Таможенные пошлины и таможенная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить таможенные пошлины и таможенную политику Российской Федерации.
В рамках этой цели поставим следующие задачи:
1. Изучить таможенные пошлины
2. Рассмотреть таможенную политику Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность таможенной политики
Глава 2. Таможенные пошлины
2.1 Понятие таможенных пошлин
2.2 Классификация таможенных пошлин
Глава 3. Таможенная политика России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 37.37 Кб (Скачать)

Методологически целесообразно  государственную таможенную политику подразделять на стратегическую и тактическую. 

Стратегическая государственная  таможенная политика формируется на основе состояния и перспектив развития экономики страны, правовых норм Конституции, законов и других нормативных  правовых актов органов государственной  власти, общепризнанных принципов и  норм международного права и представляет собой таможенную доктрину, руководящий  политический документ регулирования  внешнеэкономической деятельности. 

Таможенная доктрина разрабатывается законодательным  органом страны, является составной  частью основных стратегических направлений  развития экономики и определяет основные принципы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, статус таможенной службы и принципы ее взаимодействия с различными государственными институтами в долгосрочной перспективе. 

Реальное воплощение таможенной доктрины и жизнь должно осуществляться через государственную  таможенную политику, разрабатываемую  на ближайшие 1-3 года и принимаемую  законодательным органом страны совместно с федеральным бюджетом этот же период. 

Поскольку государственная  таможенная политика является, по сути, прерогативой законодательных органон  власти, то организационный механизм ее формирования аналогичен организационному механизму разработки законодательных  актов. Он предполагает создание проекта  таможенной политики, ознакомление с  ним заинтересованных министерств, ведомств, представителей бизнеса и  общественности, обсуждение проекта  в комитет Государственной Думы и на ее заседаниях, рассмотрение Советом  Федерации и утверждение Президентом  РФ. 

Законодательная инициатива в принятии государственной таможенной политики должна исходить от Правительства  РФ, которое одновременно с представлением в Государственную Думу проекта  бюджета на очередной год обязано  представлять и соответствующую  ему на этот период государственную  таможенную политику. 

Регулирование государственной  таможенной политики заключается в  отслеживании ее влияния на экономику  страны, разработке проектов изменений  и дополнений и представлении  их в законодательные органы для  рассмотрения и утверждения. 

Разрабатывая таможенную политику, уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти должен оценивать последствия существующей таможенной политики и ориентировать  ее на решение перспективных задач  государства, прежде всего в области  оборонных и социально-экономических  проблем. Таможенная служба также не безучастна к процессам, происходящим в стране, и, находясь на острие товарообменных процедур, обязана информировать  правительство о характере внешнеторговой деятельности и разрабатывать для  него квалифицированные предложения  по совершенствованию таможенной политики. 

В случае принятия законодательными органами России государственной таможенной политики на определенный период возникает вопрос о том, как в этом случае управлять формированием комплекса таможенно-тарифных мер ее реализации [8, стр.38-39] 

Тарифные и нетарифные меры регулирования внешнеэкономической  деятельности применяются, как правило, в различных сочетаниях, дополняя друг друга и усиливая взаимное влияние  на процессы внешнеэкономической деятельности. Весь спектр таможенных регуляторов  внешней торговли может применяться  для реализации любого принципа государственной  таможенной политики. В совокупности они обеспечивают возможность реализации основных задач регулирования внешнеэкономической деятельности государства: 

1) протекционистской (защита отечественных производителей от иностранных конкурентов); 

2) фискальной (пополнение  доходной части государственного  бюджета); 

3) регулирующей (целенаправленное  влияние на объемы импорта  или экспорта объектов внешней  торговли); 

4) защитной (защита  населения и окружающей среды  от импорта вредных, опасных  и некачественных товаров и  услуг) [13, стр. 147-152] 

Общие принципы государственной  таможенной политики должны быть трансформированы исполнительными органами власти в  конкретные экономические или административные меры регулирования внешней торговли конкретными видами товаров или товарных групп. Однако неразвитость механизма формирования тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, неполнота и некомплексность использования всего арсенала этих мер не позволяют аффективно решать проблемы защиты национальной экономики. 

Для определения  рационального сочетания таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли в качестве единого критерия оптимизации целесообразно использовать условный денежный эквивалент. Это позволяет применить обобщенную функцию полезности внешней торговли и на ее основе осуществлять поэтапную рационализацию сочетания мер таможенно-тарифного регулирования. При этом под рациональным сочетанием мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли конкретным товаром (товарной группой) понимается комплекс мер таможенно-тарифного регулирования, при помощи которого достигается обеспечение принципов государственной таможенной политики. 

Для решения данной проблемы необходимо определить алгоритм (последовательность) реализации государственной  таможенной политики в отношении  конкретных товарных групп, а затем  разработать научно-обоснованные методы выработки решений по отдельным  позициям алгоритма и в целом  по проблеме. На рисунке 1 приведен один из возможных вариантов алгоритма  реализации государственной таможенной политики в отношении конкретной товарной группы, который может быть взят за основу построения системы  управления комплексом таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли по критерию качества результатов. 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1 - Алгоритм реализации таможенной политики 

Предлагаемый алгоритм включает девять этапов. 

Этап 1. Идентификация  товара (услуги), заявленного инициатором  к импорту или экспорту и присвоение ему кода ТН ВЭД. 

Этап 2. Оценка национальной потребности в товаре, состояния  его национального производства и прогноз объемов внешней  торговли. На этом этапе выявляется потребность страны в данном виде товара и устанавливается, за счет каких  источников она удовлетворяется, определяется доля необходимого импорта, а также  возможного экспорта. При этом дается оценка состояния отечественного производства и конкурентоспособности отечественного товара, выявляется необходимость модернизации производства и возможность в  дальнейшем на высоком технологическом  уровне обеспечить потребности страны в данном виде товара. Устанавливаются  необходимость и масштабы защиты национального производства товара, а также роль данного товара в  реализации национальных проектов и  программ развития экономики и решении  социальных задач. 

Этап 3. Оценка стратегической значимости товара и целесообразности введения ограничений на его вывоз (полного запрета, квот и других административных мер ограничения экспорта). Стратегическая значимость товара определяется уполномоченными  на это федеральными органами исполнительной власти, которые ведут перечни  соответствующих видов товаров  и устанавливают масштабы ограничений  экспорта. 

Этап 4. Оценка опасности  товара для физического и морального здоровья населения, состояния окружающей природной среды и целесообразности введения ограничении на его импорт. На этом этапе определяется возможность  ввоза в страну данного товара (услуги) по условиям его физической и моральной вредности и опасности, охраны жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей среды (например, наркотики, ядерные отходы, порнография и  т.н.). 

Одновременно рассматриваются  вопросы защиты прав собственности, в том числе интеллектуальной, а также обязательности соблюдения положении соответствующих международных  договоров РФ.  

Этап 5. Компенсация  в разумных пределах дефицита бюджета (с учетом ограничений Всемирной  торговой организации на размеры  таможенных пошлин, внутренние налоги на импортируемые товары и услуги, а также принятого международного опыта). 

Этап 6. Определение размера таможенной пошлины и нетарифных мер зашиты национального производителя. На данном этапе рассматриваются в совокупности все ограничения, предложенные на этапах 2-5, и с учетом этого определяется величина таможенной пошлины. Таможенная пошлина рассчитывается, исходя из затрат па производство товара в стране, цен импортера и национальных интересов, заключающихся, прежде всею, в создании побудительных мотивов для отечественных производителей к повышению конкурентоспособности своей продукции.  

Этап 7. Поиск рационального  сочетания тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли данным видом товара. На этом этапе  рассматриваются в сочетании  все разработанные ранее меры регулирования. При этом учитываются  все ограничения на применение административных и экономических мер регулирования  ВЭД, вытекающие из требований ВТО и  международных соглашений. 

Этап 8. Утверждение  Правительством РФ и публикация в  средствах массовой информации принятого  комплекса тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли данной товарной группой и доведение  этих мер до Федеральной таможенной службы, отечественных и иностранных  участников внешнеэкономической деятельности. 

Этап 9. Организация  работы по реализации комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли товаром. На данном этапе должны быть выполнены формальные действия по реализации нетарифных мер регулирования внешней торговли (выдача лицензий на экспорт/импорт товара и других разрешительных документов) и приняты меры по обеспечению надлежащего контроля за соблюдением принятых мер регулирования внешней торговли товаром. 

Реализация каждого  этапа алгоритма обеспечения рационального сочетания мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД представляет собой сложный и трудоемкий процесс, связанный с рассмотрением различных; тенденций, преодолением противоречий и требований и нахождением более или менее приемлемого консенсуса, а в некоторых случаях - принятием «силовых» административных решений. Поэтому процедура каждого этапа должна проходить в установленном порядке, с тем чтобы исключить влияние на результаты тенденциозных факторов и предотвратить чрезмерное затягивание ее во времени. 

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности должно представлять собой не изолированные  и эпизодически работающие ведомства, службы, комиссии и советы, а комплекс объединенных единой методологией и  организационной структурой государственных  учреждений и ассоциаций предпринимателей, руководимый и. единого центра, работающий на постоянной основе, формирующий  и реализующий государственную  таможенную политику [5, стр.13-15] 

Предлагаемый механизм управления государственной таможенной политикой и комплексом таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли товарами и услугами в решающей степени может изменить эффективность регулирования внешнеэкономической деятельности и повысить экономическую безопасность России. 
 

Глава 2. Таможенные пошлины 

2.1 Понятие таможенных  пошлин 

Во внешнеэкономических  связях и отношениях России с другими  странами мира за период перехода к  рыночным отношениям произошли серьезные  изменения. Российское таможенное законодательство в своем развитии широко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья. Другой серьезной задачей является освоение норм и положений международного торгово-таможениого права, на базе которых таможенное дело России будет развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.  

Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ  па мировом рынке и одновременно па защиту внутреннего рынка от конкуренции  иностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. 

Таможенно-тарифная политика - основной элемент внешнеэкономической политики. В современных условиях она осуществляется с помощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования - таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот [6, стр. 206-207] 

Таможенная пошлина  представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с  этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза [10, стр. 35] Однако вопрос об экономической  сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят  ее к налоговой категории, поскольку  согласно определению пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость  услуг, оказываемых таможенными  органами участникам внешнеэкономической  деятельности, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней  значительно превосходит эту  стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров  таможенными органами взимаются  сборы в установленном размере, которые и являются, но сути, платой за услуги. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов [2, ст. 13] и отнесена к неналоговым доходам федеральною бюджета [1, ст. 51]. 

Информация о работе Таможенные пошлины и таможенная политика