Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:56, реферат
В своем реферате я хочу рассмотреть таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. А также выявить положительные и отрицательные стороны ТС, возможные перспективы развития и расширения. Эту тему я считаю очень актуальной ввиду недавнего вступления в силу данного таможенного союза и влиянии результатов сотрудничества в рамках союза на широкие слои населения.
Введение
Таможенный союз 1995 года
Новый таможенный союз
Вступление в ВТО:
1)Плюсы и минусы
2)Цели и задачи присоединения  к ВТО
Заключение
Список источников
Содержание:
Введение
Таможенный союз 1995 года
Новый таможенный союз
Вступление в ВТО:
1)Плюсы и минусы
2)Цели и задачи присоединения к ВТО
Заключение
Список источников
Введение
Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.
В соглашении о создании 
таможенного союза 
- снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
- перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
- устранение 
таможенных процедур во 
- унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
- согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
- введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
- создание общей системы преференций.
Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
В своем реферате я хочу рассмотреть таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. А также выявить положительные и отрицательные стороны ТС, возможные перспективы развития и расширения. Эту тему я считаю очень актуальной ввиду недавнего вступления в силу данного таможенного союза и влиянии результатов сотрудничества в рамках союза на широкие слои населения.
Таможенный союз 1995 года
Интеграционный 
процесс в СНГ переживал разные периоды за истекшие 19 лет. 
В последние годы он явно деградировал: 
из СНГ вышла Грузия, ряд стран публично 
дистанцировался от интеграционных проектов, 
даже сам термин «интеграция» постепенно 
исчезал из лексикона наших политиков. 
В этом отношении Таможенный союз России, 
Казахстана и Белоруссии действительно 
выступает как знаковое событие, способное 
изменить негативные тренды развития. 
Однако чтобы не впасть в очередной раз 
в безудержный и неоправданный оптимизм, 
стоит вспомнить историю формирования 
Таможенного союза. Ведь нынешнее объединение 
трех государств ведет «свою родословную» 
отнюдь не с 2007 года. 
Еще 24 сентября 1993 года в СНГ был подписан 
Договор «О создании Экономического союза» 
как интеграционного объединения. Данный 
Договор подразумевал и создание Таможенного 
союза государств. Более того, в развитие 
положений Договора 1993 года позднее были 
приняты ряд соглашений, в том числе 20 
января 1995 года было подписано Соглашение 
о Таможенном союзе. Специально отмечу, 
что подписи под последним документом 
поставили тогда именно те три государства, 
которые и сегодня состоят в Таможенном 
союзе. 
В середине 90-ых годов Таможенный союз 
не состоялся. Все принятые документы 
и помыслы, в них отраженные, не были претворены 
в жизнь. Причины этого кроются главным 
образом в своекорыстном стремлении региональных 
элит обладать всей полнотой власти. Свою 
роль сыграли и новые игроки, включая и 
международные финансовые институты, 
активизировавшиеся на постсоветском 
пространстве с далеко не интеграционными 
целями. В результате вместо интеграции 
мы получили дезинтеграцию. 
Показательно, что вскоре после подписания 
документов в двух из трех стран Таможенного 
союза стали происходить знаковые внутриполитические 
события. В Казахстане уже в марте 1995 года 
президент Назарбаев разогнал парламент, 
а затем поменял конституцию страны. В 
Белоруссии это произошло годом позже 
и в менее жестком варианте. В любом случае 
партнеры России по Таможенному союзу, 
выбирая между межгосударственной интеграцией 
и укреплением власти первого лица, предпочли 
заниматься последним. 
Между тем Соглашение 1995 года было продуманным. 
В нем также, как и сегодня, предусматривались 
этапы создания новой структуры. И точно 
так же планировался форсированный темп: 
на первом этапе, на который отводилось 
всего полгода, должны были быть отменены 
все тарифные и количественные ограничения 
во взаимной торговле государств – членов 
Таможенного союза, введен единый торговый 
режим, унифицированный таможенный тариф, 
в короткий срок предполагалось унифицировать 
налоговое и внешнеторговое законодательство. 
На втором этапе предполагалось создание 
единой таможенной территории трех стран. 
Мы не должны забывать, что некоторые из 
намеченных мер были претворены в жизнь. 
Так, уже к середине 1995 года был отменен 
таможенный контроль на границе России 
с Белоруссией. В марте 1996 года в Таможенный 
союз вошла Киргизия. 
Главное в неудаче попытки создания Таможенного 
союза образца 1995 года было то обстоятельство, 
что партнеры России не были до конца искренними, 
ставя свои подписи под международными 
обязательствами. В то время преобладала 
политика лукавства, попыток любым путем 
попользоваться российскими ресурсами 
при одновременном нежелании отдавать 
часть прерогатив наднациональным органам. 
Лукавство партнеров России постоянно 
проявлялось и в другом. В тот период им 
было просто невыгодно унифицировать 
свою таможенную политику с Россией. Как 
только Россия принимала меры по защите 
своего внутреннего рынка ради сохранения 
национальной промышленности - например 
автомобильной или легкой - моментально 
Казахстан понижал ставки таможенных 
тарифов на данную группу товаров и они 
рекой текли через Казахстан и не отстроенную 
еще казахстано-российскую границу. Активным 
реэкспортом товаров, в частности алкогольной 
и кондитерской продукции из Украины, 
занималась и Белоруссия. 
Новый удар Таможенный союз получил в 
1998 году. Киргизия, вошедшая в объединение, 
годом раньше предала интересы своих партнеров 
и сепаратно вступила в ВТО. Фактически 
эта республика превратилась в прореху 
на пространстве Таможенного союза. Разорив 
чуть ли не до основания собственную промышленность 
и аграрный сектор, киргизы решили делать 
деньги на реэкспорте китайских товаров 
на территорию Таможенного союза. Пути 
реэкспорта в Узбекистан были ограничены 
жесткой протекционистской политикой 
Ташкента, наглухо перекрывавшего свои 
границы с Киргизией. А реэкспорт в Таджикистан 
для киргизов был малопривлекателен: разоренное 
только что окончившейся гражданской 
войной население еле-еле сводило концы 
с концами, его покупательная способность 
была близка к нулю. Оставался путь на 
север – через Казахстан в Россию. Туда 
и хлынули потоки китайского ширпотреба.
До единства 
таможенных тарифов было далеко. 
А тут еще грянул дефолт в России, который 
резко снизил стоимостные показатели 
российского экспорта. Таможенный союз, и без того весьма, 
мягко говоря, специфический, затрещал 
по всем швам. Россия ввела дополнительную 
трехпроцентную пошлину на импортируемые 
товары. Казахстан же учредил запредельную 
- двухсотпроцентную пошлину на ввоз товаров 
из Киргизии, а также ограничил импорт 
из России более двух десятков позиций 
продовольственной продукции.Схожие меры 
были приняты и в Белоруссии. 
Таможенная интеграция дала задний ход. 
В апреле 2000 года Россия восстановила 
таможенный контроль за импортом товаров 
из третьих стран на своей границе с Белоруссией, 
а в январе 2001 года была введена таможенная 
граница с Казахстаном. 
Новый таможенный союз
5 июля Россия, 
Казахстан и Белоруссия 
В 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан образовали Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭС/ - международную экономическую организацию, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане, вступил в силу 30 мая 2001 года.
Создавая ЕврАзЭС, пять государств заявили, что перед новым объединением поставлены три основные задачи - обеспечение режима свободной торговли, формирование Таможенного союза /ТС/, образование единого экономического пространства и введение единой валюты. Важнейшей задачей обновленной организации было провозглашено совместное вступление стран- участниц во Всемирную торговую организацию /ВТО/.
В августе 2006 года на неформальном саммите ЕврАзЭС трем государствам - России, Белоруссии и Казахстану как наиболее развитым странам сообщества - было поручено подготовить пакет необходимых документов для создания ТС. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности.
Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн человек, обладают почти 83 проц. экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 проц.
Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам ТС необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Так, у России насчитывается порядка 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.
6 октября 2007 
года в Душанбе Россия, Белоруссия 
и Казахстан подписали Договор 
о создании единой таможенной 
территории и формировании 
9 июня 2009 года 
в Москве главы правительств 
России, Белоруссии и Казахстана 
одобрили предложения по 
При распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97 проц. собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 проц., Казахстан - 7,33 проц.
19 декабря 2009 
года в Казахстане на 
Вступление в ВТО
Что касается позиций стран Таможенного союза по вступлению в ВТО, то они не изменились и заключаются в том, чтобы вступать на единых условиях и в одно время. «С позицией вступления в ВТО мы определились ранее. Об этой позиции известно, она не меняется», – сказал Шувалов.
Он напомнил, что единой переговорной группе во главе с Максимом Медведковым, в которую входят эксперты Белоруссии, Казахстана и России, было поручено определить наиболее удобный способ вступления в ВТО. Первоначально было заявлено о вступлении в Организацию Таможенным союзом.
«После консультаций с секретариатом ВТО нам было сказано, что по определенным группам мы можем вступать как Таможенный союз, но по большей части тех условий, которые не связаны с условиями Таможенного союза, должны быть продолжены двусторонние переговоры», – сказал первый вице-премьер. В результате была выработана позиция, согласно которой Россия, Белоруссия и Казахстан могут вести переговоры как в рамках Таможенного союза, так и в рамках двусторонних групп, но эти переговоры ведет одна и та же команда людей во главе с Медведковым. В противном случае, по его словам, такие позиции должны быть согласованы между лидерами трех стран.
За основу для формирования общего тарифного плана взяты 92% пошлин Российской Федерации. При этом, по словам Шувалова, «нам пришлось согласиться с нашими партнерами по понижению определенных таможенных пошлин в отношении некоторых групп товаров, а нашим партнерам пришлось некоторые таможенные пошлины повышать». Казахстану, в частности, пришлось принять свыше 5000 таких решений. Пошлины же на автомобили пока не обсуждались.
Таджикистан будет участвовать в работе Таможенного союза пока наблюдателем. Об этом сообщил президент Эмомали Рахмон. «Мы – за Таможенный союз и единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС», – сказал Рахмон в итоговом заявлении после заседания Межгоссовета ЕврАзЭС в Минске.
По его словам, 
Таджикистан будет 
Цели и задачи присоединения к ВТО
Членами Всемирной торговой организации являются уже более 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
    Важнейшей 
причиной, побудившей Россию к 
присоединению к ВТО, является 
ее желание стать, наконец, 
равноправным торговым 
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Преимуществами торговой системы ВТО являются:
Для потребителей:
• Понижение стоимости жизни
• Более широкий выбор товаров и услуг
Для экономики страны:
Экономические выгоды:
• Повышение доходов
• Повышение занятости
• Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности
Политические выгоды:
• Защита от лоббирования
• Борьба с коррупцией
Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами:
• Обеспечение равных шансов для всех участников
• Эффективный механизм разрешения споров
• Укрепление международной стабильности
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
• выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
• международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
• возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
• защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
• Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
• Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
• Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
• Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
• Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
• Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
• Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.