Таможенный тариф как основной инструмент регулирования ввоза/вывоза товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:42, лекция

Описание работы

Первые сведения о внешнеторговых связях содержатся в памятниках шестой династии Древнего Египта в начале третьего тысячелетия до н.э. Уже в рабовладельческую эпоху на содержание государственного аппарата взимали различные сборы и налоги, в том числе за провоз товаров. Поскольку движение товаров осуществлялось в течение длительного времени, купеческие караваны делали частые остановки в пути.

Работа содержит 1 файл

Таможенный тариф как основной инструмент регулирования ввоза.docx

— 34.21 Кб (Скачать)

Таможенный  тариф как основной инструмент регулирования  ввоза/вывоза товаров

     Первые сведения о внешнеторговых связях содержатся в памятниках шестой династии Древнего Египта в начале третьего тысячелетия до н.э. Уже в рабовладельческую эпоху на содержание государственного аппарата взимали различные сборы и налоги, в том числе за провоз товаров. Поскольку движение товаров осуществлялось в течение длительного времени, купеческие караваны делали частые остановки в пути. Места стоянок служили одновременно складскими местами. Содержание складских местами. Содержание складских мест требовало определенных расходов. Часть таможенных пошлин шла на содержание людей, ответственных за нормальное  функционирование   складских мест, помещений.

      В Древней Греции таможенные пошлины за ввозимые товары составляли не менее 1/10 части цены товаров. Позже, в IV веке до н.э, размер таможенных пошлин сокращался о 1/20 до 1/100 части цены ввозимого товара. Это объяснялось тем, что греки это делали для содействия развитию торговли и получению большего дохода .С этой же целью иностранцы, которых в Аттике  было не менее 6000 человек, были вообще освобождены от уплаты пошлин.

    Таможенные пошлины  в Карфагене в III веке до н.э. были солидным источником государственных доходов, что позволяло успешно вести войну с Римом.

     В  V веке до н.э. в Древнем Риме взимались пошлины с ввозимых товаров, которые именовались порториумами. Существовали также речные, рыночные сборы. Таможенные  пошлины здесь колебались от 1/40 до 1/10 от цены ввозимого товара.

      В  феодальном  Казахстане нормативных  актов, регулирующих данную сферу,как  таковых не существовало.В советское  время все поставки из-за границы осуществлялись через Внешторг СССР.

 В далеком, 1991 году в связи с распадом  Советского Союза в условиях  перехода к открытой рыночной  экономике,Казахстан обрел свою  независимость.С этого периода  независимый Казахстан   начинает формировать свои институты регулирования экономики и социальной жизни.Одним из таких новообразований стала собственная государственная таможенная служба,которая в условиях закрытых границ СССР не имела возможности широкого развития.

  С переходом  к рыночной экономике и налаживанием  внешних связей отраслях и  сферах человеческой жизни, таможенные  органы страны начинают играть  одну из первых ролей,так как  именно на эту структуру возложен  контроль за пересечением  товаров  и грузов  через таможенную  границу.

  Одним из  важных составляющих таможенного  контроля при пересечении товаров  через таможенную границу является  начисление таможенных платежей  и контроль их поступления  в государственный бюджет.

       Уплата таможенной пошлины носят  обязательный характер и обеспечивается  государственным принуждением. Таможенная  пошлина взимается без встречного  удовлетворения, т.е не представляет  собой плату за услуги.

    Основной  принцип регулирования таможенно-тарифных  отношений – принцип одностороннего  установления государством таможенных  пошлин. Он запрещает  субъектам  таможенно-тарифных отношений заключать  какие-либо соглашения по вопросам  размера, оснований, сроков и  других аспектов уплаты пошлин.

    Система  регулирования внешнеторговых операций  стала формироваться в Республики  Казахстан после обретения ею  независимости,то есть в 1991-1992 годах.Перестала существовать общесоюзная  система централизованного планирования экспорта и импорта, и очень скоро, по существу, наступил кризис внешнеэкономической деятельности: расстроились хозяйственные связи, резко сократилось производство, что привело к ухудшению структуры экспорта и импорта. Поэтому данный период можно назвать началом становления нового внешнеэкономического сектора в экономике, обусловленного новым характером взаимоотношений, складывающихся между бывшими союзными республиками, и значительным расширением прямых двусторонних экономических связей нашей республики со странами дальнего зарубежья.

     С  1992 года в республике стал действовать  временный импортный тариф. Размеры импортных и экспортных пошлин были установлены Указами Президента Республики Казахстан «О временном импортном таможенном тарифе Республики Казахстан» от 28 ноября 1992 года  и «О таможенном тарифе Республики Казахстан на экспортируемые товары» от 9 марта 1993года.

   Применение  временного импортного таможенного  тарифа Республики Казахстан  предусматривало применение следующего: механизма: импортные таможенные пошлины устанавливались в процентах от таможенной стоимости товара по курсу, установленному Национальным Банком  Республики Казахстан на день таможенного оформления.

   Таможенный  тариф на экспортируемые товары  был введен в действие с 1 января 1993 года. Таможенная пошлина взыскивалась со всех товаров, перемещаемых через таможенную границу страны. Следует отметить, что предприятия и организация, независимо от форм собственности, зарегистрированные и расположенные на территории республики, облагались таможенной пошлиной по льготным ставкам таможенного тарифа при экспорте отдельных видов продукции собственного производства. Среди них были отдельные промышленные товары народного потребления, лекарственные препараты,продукция машиностроителей, строительные материалы и другие товары.В исключительных случаях допускалось производить уплату таможенных пошлин на вывозимые товары в иностранной валюте после получения экспортером средств за поставленную на экспорт продукцию,но не позднее двухмесячного срока с даты отгрузки.

    При   осуществлении бартерных операций  уплата таможенных пошлин производилась  юридическими лицами за поставляемое  сырье в иностранной валюте  в размере ставок таможенного  тарифа,за прочую экспортируемую  продукцию – в иностранной  валюте или в рублях путем  пересчета их по рыночному курсу,установленному Национальным Банком Республики Казахстан на дату отгрузки продукции.В первые два года действие экспортного таможенного тарифа вывозные таможенные пошлины охватывали около ¾ казахстанского экспорта.Облажению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров,продуктов,промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой продукции.

         Таким образом, в период 1992-1993 гг. государственное регулирование  внешней торговли было довольно  жестким:предприятия были ограничены  в своем стремлении выхода  на внешней рынок, существовал  институт «специальных экспортеров».Такое строгое регулирование было объяснимо с точки зрения полнейшего кризиса в экономике республики, связанного с распадом Советского Союза, сломом прежней системы хозяйствования.

            С 1993 года в Казахстане происходила частичная либерализация экспортного режима, выразившаяся в постепенном сокращении списка  квотируемого товаров,облагаемых экспортными пошлинами,и в снижении самих ставок пошлин.

   В отношении  импорта товаров экономические  меры регулирования (импортные  таможенные пошлины) дополнились  обязательной сертификацией на  предмет их безопасности и  соответствия казахстанским стандартам.

    В течение  второй половины 1994 года и в  начале 1995 года решающее значение  приобрела тенденция либерализации  регулирования внешнеэкономической  деятельности, так как, по существу  был отменен прежний порядок  регулирования казахстанского экспорта  на основе квот и лицензий.

    Важнейшие  сдвиги в области государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  произошли в 1995 году. Наиболее  значимыми мероприятиями стали  отмена в целях обеспечения  экономической эффективности и повышения доходов бюджета льгот по таможенным пошлинам, введение новых ставок таможенных пошлин по основным товарным группам, введение ставок акцизов на подакцизные товары, ввозимые на территорию республики. Ставки акцизов были введены Постановлением Кабинета Министров республики.

     В  приложении к постановлению были  установлены ставки акцизов на  ввозимые товары. Например: за рыбу  осетровых и лососевых пород,  ее икру, а также приготовленные  из нее деликатесы – 100%, за  изделия из хрусталя – 50%, ювелирные  изделия из золота и платины  – 40%, легковые автомобили –  25%. Ряд товаров облагался акцизом  и начислялся в ЭКЮ за 1литр: пиво- 0,2;вина,шампанские,вино материалы- 0,8.

                С отменой экспортных таможенных пошлин,за исключением небольшого перечня товаров,являющихся стратегически важными,основными регуляторами ввоза товаров в республику помимо импортного таможенного тарифа стали налоги: НДС и акцизы. Эти налоги активно используются наряду с «тарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности»,направленными на защиту интересов отечественных производителей товаров и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров.

        Анализ мирового опыта показывает, что данные  импортные налоги применяются во всех странах наряду  с импортными таможенными пошлинами.Таможенные пошлины устанавливаются,чтобы устранить различия между внутренними и мировыми ценами.Такое удается не всегда,различия между внутренними и мировыми ценами сохраняются и их невозможно компенсировать только таможенной пошлиной.Поэтому действие таможенного тарифа во многих странах (наша республика не является исключением ) дополняется уравнительными импортными налогами.

  Одновременно  с мерами либерализации внешнеэкономической  деятельности Указом Президента  Республики  Казахстан от12 января 1995 года были введены новые  ставки таможенного тарифа на  импортируемые товары, так как  по ряду позиций они были  повышены в целях защиты интересов  национальных производителей.Так,  например, если в 1994 году ставка  импортной таможенной пошлины  на мебель составила – 3%,то  есть была необоснованно низкой  и поэтому не служила действенным  экономическим регулятором –  интересы местных производителей  мебельной продукции не были  защищены.С 1995 года ставка увеличилась  в 5 раз – до 15%.

       В  1996году в Казахстане продолжался процесс либерализации внешнеэкономической деятельности,который выразился в отмене экономического регулирования экспорта – выозных таможенных пошлин на все товары.И в этой связи ведущая роль во внешней торговле,а точнее, ее регулировании,в нашей республике перешла к импортным таможенным пошлинам,а именно к ввозным пошлинам.

        Что касается экспортной таможенной  пошлины,то ряд товаров облагается  данным  видом пошлины и сейчас.К  таким товарам относятся:шкуры  крупного рогатого скота,отходы  и лом черных металлов,изделия  из черного металла.

    На непродолжительный  период вводились защитные пошлины,ими  облагались:счетчики электроэнергии,сульфат  бария,трансформатное оборудование,огнетушители,насосы,шифер, кровельные материалы,обои,кондитерские изделия.

                Но все же,основным регулятором  внешнеэкономической деятельности  является импортный таможенный  тариф.

               За базу исчисления таможенной  пошлины берется таможенная стоимость.Она  же используется и в качестве  расчетной основы для взимания  налога на добавленную стоимость.

              Любая расчетная база требует  создания определенного порядка  исчисления таможенного налооблажения.  Поэтому методика определения  таможенной стоимости, с одной  стороны, должна быть общенациональной, увязанной (скоординированной) с  общей налоговой системой, порядком ведения бухучета и другими отраслями национального законодательства, а с другой стороны, должна соответствовать  международным нормам.

        В настоящее время большинство  стран, участвующих во внешней  торговле, применяет одну из двух  международных системам определения  таможенной стоимости: «Брюссельская»  или ГАТТовская. Брюссельская Конвенция  о создании методологии определения  таможенной стоимости товаров  на условиях СИФ была заключена  в 1950 году.К этой Конвенции  присоединилось свыше 70-ти государств  западноевропейского региона.

     Дальнейшее  развитие внешнеторговой практики  потребовало определенных изменений  в этой системе,в результате чего в рамках Токийского раунда торговых переговоров,проходивших под эгидой ГАТТ,в 1979 году двадцатью восемью странами было подписано Соглашение о применении ст.VII ГАТТ «Оценка товаров для таможенных целей».Соглашение определяет таможенную стоимость товара,как цену,фактически  уплаченную или подлежащую уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта,скорректированную с учетом установленных доначислений к этой цене. (ГАТТ с 01.01.95 называется Всемирной торговой организацией – ГАТТ/ВТО)

    Товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности основана на Гармонизированной  системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

     Созданию  ГС предшествовала длительная  история.

     В  середине XIX в. В период промышленной революции в Европе быстрыми темпами стала развиваться внешняя торговля.Это поставило торгующие страны перед необходимостью разработки в таможенных целях сопоставимых определений и унификации товарных номенклатур.Первые обсуждения этой проблемы были проведены на первом Международном статистическом конгрессе,состоявшемся в 1853 году в Брюсселе.Конгресс принял рекомендации по унификации товарных номенклатур для целей таможенного регулирования и ведения статистики внешней торговли.

   В 1890 году  Международный конгресс по таможенным  правилам,состоявшийся в Париже,также  высказался за принятие  унифицированной номенклатуры.

Информация о работе Таможенный тариф как основной инструмент регулирования ввоза/вывоза товаров