Кроме того, представляется обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации указанным способом, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к такой системе учета. Срок рассмотрения заявления не может превышать 30 календарных дней со дня его регистрации. Правом установления специальных упрощенных процедур обладает Федеральная таможенная служба РФ, а в случае планирования их применения в отдельно взятом регионе - региональное таможенное управление.

Освобождение от таможенного оформления производится в исключительных случаях. Во-первых, согласно ст. 297 ТК РФ, таможенное оформление международных почтовых отправлений, перемещаемых транзитом по территории Российской Федерации, не производится. Во-вторых, не подлежит таможенному оформлению продукция морского рыбного промысла, выловленная и (или) произведенная судами за пределами территориального моря и поставляемая за пределы таможенной территории Российской Федерации без захода перевозящего ее судна в российские порты (на рейды)[35].

Льготный таможенный контроль чаще всего выражается в освобождении от различных его форм (как правило, таможенного досмотра). В соответствии со ст. 386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей.

Не подлежат таможенному досмотру иностранные военные корабли, боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом. В случае освобождения от каких-либо форм таможенного контроля условиями международных договоров Российской Федерации, такая льгота применяется после их ратификации.

Интересна законодательная формулировка: руководитель ФТС России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности России.

Указанное положение противоречит ряду основополагающих начал института льгот:

- льготы не должны быть индивидуализированными. Они предоставляются не отдельным лицам, а определенным категориям лиц. Анализируемая законодательная норма казуальна, поскольку может распространить свое действие на конкретных субъектов;

- льготы, как правило, вводятся законодательными актами, а не ведомственными нормативными приказами. Из смысла же названного положения вытекает, что руководитель ФТС России может издать правовой акт управления, позволяющий тому или иному лицу воспользоваться льготами при прохождении таможенного контроля;

- в законодательстве должны быть сформулированы четкие условия (основания) предоставления льгот. В данной же норме содержится весьма абстрактная, расплывчатая формулировка: «случаи, когда это связано с обеспечением безопасности России».

В связи с изложенным предлагается исключить названную норму из ст. 386 ТК РФ.

Законодательными нормами предусмотрены также основания освобождения физических лиц от такой формы таможенного контроля, как личный досмотр. В соответствии со ст. 373 ТК РФ он является исключительной формой таможенного контроля, поскольку связан с ограничением прав и свобод гражданина (посягательством на личную неприкосновенность). Личный досмотр проводится при наличии достаточных оснований полагать, что гражданин скрывает при себе и не выдает предметы, являющиеся объектами совершения правонарушения и преступления.

Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства.

Не могут быть подвергнуты данной форме таможенного контроля:

- Президент Российской Федерации (в соответствии со ст. 91 Конституции РФ[36]), в том числе прекративший свои полномочия (пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»[37]);

- депутаты Совета Федерации и Государственной Думы (часть 1 ст. 98 Конституции РФ, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[38]), а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации (часть 1 ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[39]), за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;

- прокуроры и следователи органов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления (часть 2 ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[40]);

- судьи Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (часть 5 ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей Российской Федерации»[41]), а также присяжные заседатели (часть 1 ст. 12 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[42]);

- сотрудники органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей - без официального представителя данных органов или решения суда (часть 4 ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»[43]);

- сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей - без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда (часть 1 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране»[44]);

Информация о работе Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики