Таможенный союз - хорошее дело и важно, чтобы он действительно заработал

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:11, доклад

Описание работы

По завершении саммита лидеры трех стран отметили, что формирование Таможенного союза должно стать серьезным шагом на пути к Единому экономическому пространству. Москва, Минск и Астана договорились всемерно способствовать присоединению других стран к Таможенному союзу.

Работа содержит 1 файл

Шопина Е.А., Евразийская Академия институт «Евразия» (г. Уральск, Республика Казахстан).doc

— 48.00 Кб (Скачать)

    Автор: Шопина Е.А., Евразийская Академия институт «Евразия» (г. Уральск, Республика Казахстан)

    Научный руководитель: 
     

  «Таможенный союз - хорошее дело и  важно, чтобы он  действительно заработал». 

      27 ноября в 2009г., в Минске, лидеры  России, Белоруссии и Казахстана объявили о создании Таможенного союза трех стран.  Решение было принято на заседании межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который также является высшим органом Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

     По  завершении саммита лидеры трех стран  отметили, что формирование Таможенного  союза должно стать серьезным  шагом на пути к Единому экономическому пространству. Москва, Минск и Астана договорились всемерно способствовать присоединению других стран к  Таможенному союзу.

     Для того, чтобы таможенный союз "тройки" партнеров появился, понадобились политическая воля руководителей государств и  правительств, а также четкое понимание  того, что в мире, раздираемом  режиссируемыми торгово-экономическими войнами, поодиночке не выжить. Шанс на развитие и процветание имеют жизнеспособные образования, действующие сообща, опираясь на внутренние источники развития.

       Предваряющий появление таможенного  союза ЕврАзЭС этап подготовки  его договорно-правовой показал  способность сторон действовать согласованно, четко и оперативно. Это позволило без проволочек утвердить важнейшие решения на состоявшемся в Минске 24-м заседании Межгосударственного совета (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств. Наиболее значимые из них — решение об утверждении Единого таможенного тарифа, Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками таможенного союза в торговле с третьими странами и Положений о применении ограничений, а также принятие Таможенного кодекса таможенного союза.

  План действий по формированию таможенного союза ЕврАзЭС был утвержден главами государств задолго до саммита и с тех пор неукоснительно выполняется. На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС, в июне 2007 года, руководители Правительств договорились об этапах и сроках формирования таможенного союза, в соответствии с которыми формируется единая таможенная территория.

     С введением в действие соглашений о единых системах таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования 1 января 2008 завершился подготовительный этап. С 1 июля 2009 года был введен единый таможенный кодекс, который означал завершение формирования единой таможенной территории и переход к третьему этапу, в течение которого были отменены таможенные и другие формы пограничного контроля между государствами-участниками таможенного союза.  1 июля 2011 года этот процесс был завершен.  

« … Появление регионального таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств…»  

Создание  таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации означает устранение таможенных барьеров во взаимной торговле, что  снижает издержки, способствует развитию кооперации производства и росту товарооборота между предприятиями Белоруссии, Казахстана и России. Это особенно важно для обрабатывающей промышленности, которая изначально создавалась как единая научно-производственная система.  

Устранение  таможенных и иных барьеров, вне всякого сомнения, будет способствовать возрождению ранее сложившихся и развитию новых хозяйственных связей.  

По расчетам ученых института народнохозяйственного  прогнозирования (отделение экономики  РАН), суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно 400 млрд. долл. Государства-участники таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15% прироста ВВП к 2015 году. Эти расчеты делались до глобального экономического кризиса. По отношению к нынешнему уровню ВВП его прирост в результате интеграционных процессов будет еще больше. Это понятно и эмпирически. К примеру, в любом сложном белорусском изделии не менее половины стоимости составляет российская комплектация. Аналогичным образом во многих российских машинах и оборудовании присутствуют белорусские комплектующие и казахстанские материалы. Поэтому снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономическому росту государств-участников. Более половины времени, затрачиваемого на транспортировку товаров, расходуется в очередях при пересечении таможенной границы. Ее устранение существенно облегчает кооперацию производства, при которой сложное изделие по нескольку раз пересекает российско-белорусскую границу. Для предприятий Казахстана устранение таможенной границы с Россией существенно облегчает доступ к российскому рынку и облегчает кооперацию с российскими и белорусским предприятиями.  

С 1 января 2010 года в странах-участницах был введен единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля 2010 года был введен в действие Таможенный кодекс, и перенеслись на внешнюю границу таможенный и другие виды контроля таможенного союза. Было также обеспечено взаимное признание разрешительных документов в сфере санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля и технического регулирования. Тем самым были введены в действие механизмы функционирования таможенного союза трех государств ЕврАзЭС.  

Важнейшим условием, необходимым для полноценного функционирования таможенного союза, к которому пришли стороны, является договоренность о принципах собирания импортных пошлин. Белорусская, казахстанская и российская стороны договорились о том, что поступления от взимания импортных пошлин — вне зависимости от страны назначения товара — будут аккумулироваться в "общем котле", а потом распределяться между "тройкой" по согласованному макроэкономическому критерию. Такой подход — свидетельство стремления стран-участниц союза к устранению любых поводов к взаимному недоверию в связи с бюджетными интересами и ревизии торговых и экономических отношений. Согласованный механизм, детали которого сейчас прорабатываются министерствами финансов сторон, будет реализовываться посредством ведения соответствующих счетов в казначействах государств-участников со скрупулезной ежедневной выверкой поступающих и перечисляемых средств.

  Для граждан трех государств, таможенный союз имеет большое значение, так как с его появлением, открылись дополнительные возможности для работы. Людям не приходится заполнять ворох таможенных документов, тратить время и силы на таможенной границе. Создание таможенного союза, таким образом, означало существенное снижение издержек при совместном производстве товаров, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта. Именно к этой ли цели, лидеры трех государств шли многие годы — созданию крупного общего рынка с едиными правилами игры, который изначально настроен на конструктивное сотрудничество. Пошаговое расширение этого рынка делает экономику трех стран более устойчивой, способной к самосохранению в условиях глобальных скачкообразных явлений, не сулящих экономикам роста, а гражданам — повышения благосостояния.

     Нужно понимать, что весь мир стоит на пути создания мощных региональных союзов, которые могут выжить в конкурентной борьбе. Буквально через несколько лет мы станем свидетелями организации торгово-экономических отношений и связей не столько между странами, сколько между крупными региональными группировками, каждая из которых будет стремиться, доступными ей способами, накачать мускулы и стать весомым игроком, с которым считаются другие. Конкуренция будет вестись между ЕС, НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), Меркосур (Таможенный союз ряда государств Южной Америки), ЕврАзЭС, Индией, Китаем и Японией, которые создают зону свободной торговли в Юго-Восточной Азии. 
 
 
 

     Анкета-заявка 

Ф.И.О. (полностью     )                                  Шопина Елена Андреевна

Город                                                                  Уральск

ВУЗ (факультет, курс) или  наименование учебного учреждения (полностью)             

                     Евразийская Академия институт «Евразия»

Контактный телефон (с кодом города) 87112217633

Факс ___________________________________________________________________

Электронная почта www.elengerl@mail.ru

Почтовый  адрес ( с индексом)_____________________________________________

Название  доклада  «Таможенный союз - хорошее дело и важно, чтобы он действительно заработал».

Название  секции_________________________________________________________

Необходимые технические средства ______________________________________

Сборник докладов заберете лично  при участии в  работе конференции (да/нет)________________________________________________________________

Сборник докладов Вам необходимо выслать по указанному почтовому адресу (да/нет)________________________________________________________________

Бронирование  гостиничного номера (да/нет) ______________________________

Ф.И.О. Вашего научного руководителя (полностью), его ученая степень, звание, должность (без сокращений) ______________________________________

Контактный  телефон научного руководителя _____________________________

Электронная почта научного руководителя _______________________________

Информация о работе Таможенный союз - хорошее дело и важно, чтобы он действительно заработал