Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:49, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – рассмотреть и проанализировать теоретические и практические аспекты предоставления льгот и преференций различным субъектам в таможенном законодательстве РФ.

Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей.

2. Исследовать основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции.

3. Проанализировать международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей.

4. Изучить проблематику тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в РФ……………………………….6

1.1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей……………………….…………………………………............6

1.2. Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции……………………………….15

Глава 2. Актуальные вопросы правового регулирования и применения тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей и меры по их совершенствованию……………………………………………………………..46

2.1. Международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей……………………………..46

2.2. Развитие тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях…………………………………………………...66

Заключение……………………………………………………………………….77

Библиографический список……………………………………………………..80

Работа содержит 1 файл

диплом Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

В Конвенции о консульских сношениях 1963 г., кроме того, говорится, что транспортные средства, являющиеся собственностью представляемого государства и предназначенные для целей консульского учреждения, освобождаются от всех государственных, местных, районных налогов и сборов, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату за конкретные виды обслуживания. Практически все двусторонние консульские конвенции содержат подобный пункт. Значит, консульские автомашины освобождаются от таможенных налогов и сборов. По этому поводу в Конвенции 1963 г. сказано: «Государство пребывания в соответствии с действующими законами и другими правилами разрешает ввоз и вывоз, освобождает от таможенной пошлины, налогов и сборов, за исключением сборов за погрузку, перевозку, хранение и выгрузку:

1) предметы, включая транспортные средства, предназначенные для служебного пользования консульского учреждения,

2) предметы, включая транспортные средства, предназначенные для личного пользования работников консульского учреждения и членов их семей».

Что касается таможенного досмотра, то согласно Венской конвенции 1963 г. консульские автомашины подлежат досмотру на таможне. Однако некоторые двусторонние консульские конвенции, например, России с КНР, Индией и Турцией наделяют консульские автомашины иммунитетом от обыска и освобождают их от досмотра на таможне.

5. Таможенные льготы, распространяемые на различные товары, предметы, грузы, багаж. Например, Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г. (СССР является ее участником с 8 июня 1981 г.)[89] освобождает грузы, перевозимые с соблюдением процедуры Международных дорожных перевозок (МДП), от уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов в промежуточных таможнях (ст. 4 Конвенции).

Термин «процедура МДП» означает перевозку груза от таможни места отправления до таможни места назначения с соблюдением процедуры, установленной настоящей Конвенцией. Под «промежуточной таможней» понимается любая таможня договаривающейся стороны, через которую дорожное транспортное средство, состав транспортных средств или контейнер ввозятся и вывозятся в ходе операции.

Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях (ст. 5 Конвенции).

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 7 Соглашения о сотрудничестве в морском торговом судоходстве от 3 декабря 1971 г.[90], государства-участники обязались на основе взаимности освобождать от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами:

— находящиеся на судах предметы снаряжения, оборудования, запасные части и судовые запасы, необходимые для эксплуатации и содержания в порядке судна и его механизмов, а также запасы, предназначенные для использования и потребления на судах членами экипажа и пассажирами;

— предметы снаряжения, оборудования, запасные части и судовые запасы, направляемые через таможенную территорию любой из договаривающихся стран, при условии, что они предназначены исключительно для нормальной эксплуатации судов, плавающих под флагом одной из договаривающихся стран и находящихся в порту другой договаривающейся стороны.

Таможенные льготы нашли широкое закрепление и в международных торговых договорах, в которых устанавливается правовой режим, предоставляемый договаривающимися сторонами друг другу в отношении таможенного обложения товаров.

Так, в соответствии со ст. 7 Долгосрочного торгового соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Марокко от 19 апреля 1958 г.[91] договаривающиеся стороны на взаимной основе разрешают ввоз и вывоз нижеперечисленных товаров и предметов с освобождением от уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов с соблюдением законов и правил, действующих соответственно в их странах, при условии обратного вывоза: а) образцы и рекламные материалы, используемые в целях торговой рекламы; б) товары и предметы, используемые для испытаний или демонстрации; в) предметы и товары, используемые на ярмарках или выставках; г) инструменты и прочее оборудование, ввезенное для монтажа или ремонта; д) маркированная тара, ввезенная с целью наполнения.

Ст. 7 Торгового соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Заир от 10 декабря 1976 г.[92] закрепляет положение, в силу которого договаривающиеся стороны в рамках законодательства, действующего соответственно в их странах, будут освобождать от таможенных пошлин и таможенных сборов, взимаемых при ввозе, следующие товары:

а) образцы и рекламные материалы, включая фильмы, предназначенные для рекламных целей; б) инструменты и предметы, предназначенные для целей монтажа или ремонта, при условии, что эти инструменты и предметы не будут проданы; в) товары и предметы, предназначенные для постоянных или временных ярмарок или выставок, при условии, что они будут вывезены обратно; г) емкости, ввозимые для наполнения, а также емкости, содержащие предметы импорта, которые по истечении определенного срока будут вывезены обратно.

Пункт 2 ст. 2 Торгового соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Индия от 1 января 1981 г.[93] закрепляет обязательство договаривающихся сторон предоставлять друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении таможенных пошлин и таможенных сборов, применяемых при ввозе, вывозе или транзите товаров, и способов их взимания, а также в отношении таможенных правил и формальностей.

Ст. 3 Соглашения между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Йеменской Арабской Республики об экономическом и техническом сотрудничестве от 23 сентября 1981 г.[94] закрепляет обязательство ЙАР по обеспечению получения разрешений на беспошлинный ввоз на территорию ЙАР оборудования, необходимого для выполнения поисково-съемочных работ в целях строительства ирригационных плотин.

Ст. 7 Соглашения между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Республики Мальта о воздушном сообщении от 8 октября 1981 г.[95] предоставляет следующие виды таможенных льгот: «Пассажиры, багаж и груз, следующие прямым транзитом через территорию одной договаривающейся стороны и не покидающие территорию аэропорта, выделенного для этой цели, будут подвергаться лишь упрощенному контролю. Багаж и груз, следующие прямым транзитом, не будут облагаться таможенными сборами».

Право на таможенные льготы в части освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов распространено также на такие предметы ввоза, как туристические рекламные документы и материалы.

Так, Дополнительный протокол Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза относящихся к туризму осведомительных документов и материалов от 4 июня 1954 г.[96], относит к документам складные брошюрки, брошюры, книги, журналы, путеводители, афиши, фотографии, географические карты, печатные оконные транспаранты; списки и ежегодники иностранных отелей и расписания транспортного обслуживания; технические материалы, посылаемые аккредитованным представителям или корреспондентам, назначаемым национальными официальными туристическими агентствами, не предназначенные для распространения.

К материалам Дополнительный протокол относит материалы, предназначенные для выставления их в конторах аккредитованных представителей или корреспондентов, назначаемых официальными туристическими агентствами, или в других местах, одобренных таможенными властями страны ввоза. Например, документальные фильмы, записи на лентах и другие звукозаписи, диапозитивы для проекционных фонарей и др.

Таможенные льготы распространяются и на дипломатическую почту, пересылаемую государствами без дипломатических курьеров. Такая дипломатическая почта является неприкосновенной и освобождается от таможенного досмотра. Этот вид таможенных льгот предусматривается в специальных соглашениях государств, регламентирующих порядок пересылки дипломатической почты. В частности, ст. 11 Ноты Министерства иностранных дел Бразилии послу СССР в Республике Соединенные Штаты Бразилии (ныне Федеративная Республика Бразилия) от 20 апреля 1963 г.[97], в п. 4 Ноты МИД СССР посольству Республики Конго в СССР (ныне Демократическая Республика Конго) от 12 июля 1963 г.[98]

6. Таможенные льготы, предоставляемые физическим лицам:

а) дипломатическим агентам.

Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин и таможенных сборов: предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения (ст. 36 Конвенции).

Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. освобождает от таможенных пошлин и таможенных сборов личный багаж дипломатических представителей при Организации (ст. 4).

Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. освобождает от всех таможенных пошлин и сборов предметы, предназначенные для личного пользования главы представительства или члена дипломатического персонала представительства, включая предметы, предназначенные для его обзаведения. Личный багаж члена дипломатического персонала представительства освобождается от таможенного досмотра (ст. 35 Конвенции).

б) консульским должностным лицам.

Таможенные льготы данной категории лиц предоставляются как на многосторонней, так и на двусторонней договорной основе.

Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. ст. 50 «Освобождение от таможенных пошлин и досмотpa» закрепляет право на ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин и таможенных сборов предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения. Те же льготы распространяются и на консульских служащих в отношении предметов, ввезенных во время их первоначального обзаведения. Освобождается от оплаты таможенными пошлинами, таможенными сборами и досмотра личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, который следует вместе с этими лицами.

Создается режим, в соответствии с которым, по существу, консульские должностные лица не освобождаются от налогов в отношении деятельности, выходящей за пределы их служебных функций.

Что касается освобождения от таможенных пошлин и досмотра на таможне, то эти моменты регламентируются в п. п. 1—3 ст. 50. В ней говорится, что таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования консульского должностного лица, включая предметы, предназначенные для его обустройства и официального пользования. От уплаты таможенных пошлин освобождаются также члены семей консульских должностных лиц, проживающие вместе с ними. Следует отметить, что если в отношении таможенных пошлин более или менее определен круг предметов, в отношении которых таможенные пошлины не взимаются, то в отношении досмотра личного багажа на таможне существуют разные подходы. Конвенция 1963 г. (п. 3 ст. 50) освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними. Речь идет о багаже, который следует вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если у страны пребывания есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, не являющиеся их личными предметами или предметами дня официального пользования консула. Досмотр возможен и в тех случаях, когда есть основания предполагать, что в багаже находятся предметы, ввоз и вывоз которых запрещены законами и правилами страны пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила.

Как отмечает О.В. Плотникова[99], возможность досмотра личного багажа консульских должностных лиц четко определена Конвенцией 1963 г. Подобные положения отражены и во многих двусторонних соглашениях, например, в конвенциях, подписанных Россией с Беларусью (п. п. 1—3 ст. 26), КНДР (ст. 23), Польшей (ст. 26), Литвой (ст. 26) и т.д. Согласно другим двусторонним конвенциям личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей подлежит досмотру на таможне (см. конвенции РФ с Францией, Италией, Австрией, Финляндией, Великобританией, США, ФРГ, Швецией, Монголией, Японией и т.д.). Таким образом, консульская практика идет по двум путям:

— освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц, если нет серьезных оснований досматривать;

— не освобождает от досмотра ни при каких обстоятельствах. Консульская конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан от 24 мая 1981 г. освобождает консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, от таможенного контроля (п. 2 ст. 23 Конвенции).

Аналогичное положение содержит Консульская конвенция Союза Советских Социалистических Республик и Лаосской Народно-Демократической Республики от 6 апреля 1982 г. и др.

в) должностным лицам международных органов и организаций.

Льготы по освобождению от взимания таможенных пошлин и таможенных сборов в отношении личного багажа и предметов личного пользования должностных лиц «Интерспутника» предоставляются, например, на основании ст. ст. 3 и 4 Соглашения о правоспособности, привилегиях и иммунитетах Международной организации космической связи «Интерспутник» от 20 сентября 1976 г.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах Дунайской комиссии от 15 мая 1963 г. закрепляет право должностных лиц Комиссии «на те же таможенные льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются соответствующим по рангу сотрудникам дипломатических представительств в данной стране (ст. V Конвенции).

Соглашение о создании международного судоходного предприятия «Интерлихтер» от 19 мая 1978 г.[100] предоставляет таможенные льготы сотрудникам предприятия и его филиалов, не имеющим постоянного местожительства в стране нахождения предприятия (филиала), по освобождению от таможенных пошлин и сборов предметов, предназначенных для личного или семейного пользования при переезде в страну постоянного места работы или при выезде из этой страны после прекращения трудовых отношений с предприятием (филиалом). Такие же таможенные льготы предоставляются должностным лицам и на основании ст. IV Соглашения о правовом статусе и льготах международных отраслевых организаций по экономическому сотрудничеству от 9 сентября 1966 г.[101]

Информация о работе Таможенные льготы и преференции вопросы теории и практики