Таможенные пошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:29, реферат

Описание работы

Таможенная пошлина выполняет три основные функции:
 фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам);
 протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин);
 балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Работа содержит 1 файл

Таможенные пошлины.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

    Демпинг в современной практике международной торговли представляет собой такой способ конкурентной борьбы за рынки, при котором иностранный товар продается в стране импорта по цене ниже нормальной. В ст. VI ГАТТ закреплено: "...демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров, подлежит осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории договаривающейся стороны, или существенно задерживает создание отечественной промышленности".

    Применение  антидемпинговых пошлин связано  с наличием одновременно трех обстоятельств:

    1) факта ввоза товаров на российскую таможенную территорию по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;

    2) наличия материального ущерба  или угрозы его нанесения;

    3) причинно-следственной связи между  ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации - с другой.

    Одно  из ключевых понятий в антидемпинговом законодательстве - нормальная стоимость товара. С ним связывается, как уже отмечалось, само понятие демпинга как ввоза товара на таможенную территорию страны по цене ниже его нормальной стоимости. В международной практике в соответствии с предписаниями ГАТТ применяются три основных способа определения того, является цена экспортируемого товара демпинговой или нет. Первый способ сводится к сопоставлению цены товара конкретной экспортной сделки с внутренней ценой такого же или аналогичного товара в стране экспорта. Второй предполагает сопоставление экспортной цены товара при его вывозе в какую-либо иную страну. Наконец, третий способ - это сопоставление экспортной цены товара с расчетной ценой (издержки производства, расходы по реализации и прибыль) в стране происхождения.

    С 1979 г. действует Соглашение о применении статьи VI ГАТТ, известное как Антидемпинговый  кодекс, за применением которого следит специально созданный в рамках ГАТТ Антидемпинговый комитет. В Антидемпинговом  кодексе, в частности, были уточнены признаки, с помощью которых определяется демпинговый характер импортных товарных поставок. Для обвинения в демпинге цены должны сопоставляться на одном уровне (обычно на уровне цен франко-завод) и по сделкам, заключенным в один и тот же период времени. Четкое определение критериев демпинга позволяет эффективнее бороться с различными проявлениями административного произвола в этой области.

    Ставка  антидемпинговой пошлины устанавливается  для каждого конкретного случая так, чтобы ее размер соответствовал разнице между демпинговой и нормальной ценой. В этом случае такая пошлина будет способна "нейтрализовать" эффект от демпинговой операции.

    Факт  демпинга устанавливается в ходе специально проводимого расследования, которое должно дать ответ на вопрос, был ли причинен материальный ущерб отечественной промышленности ввозом товаров по демпинговым ценам. Подробное определение понятия "материальный ущерб" содержится в Антидемпинговом кодексе. Под ним понимаются такие неблагоприятные для отечественной промышленности последствия, как снижение объема производства или реализации продукции, сокращение рынка, отрицательное воздействие на занятость, заработную плату, инвестиционный климат, падение прибыли и др. Антидемпинговый кодекс разрешает рассматривать отечественный рынок как совокупность региональных рынков и использовать понятие отечественной промышленности применительно к региональному рынку.

    Особенности процедуры антидемпингового расследования  в Российской Федерации установлены  в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 18) и в Положении о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер.

    Нельзя  не обратить внимание на следующее  расхождение в текстах этих двух правовых актов. В соответствии с ч. 3 ст. 18 данного Федерального закона расследование проводится в срок не более двух месяцев со дня принятия заявления. В документе, утвержденном Правительством РФ, определено, что срок проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, не должен превышать девяти месяцев, а срок проведения расследования, предшествующего введению антидемпинговых мер или компенсационных мер, не должен превышать двенадцати месяцев. Очевидно, что преимущественную силу имеет норма, содержащаяся в Федеральном законе.

    В ходе расследования при определении  демпинговой разницы между экспортной ценой и нормальной стоимостью товаров  для сопоставимости данных делаются необходимые поправки на различия в  условиях продажи, обложения налогами и т.д. Если товар ввезен не из страны его производителя, а через промежуточную страну, экспортная цена*(231) сравнивается с сопоставимой ценой на рынке страны экспортера, а при отсутствии последней - с ценой в стране производителя товара.

    Нормальную  стоимость товара определяют при  условии наличия достаточного объема продаж конкурирующего товара на внутреннем рынке экспортера (производителя). Для  расчета нормальной стоимости товара объем продаж будет считаться  достаточным, если он составляет не менее 5% ввозимого в Россию объема товара, который является предметом расследования. В том случае, если отсутствует достаточный объем продаж конкурирующего товара на внутреннем рынке страны экспортера (производителя), если цены таких продаж не могут считаться представительными, а также если производитель (экспортер) не представил информацию, необходимую для расчета нормальной цены на основании издержек производства в стране происхождения, величина демпинга определяется путем сравнения экспортной цены с ценой продаж конкурирующего товара в третью страну или с издержками производства в сопоставимой третьей стране производителя такого товара с добавлением всех расходов по реализации товара и прибыли. При этом цена товара рассчитывается на основе данных экспортера или производителя, а расходы и прибыль, включаемые в цену, должны соответствовать сложившемуся в торговой практике среднестатистическому уровню.

    Комиссия  Правительства Российской Федерации  по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике наделена правом приостанавливать и даже прекращать расследование в связи с демпинговым занижением цены до момента введения антидемпинговых пошлин в ответ на добровольное обязательство экспортера пересмотреть цены или прекратить экспорт по демпинговым ценам. 

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ

    Компенсационные пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или  косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации (ст. 10 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Определяя компенсационную пошлину, российское таможенное законодательство учло опыт, накопленный международной практикой таможенно-тарифного регулирования, и четко определило существенную характеристику компенсационной пошлины (использование субсидий), позволяющую отличать ее от антидемпинговой пошлины. Как и в случае с антидемпинговыми пошлинами, для введения компенсационной пошлины требуется доказать причинно-следственную связь между ввозом на таможенную территорию страны товара, в отношении которого ведется расследование, и материальным ущербом отечественным производителям конкурирующих товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации. Но если антидемпинговая пошлина защищает российский рынок от импортных товаров, ввозимых по демпинговым ценам, то компенсационная пошлина представляет собой инструмент борьбы с негативным влиянием на российскую экономику ввоза иностранных товаров, субсидируемых в стране-экспортере прямо (инвестиционные субсидии) или косвенно (применение системы дифференцированных налоговых ставок, ускоренная амортизация, кредитование экспортеров на льготных условиях и т.д.). Под субсидией понимается финансовое содействие, оказываемое правительством, другим государственным органом или органом союза государств экспортеру (производителю) в виде:

    - прямого перевода денежных средств;

    - обязательств по переводу таких  средств;

    - отказа от получения причитающихся  доходов;

    - льготного или безвозмездного  предоставления товаров или услуг  (кроме товаров и услуг, направляемых  на поддержание и развитие общей инфраструктуры);

    - льготного приобретения товаров;

    - поручения неправительственной  организации выполнить одну или  несколько вышеперечисленных функций.

    Использование компенсационной пошлины предусмотрено  статьей VI ГАТТ, в развитие которой был принят Кодекс о субсидиях и компенсационных пошлинах. В Кодексе содержатся общие правила применения компенсационных пошлин, проводится четкое разграничение между экспортными субсидиями и субсидиями, используемыми внутри страны в качестве инструмента экономической и социальной политики. В нем закреплено обязательство стран-участниц не применять экспортные субсидии на все товары, кроме продукции рыболовства, лесного и сельского хозяйства. Следует заметить, что в случае явного применения запрещенных экспортных субсидий Кодекс предоставляет право применять в отношении таких товаров компенсационные пошлины без доказательства наличия материального ущерба. Процедура расследования на предмет введения компенсационных пошлин, так же как антидемпинговых пошлин, рассчитана на двенадцать месяцев (согласно Положению о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер).

    Расследование по факту субсидирования экспорта прекращается в следующих случаях:

    1) если доказано, что сумма субсидии  составляет менее 1% фактурной  стоимости товара, в отношении  которого проводится расследование;

    2) если получена официальная информация  об отмене (ограничении) субсидирования  или о том, что экспортер  согласен пересмотреть цены на субсидируемый товар в целях устранения существенного ущерба или угрозы такого ущерба в результате субсидирования.

    Таможенные  пошлины относятся к числу  налогов на потребление. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства промышленно развитых стран. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как средство бюджетных поступлений. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таможенные  пошлины являются одним из старейших  видов косвенных налогов. Они  взимаются государством с товаров при ввозе и вывозе их по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

    Таможенная  политика государства играет решающую роль в развитии экономических отношений  России с другими странами. Грамотно построенная налоговая система  в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом,  и на все макроэкономические показатели развития страны,  и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

    Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Особенно эта тема вызывает интерес в свете вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ржаницына В.С. Таможенное оформление и таможенные платежи при импорте товаров / Ржаницына В.С. // Журнал Бухгалтерский учет. – 2008. - №12. – С. 48 – 54
  2. Федотов Б.Г. Таможенные пошлины в доходах федерального бюджета / Федотов Б.Г. // Журнал Финансы. – 2007. - №1. – С. 36 – 42
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2009. – 688 с.
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2008. – 272 с.

Информация о работе Таможенные пошлины