Таможенное дело Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III в. до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив.

Работа содержит 1 файл

полностью сделанная курсовая.docx

— 64.99 Кб (Скачать)

      ГЛАВА 1. Таможенное дело Российской Федерации

1.1 История таможенного  дела и таможенной  политики России

     Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III в. до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), систематизировавшая порядок и величину пошлины, была названа в честь города — тариф. Таможенный тариф стал для государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

      В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период своего существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних  торговых путей, от возникновения там  г сборных торговых или так  называемых гостиных мест, пунктов  промышленного обмена, перевалки  и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII в. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

      Сильное влияние на развитие таможенного  дела в России оказали монголо-татарские  завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,т. е. пошлина, от которого произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, и, естественно, «таможенник» — служилый человек, взимавший тамгу.

      Картины развития таможенного дела в России и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность заключались в удовлетворении потребностей государственной казны посредством  взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. Таможня, став неотъемлемым атрибутом  внутренней и внешней торговли, посредством  своей деятельности всегда оказывала  мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране.

      В начале XVI в., когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже в Таможенной новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г. наряду с росписями о ставках пошлин с товаров впервые было отражено требование о ведении таможенных книг.

      Значительное  развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра  I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу.

      Создание  таможенной системы России в современный  период опирается на ее предшествующий опыт, в том числе накопленный  и в советский период развития нашего государства.

      Становление и развитие современного таможенного  дела в нашей стране началось с  конца 1991 г. Распад СССР на ряд независимых  государств, становление новой российской государственности, либерализация  внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями.  

1.2 Понятие таможенного  регулирования и  таможенного дела 

 Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.

 В Конституции РФ содержится понятие «таможенное регулирование». Согласно ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса РФ (ТК), оно заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Иными словами, государство с помощью норм права определяет те положения, которые подлежат выполнению физическими и юридическими  лицами при перемещении грузов через границу. Совокупность этих норм составляет содержание таможенного законодательства. Таким образом, таможенное регулирование — это деятельность по установлению таможенных правил.

Международная торговля предполагает перемещение  грузов через границу из одной страны в другую. Для регулирования этого товарооборота существуют органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью, в системе которых особую роль играет служба, занимающаяся таможенным делом. На мировом уровне таможенное дело выступает в качестве одного из важнейших звеньев внешней торговли.

Согласно  ч. 2 ст. 1 ТК таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Данное  определение позволяет уяснить, что при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу должны соблюдаться меры таможенно-тарифного регулирования, а также установленные запреты и ограничения.

Дело  в том, что любые операции по ввозу  и вывозу какого-либо имущества не проходят для государства бесследно. Они могут как нанести вред отечественной экономике, так и стимулировать внутреннее производство. Для того чтобы удержать эти процессы в определенных рамках, все страны мира прибегают к использованию барьеров на торговых путях. Чаще всего такие препятствия применяются при ввозе товаров На территорию государства, поскольку экспорт (сбыт) наиболее выгоден как производителю, так и экономике в целом.

Таможенно-тарифное регулирование выступает в качестве одного из таких барьеров и основано, в первую очередь, на взимании таможенных платежей. Иными словами, участник внешнеэкономической деятельности при перемещении грузов через границу обязан уплатить таможенные платежи, тем самым, формируя доходную часть федерального бюджета.

Элементы  современного таможенного дела можно  представить следующими основными  блоками:

•   принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

•   таможенные режимы;

•   таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

•   таможенное оформление;

•   таможенный контроль;

•   предоставление таможенных льгот;

• ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

•  правовая регламентация ответственности  за правонарушения в сфере таможенного дела.

Любая дифференциация таможенного дела на те или иные элементы является весьма условной, поэтому рассматривать эти элементы необходимо через призму их единства и тесной взаимосвязи. Различные по характеру, все они в своей совокупности используются для достижения экономических, социальных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели подразделяются на две составляющие: фискальную и регулятивную, которые должны дополнять друг друга и обеспечивать развитие национальной экономики. Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. Фискальное начало экономической цели состоит в пополнении доходной части федерального бюджета, так как один из существенных источников — это именно платежи в сфере внешней торговли. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеэкономической деятельности, сохраняя вместе с тем их полную оперативную самостоятельность.

Социальная  цель выражается в том, что развитие таможенного дела невозможно без  гармонизации унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Правоохранительные  цели таможенного дела заключаются  в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей; в борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

Для этого  применяются разнообразные юридические  средства, к которым можно отнести  процедуру таможенного оформления, ограничения перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, таможенный контроль и др. Например, запрет провоза через границу оружия основан на защите безопасности государства. 

1.3 Нормативно-правовые  основы таможенного  дела в России 

На территории России действует единое таможенное законодательство, которое включаете себя Конституцию РФ, международные договоры и соглашения, федеральные законы, а также подзаконные нормативно-правовые акты, включающие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Министерства экономического развития и торговли РФ и ряда иных федеральных органов исполнительной власти.

Таможенным  законодательством регулируется следующий  круг отношений:

•   по установлению порядка перемещения  товаров и транспортных средств через таможенную границу;

•   таможенному оформлению;

•   таможенному контролю;

•   обжалованию актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

•   установлению и применению таможенных режимов;

•   установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Таможенное законодательство состоит из следующих элементов.

1.  Международно-правовые договоры и соглашения, ратифицированные или подписанные Россией, которые регулируют отношения в области таможенного права и способствуют развитию международного сотрудничества. К ним можно отнести:

•   Конвенцию о создании совета таможенного  сотрудничества (Брюссель, 15 декабря 1950 г.);

•   Таможенную конвенцию о временном  ввозе частных дорожных перевозочных средств (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.);

•   Конвенцию о международных смешанных  перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.);

•   онвекцию о создании международного союза публикации таможенных тарифов (Брюссель, 5 июля 1890 г.);

•   Конвенцию о создании Совета таможенного  сотрудничества (Женева, 9 октября 1990 г.);

•   Конвенцию о таможенном режиме, применяемом  к контейнерам, переданным в пул и используемым для международных перевозок (Женева, 21 января 1994 г.) и др.

2.  Внутреннее таможенное законодательство представлено:

•   Таможенным кодексом РФ;

•   Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»;

•   Федеральным законом от 5 июня 2003 г. № 64-ФЗ «О ратификации Соглашения о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства» и др.

3. Другие федеральные законы:

•   указы Президента РФ;

•   постановления Правительства РФ;

•   нормативные акты ФТС РФ.

Центральное место в правовом обеспечении  таможенного дела занимают Таможенный кодекс РФ (от 28.05.2003) и Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21.05.93).

Информация о работе Таможенное дело Российской Федерации