Таможенные пошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 16:59, реферат

Описание работы

Механизм таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в России развит гораздо в меньшей степени, чем система нетарифных ограничений, которая в настоящее время по существу выступает как система экспортного контроля. Таможенный механизм начал формироваться в России с момента создания таможенных границ и принятия в 1993 г. основополагающих законов: Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».

Работа содержит 1 файл

таможенная пошлина.docx

— 18.09 Кб (Скачать)

      Механизм  таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в России развит гораздо  в меньшей степени, чем система  нетарифных ограничений, которая в  настоящее время по существу выступает  как система экспортного контроля. Таможенный механизм начал формироваться  в России с момента создания таможенных границ и принятия в 1993 г. основополагающих законов: Таможенного кодекса и  Закона «О таможенном тарифе». 

Несмотря на то, что  таможенное регулирование отстает  от принципов механизма координации  ВЭД в целом, оно развивается  на экономической основе и складывается из нескольких частей: экспортных и  импортных тарифов и пошлин, порядка  исчисления и подтверждения таможенной стоимости и страны происхождения  ввозимого товара, режима преференций  и таможенных режимов возможного помещения товаров, которые в  совокупности являются основой для  расчета размера таможенных пошлин и налогов.

Таможенное налогообложение  — это отношения, складывающиеся между организациями, индивидуальными  предпринимателями, а также лицами, признаваемыми налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ, определяемыми  в соответствии с ТК РФ, с одной  стороны, и таможенными и налоговыми органами, с другой, по поводу исчисления и уплаты таможенных налогов. Чаще всего  эти отношения напрямую связаны  с осуществлением внешнеторговой деятельности.

При перемещении  товаров через таможенную границу  РФ и в других случаях, упомянутых в Таможенном кодексе, устанавливаются  следующие таможенные платежи:

1) ввозная таможенная  пошлина;

2) вывозная таможенная  пошлина;

3) НДС, взимаемый  при ввозе товаров на таможенную  территорию РФ;

4) акциз, взимаемый  при ввозе товаров на таможенную  территорию РФ;

5) таможенные сборы:

• сбор за выдачу лицензий и возобновление их действий;

• сбор за выдачу квалификационного  аттестата по таможенному оформлению и возобновление его действия;

• таможенные сборы  за таможенное оформление;

• таможенные сборы  за хранение товаров;

• таможенные сборы  за сопровождение товаров;

• плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного  дела;

• плата за принятие предварительного решения;

• плата за участие  в таможенных аукционах.

Действующий перечень таможенных платежей является открытым, что юридически обеспечивает возможность  введения новых косвенных налогов, взимаемых, как правило, с импортируемых  товаров.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный  бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или  вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных  таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного  регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. Уплата таможенной пошлины  носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.  

Товары и транспортные средства, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению  таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", Федеральным  Законом № 74-ФЗ от 27.05.00 "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства РФ № 1560 от 27.12.96.

В международной  практике выделяют следующую классификацию  видов таможенных пошлин:

I. В зависимости  от направленности перемещения  товаров подразделяются на:

Ø импортные (ввозные),

Ø экспортные (вывозные),

Ø транзитные.

В законе РФ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 14) отражено, что импортные и  экспортные таможенные пошлины устанавливаются  «в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том  числе для защиты внутреннего  рынка РФ и стимулирования прогрессивных  структурных изменений в российской экономике».

Импортные пошлины  выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных  конкурентов. Их действие не ограничивается только удорожанием импортных товаров, но и дает возможность повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.

Экспортные же пошлины  служат, в основном, для ограничения  вывоза за пределы страны товаров  и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом - для пополнения доходной части бюджета,

Транзитные пошлины, которые в настоящее время  практически нигде, в том числе  и в России, не используются, взимаются  с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны и служат, как правило, неким  регулятором сдерживания транзитных грузопотоков.

II. По способу исчисления  таможенные пошлины подразделяются  на:

Ø адвалорные пошлины,

Ø специфические,

Ø комбинированные.

Закон РФ «О таможенном тарифе» (п.2 ст. 3) закрепляет за Правительством РФ право определять и изменять ставки таможенных пошлин. В этих целях  им была образована специальная Комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике –  координационный орган, на который, среди прочего, возложена подготовка предложений для Правительства  РФ в области тарифных мер регулирования  внешнеторговой деятельности, предусматривающих  изменение ставок таможенных пошлин.

Ставки таможенных пошлин могут быть дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД и страны его происхождения. Так, например, при ввозе товаров  из стран, которым Россия в торгово-политическом отношении предоставляет режим  наибольшего благоприятствования, применяются так называемые базовые (или предельные) ставки таможенных пошлин. А вот в отношении товаров, происходящих из так называемых развивающихся  стран, действуют преференциальные ставки таможенных пошлин, размер которых  составляет 75 % от базовых ставок.

Ставки таможенных пошлин на одни и те же товары не могут  изменяться чаще чем один раз в  шесть месяцев. Единовременно ставки не могут быть повышены более чем  на 10 процентных пунктов для адвалорных ставок и эквивалентного значения для  специфических.

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды пошлин. Применяемых с  целью защиты внутреннего рынка  от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся  специальные, антидемпинговые и  компенсационные пошлины.

Специальные пошлины  используются либо в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров  в количестве и на условиях, способных  нанести непоправимый ущерб российским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные  действия в отношении России со стороны  других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины  предназначены для защиты внутреннего  рынка России от импорта в нее  товаров по демпинговым ценам, т. е. когда экспорт таких товаров  и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Условием постоянного  демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько  частей. Выделяя один внутренний сегмент  рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии  поднимают на нем цены, получая  монопольные прибыли. Последние  позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением  политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает  в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем  его распродажи на внешнем рынке  по низким ценам.

Для национальной экономики  наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку  он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным  производителям.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные  виды, поскольку невозможно четко  выявить окончательные намерения  фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения  о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение  ущерба национальной промышленности в  связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению  в демпинге и введении антидемпинговых  пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой  пошлины, величина которой в несколько  раз превышает обычную. Антидемпинговые  пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько  лет), и поэтому могут достигать  значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины  невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке  и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

Компенсационные пошлины  применяются к ввозимым на таможенную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или  косвенно использовались государственные  субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров  и, следовательно - к снижению цен  на них при экспорте (в том числе  и в нашу страну).

III. От характера  происхождения:

- Автономные –  вводятся на основании односторонних  решений органов государственной  власти страны;

- Конвенционные –  устанавливаются на базе двусторонних  или многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО;

- Преференциальные  – пошлины, имеющие более низкие  ставки по сравнению с обычно  действующим таможенным тарифом,  которые накладываются на основе  многосторонних соглашений на  товары, происходящие из развивающихся  стран. Их цель – поддержать  экономическое развитие этих  стран.

IV. По типам ставок:

- Постоянные –  таможенный тариф, ставки которого  единовременно установлены органами  государственной власти и не  могут изменятся в зависимости  от обстоятельств.

- Переменные- таможенный  тариф, ставки которого могут  изменятся в установленных государственными  органами случаях. Такие ставки  довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках  единой сельскохозяйственной политики.

V. По способу вычисления:

- Номинальные –  таможенные ставки, указанные в  таможенном тарифе. Они могут  дать только самое общее представление  об уровне таможенного обложения,  которому страна подвергает свои  импорт и экспорт.

- Эффективные –  реальный уровень таможенных  пошлин на конечные товары, вычисленные  с учетом уровня пошлин, наложенных  на импортные узлы и детали  этих товаров.

Таможенная пошлина  относится к числу ценовых  категорий. Это требует индивидуального  подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров  и координации их с национальными  и мировыми издержками цен, учета  параметров потребительских свойств  и качества товаров и т. п. Исходя из этого функции таможенных пошлин носят не только фискальный, но и  регулятивный характер.

Фискальная функция  таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета.

Регулятивная функция, в свою очередь, проявляется либо как стабилизирующая, когда посредством  таможенных пошлин выравниваются условия  конкуренции для товаров импортных  и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тex, ни для других, либо как  протекционистская - когда посредством  таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный  рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера и фактический. запрет на их ввоз. Она может носить также  стимулирующий характер - когда ставки таможенных пошлин устанавливаются  ниже разницы между национальными  и мировыми ценами и тем самым  создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров.

Контролирующая функция  – состоит в том, что благодаря  таможенным пошлинам, платежам, их валовой  сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить  внешнеторговое сальдо, а также структуру  экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в  определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия  для развития отстающих отраслей.

Информация о работе Таможенные пошлины