Таможенные пошлины и таможенная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить таможенные пошлины и таможенную политику Российской Федерации.
В рамках этой цели поставим следующие задачи:
1. Изучить таможенные пошлины
2. Рассмотреть таможенную политику Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность таможенной политики
Глава 2. Таможенные пошлины
2.1 Понятие таможенных пошлин
2.2 Классификация таможенных пошлин
Глава 3. Таможенная политика России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 37.37 Кб (Скачать)

Таможенные пошлины  при экспорте используются для поддержания  рационального соотношения ввоза  и вывоза товаров, валютных доходов  и расходов на территории РФ, обеспечения  условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением  политики разумного протекционизма, а с другой - регулированием ввоза  продукции, не имеющей отечественных  аналогов или производящейся в недостаточном  количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем  таможенные пошлины как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в бюджет. В настоящее время в России таможенные пошлины формируют порядка 20% доходов федерального бюджета. Столь высокий показатель характерен для развивающихся государств. В индустриальных странах доля поступлений от взимания таможенных пошлин незначительна и составляет около 1 % [9, стр.116-117]. 

Таможенные функции  выполняют три основных функции: 

·   Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку  они являются одной из статей доходной части государственного бюджета; 

·  Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; 

·  Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых [12, стр.48] 

2.2 Классификация  таможенных пошлин 

Таможенные пошлины  классифицируются по различным признакам. 

  
 

Рис. 2 - Классификация  таможенных пошлин 
 

По объекту обложения  таможенные пошлины бывают ввозные, вывозные и транзитные (рис. 2). 

Ввозные (импортные) пошлины – пошлины, которые накладываются  на импортные товары при их выпуске  для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Импортные пошлины  являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. 

Вывозные (экспортные) пошлины – пошлины которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт или наполнить бюджет. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета.  

Транзитные пошлины  – пошлины, которые накладываются  на товары, перевозимые транзитом  через территорию данной страны. В  фискальных целях эти пошлины  используются лишь некоторыми развивающимися странами. 

По способу взимания таможенные пошлины классифицируются на: 

1)  Адвалорные  пошлины – пошлины, которые  начисляются в процентах к  таможенной стоимости облагаемых  товаров (например, 20% от таможенной  стоимости). Сильной стороной адвалорных  пошлин является то, что они  поддерживают одинаковый уровень  защиты внутреннего рынка независимо  от вариации цен на товар,  изменяются лишь доходы бюджета.  Слабая сторона этих пошлин  – они предусматривают необходимость  таможенной оценки стоимости  товара для целей обложения  пошлиной. Поскольку цена товара  может колебаться под воздействием  многочисленных экономических и  административных факторов, применение  адвалорных пошлин связано с  субъективностью оценок, что оставляет  место злоупотреблениям. 

2)  Специфические  – начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого  товара (например, 10 евро за 1 кг). Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в административном и в большинстве случаев не составляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты рынка с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. 

3)  Комбинированные  – сочетают оба названных вида  таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но  не менее 10 евро за 1 кг.).  

С целью защиты экономических  интересов страны могут устанавливаться 

1)  Сезонные –  пошлины, которые применяются  для оперативного регулирования  международной торговли продукцией  сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Обычно срок  их действия не может превышать  нескольких месяцев в год. И  на этот период действие обычного  таможенного тарифа приостанавливается. 

2)  Особые, которые  состоят из специальных, антидемпинговых  и компенсационных. 

Специальные пошлины  – пошлины, которые применяются  в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих  или способных нанести ущерб  отечественным производителям таких  товаров. 

Антидемпинговые –  пошлины, которые применяются в  случае ввоза на территории страны товаров по цене более низкой, чем  их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит  ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации  и расширению национального производства таких товаров. 

Компенсационные –  пошлины, накладываемые на импорт тех  товаров, при производстве которых  прямо или косвенно использовались субсидии и если импорт наносит ущерб  национальным производителям таких  товаров. 

Обычно эти особые виды пошлин применяются государством в одностороннем порядке для  того, чтобы защитить страну от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо они применяются  как ответная мера на дискриминационные  и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других государств. 

Введение особой пошлины обычно становится крайним  средством, к которому прибегают  страны, когда все остальные способы  урегулирования торговых разногласий  исчерпаны.  

Таможенные пошлины  классифицируются по происхождению  как: 

1)  Автономные  – пошлины, ввозимые на основании  односторонних решений органов  государственной власти страны. Обычно решение введения таможенного  тарифа принимается в виде  закона парламентом государства,  а конкретные ставки таможенных  пошлин устанавливаются соответствующим  ведомством (обычно министерством  торговли, финансов или экономики)  и одобряются правительством. 

2)  Конвенционные  (договорные) – пошлины, устанавливаемые  на базе двустороннего или  многостороннего соглашений. 

3)  Преференциальные (льготные) – пошлины, имеющие  более низкие ставки по сравнению  с обычно действующим таможенным  тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений  на товары из развивающихся  стран. Цель преференциональных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. 

По типам ставок таможенные пошлины классифицируются как: 

1)  Постоянные  – таможенный тариф, ставки  которого единовременно установлены  органами государственной власти  и не могут изменяться в  зависимости от обстоятельств.  Подавляющее большинство стран  мира имеет тарифы с постоянными  ставками. 

2)  Переменные  – таможенный тариф, ставки  которого могут изменяться в  установленных органах государственной  власти случаях (при изменении  уровня мировых или внутренних  цен, уровня государственных субсидий [10, стр. 36-39]. 
 

Глава 3. Таможенная политика России 

Таможенная система  России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной  торговли и промышленности. Осуществление  этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так  и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно  представить как систему государственных  экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач. 

Основной целью  таможенной политики любого государства  является обеспечение его экономических  интересов. И Россия в этом плане  не исключение. 

Целями таможенной политики России являются:  

• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования  товарообмена на таможенной территории России; 

• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка; 

• стимулирование развития национальной экономики; 

• содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России; 

• иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием  и Правительством Российской Федерации. 

Направленность целей  таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема. 

Формирование таможенной политики любого государства, в том  числе и России, предполагает два  важных подхода к определению  ее направленности - это протекционизм  и фритредерство. 

Протекционизм - это  политика, направленная на защиту собственной  промышленности, сельского хозяйства  от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие  таможенные тарифы и ограничение  импорта. 

Фритредерство –  это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем  минимизации каких- либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. 

Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается  со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского  протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе  не производимые в стране иностранные  товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать  к ввозу. Нередко возникали и  фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это  происходило под влиянием тех  или иных политических событий в  Европе, а не из соображений чисто  экономического характера. 

На сегодняшний  день в России одним из основных направлений таможенной политики является совершенствование системы применения защитных мер. Это касается вопросов применения антидемпинговых, компенсационных  и специальных пошлин, а также  импортных квот.  

Также одно из направлений  таможенной политики Российской Федерации  посвящено решению проблемы иностранных  инвестиций. В настоящее время  разработана система таможенных льгот, которые позволяют стимулировать  инвестиции иностранного капитала. Например, от уплаты ввозимых таможенных пошлин освобождены товары, относящиеся  к основным производственным фондам (исключение составляют подакцизные  товары), ввозимые на территорию РФ в  качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий с  иностранными капиталовложениями. Введены  льготные пошлины в отношении  товаров, общее количество которых  не превышает размера вклада иностранного учредителя [11, стр. 15]. 

Следующим направлением таможенной политики страны является совершенствование правил определения  таможенной стоимости товаров. Порядок  и условия заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, неоднократно корректировались приказами Государственного таможенного  комитета России (Сегодня – федеральная  таможенная служба РФ). 

Информация о работе Таможенные пошлины и таможенная политика