Таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:56, реферат

Описание работы

В своем реферате я хочу рассмотреть таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. А также выявить положительные и отрицательные стороны ТС, возможные перспективы развития и расширения. Эту тему я считаю очень актуальной ввиду недавнего вступления в силу данного таможенного союза и влиянии результатов сотрудничества в рамках союза на широкие слои населения.

Содержание

Введение
Таможенный союз 1995 года
Новый таможенный союз
Вступление в ВТО:
1)Плюсы и минусы
2)Цели и задачи присоединения к ВТО
Заключение
Список источников

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ТАМОЖНЯ.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

 

Логическим продолжением российских реформ должно стать включение на равных правах отечественных товаров и услуг в международную торговлю. Добиться этого можно путем вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако существующие мнения по поводу этой акции далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста. Но, выступая за или против вхождения России в ВТО, необходимо иметь ясное представление о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.

В этой связи представляется необходимым ответить на ряд важнейших  вопросов. Каковы основные причины, побуждающие  Россию к присоединению к ВТО?

Членство какого-либо государства  в ВТО является в настоящее  время важнейшим условием его  интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта.

Нужно отметить, что установленные ВТО нормы являются международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, так как к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединиться к ВТО, но одновременно надо принимать и общие для его членов обязанности.

Для России доступ к вышеназванным преимуществам членства  ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения распространяются практически на все - от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг.

Кроме того, болезненным  препятствием на пути российского экспорта являются антидемпинговые процедуры, количество которых в последней  время постоянно растет. При этом нередко они применяются даже тогда, когда демпинга как такового нет, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства.

В целом по числу  антидемпинговых процедур, примененных против России, всех опережает Европейский Союз и только из-за этого она теряет около 200 млн. долларов США. Далее идут США. В числе гонителей российских товаров - латиноамериканские страны, Южная Корея, Индия, Польша. В среднем размер антидемпинговых пошлин составляет 70-80%, но в ряде случаев превышает 100% .

Вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все  важнейшие проблемы многостороннего  торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России.

Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-либо льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.

В скорейшей  интеграции России в систему ВТО  заинтересованы также и наши торговые партнеры, поскольку внешнеторговый режим России остается нестабильным. Чем быстрее Россия войдет в ВТО, тем быстрее наступит здесь стабилизация. Такое положение подталкивает партнеров к тому, чтобы принять Россию в ВТО. Вышесказанное наглядно демонстрирует преимущества, которые дает членство в ВТО.

С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает на себя и обязательство соблюдать жесткие правила поведения. Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.

По условиям вступления в ВТО в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков Россия должна будет шире открыть  внутренний рынок для импорта. При  этом понятно, что большая часть  выпускаемой в России продукции, конкуренции с зарубежной не выдержит. Это будет означать дальнейший спад в промышленности, сельском хозяйстве, что может привести к сворачиванию многих предприятий. Вместе с тем понятно, что только защитой рынка производство не вытащить. Здесь необходим целый комплекс мер - изменение налоговой системы, создание предпосылок для предложения дешевого кредита для развития производства, меры повышения конкурентоспособности отечественного производителя, стимулирование экспорта и т.п. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными. С одной стороны, постоянные изменения импортного тарифа свидетельствуют об ужесточении режима поставок. Благодаря усилиям лоббистов от некоторых отраслей уровень таможенных платежей на определенные товары стал в несколько раз превышать контрактные цены. На первый взгляд может показаться, что защита внутреннему рынку обеспечена. Закономерным итогом такой политики стало то, что российские товары стали стремительно замещаться иностранными, а в крупных городах этот процесс практически завершился. Поэтому многие российские экономисты сейчас утверждают, что защиты внутреннего рынка в данный момент нет вообще - он полностью открыт для зарубежной продукции. Но поскольку импортный тариф и сейчас не выполняет свою защитную функцию, то дальнейшее его снижение может иметь поистине катастрофические последствия для российской промышленности.

Трудные проблемы встают, в частности, перед российским сельским хозяйством, традиционно держащимся «на плаву», благодаря бюджетным вливаниям. В соответствии с условиями соглашений «Уругвайского раунда», эти вливания будет необходимо сократить.

Между тем существует мнение, что в условиях экономического кризиса следует устанавливать  жесткие ограничения для иностранной продукции с тем, чтобы дать собственным предприятиям возможность модернизировать производство, наладить выпуск конкурентоспособной продукции. В этой связи задача заключается в том, чтобы найти тот самый правильный баланс, который с одной стороны, обеспечивал бы доступ на внутренний рынок импортных товаров с тем, чтобы поддерживалась нормальная конкуренция, а с другой - чтобы она не превращалась в фактор разрушительного свойства для тех или иных отраслей хозяйства.

Негативные последствия России при вступлении в ВТО.

Выигрыш от вступления России в ВТО может не оправдать  ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика находится сегодня  в таком состоянии, что не может  без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими странами. В условиях падения производства в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производители все больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все более покрываются за счет импорта. Россия, находясь, по широкому признанию, в разгаре собственной “Великой депрессии”, сохраняет средний уровень импортного тарифа в 15% (вдвое меньше, чем в Китае) и практически не использует средства нетарифной защиты национального товаропроизводителя в условиях, когда доля импортных товаров на

внутреннем  рынке в целом превысила 50%, а  по отдельным отраслям достигла 90% . Такая тенденция консервирует динамику все большего отставания России от других стран.

Многие отечественные  экономисты высказывают опасения, что  либерализация тарифно-таможенных условий может пойти только в  одностороннем порядке - для импорта  в Россию. Действительно, мировой  рынок уже давно поделен, и  молодым российским компаниям просто не остается места на нем. К тому же в России после семи лет структурных реформ практически не осталось компаний, которые хоть в какой-то степени способны конкурировать даже на внутреннем рынке с мировыми монстрами. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как “Газпром” и РАО “ЕЭС России”. Если же Россия станет полноправным участником ВТО, ей придется открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности.

Сегодня в широком  обращении находятся оценки, согласно которым членство России в ВТО  связывается с улучшением доступа  на внешние рынки для конкурентных видов продукции на сумму 1-4 млрд. долл. ежегодно. Однако если брать во внимание стоимостной объем российского экспорта (в январе-июне 1998 г. он составил 35,4 млрд. долл.), то получается, что расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально имеет значение лишь для 5% нашего экспорта. Основная же часть российского экспорта (42,4% - январь-июнь 1998 г.), представленная энергоносителями и сырьевыми товарами, не испытывает каких-либо торгово-политических трудностей и в настоящее время, без вступления России в ВТО. Главные ограничители здесь - возможности по увеличению добычи и пропускная способность транспортных систем. Снижение же пошлин на эти категории товаров, многие из которых на внешних рынках облагаются невысокими импортными сборами или вообще свободны от них, даст минимальный эффект.

По словам первого  заместителя министра внешних экономических связей и торговли Г. Габунии, “в ВТО нам нет нужды вступать, если мы и дальше хотим экспортировать только нефть и газ”. Поэтому Россия, чтобы не быть в будущем исключительно сырьевым придатком и рынком сбыта для индустриально развитых стран, пытается изменить структуру экспорта, и вынуждена искать механизмы преодоления торговых преград.

Особую проблему представляет приведение российского  законодательства в соответствие с  нормами ВТО и будущими обязательствами  России в связи с ее присоединением. Более половины  действующих сегодня федеральных экономических законов не соответствуют нормам ВТО. Предстоят кардинальные изменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферой российского законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является региональное законодательство, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли.

Процедура присоединения  к ВТО предусматривает обязательное закрепление на многие группы товаров принятого этой организацией уровня таможенных ставок, которые зачастую существенно ниже (в среднем почти в три раза) действующих в России. По отдельным группам товаров предусмотрено так называемое связывание пошлин - фиксирование их на определенном уровне с обязательством не превышать его в течение определенного времени. Правила ВТО требуют, чтобы входящие в нее страны с переходной экономикой, к числу которых пока относится Россия, “связывали” до 98 процентов товарных позиций. Помимо ставок таможенных пошлин “связыванию” подлежат также налоги и таможенные сборы. Очевидно, что подобные меры способны нанести серьезный удар не только по бюджету, но и по отечественному товаропроизводителю, который даже при нынешнем высоком уровне барьеров в ряде отраслей (автомобилестроение, легкая промышленность) с трудом противостоит более конкурентному импорту.

Получение Россией  выгод из присоединения к ВТО  далеко небезусловно и по другой причине. Известная поправка “Джексона-Вэника”, принятая в 70-е годы в США к  закону о торговле и запрещающая применять в отношении группы стран, включая Россию, недискриминационный торговый режим, сохраняет свое действие и поныне. И хотя в 1994 г. статус России был несколько изменен, в соответствии с этой поправкой, Россия не может рассчитывать на безоговорочное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Отменить ее может лишь конгресс США, который пока делать это не намерен.

По мнению наиболее радикальных протекционистов, если российская внешнеторговая политика будет ориентирована на выполнение требований ВТО, то это необратимо направит страну по характерному для большинства государств “третьего мира” зависимому пути развития в роли сырьевого придатка, приведет к консервации ее технологической “второсортности” и общей стагнации. В целом критики, призывающие не спешить со вступлением в ВТО, в качестве аргумента выдвигают довод о том, что выгоды от присоединения к этой организации проявятся лишь через несколько лет, в то время как платить за этот шаг придется уже сейчас.

 

 Плюсы  и минусы

Таможенный  кодекс разработан на основе положений  Международной конвенции об упрощении  и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), прозрачен и  максимально удобен как для участников хозяйственной деятельности, так  и для контролирующих органов. Он является кодексом прямого действия, обязательным к исполнению на территории всех трех государств. То есть впервые после распада СССР в 1991 году на постсоветском пространстве появились наднациональный орган управления (комиссия ТС) и стали действовать общие правила в сфере таможенного регулирования. В июле 2010 года общим местом в комментариях аналитиков было предсказание неминуемого провала нового интеграционного объединения. Резкое обострение отношений между руководством России и Беларуси добавляло уверенности пессимистам. Однако первые месяцы функционирования Таможенного союза вызывает острожный оптимизм. На чем он основан?

В первую очередь  явные выгоды от формирования единого  таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. По оценкам российских экспертов в области международной логистики формирование ТС позволило решить следующие задачи:

* сформировалась  Единая таможенная территория, с  сохранением государственных границ  стран-участниц ТС.

* дан серьезный  импульс взаимной торговли, так как внутри ТС исчезли таможенные барьеры, и дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций внутри ТС.

* увеличен до 4-х месяцев срок подачи деклараций, ранее он был 15 дней. Это дополнительная  отсрочка для бизнеса выходящего  на новые рынки сбыта. * сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение. * теперь не применяются в рамках ТС для стран-участниц меры нетарифного регулирования, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД.

Информация о работе Таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии