Таможенный тариф как основной инструмент регулирования ввоза/вывоза товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:42, лекция

Описание работы

Первые сведения о внешнеторговых связях содержатся в памятниках шестой династии Древнего Египта в начале третьего тысячелетия до н.э. Уже в рабовладельческую эпоху на содержание государственного аппарата взимали различные сборы и налоги, в том числе за провоз товаров. Поскольку движение товаров осуществлялось в течение длительного времени, купеческие караваны делали частые остановки в пути.

Работа содержит 1 файл

Таможенный тариф как основной инструмент регулирования ввоза.docx

— 34.21 Кб (Скачать)

      До 1900 года практически во всех  публикуемых справочниках по  итогам внешней торговли приводились  лишь те товары, которые имели  наиболее важное значение для  внешней торговли той или иной  страны.  Одни страны использовали  при классификации товаров алфавитный  признак, другие группировали  их по признаку происхождения  (сельскохозяйственные и промышленно-ремесленные)

     Через  60 лет после первого Международного  конгресса 31 декабря 1913 года,29 стран  подписали в Брюсселе конвенцию,основные  положения которой сводились  к тому,что,сохраняя для своих  публикаций национальные классификации  и товарные номенклатуры,они будут  составлять и сообщать специально создаваемому Международному бюро внешнеторговой статистики данные по единой классификации и товарной номенклатуре.

        Таким образом появилась первая Брюссельская товарная номенклатура. 

   Уже после  публикации Брюссельской товарной  номенклатуры (1913г)появились недостатки  разработанной системы классификации  товаров,и, как следствие неудобство  ее использования в качестве  мирового стандарта.Поэтому накануне  второй мировой войны была  разработана новая товарная номенклатура  – Мировой список товаров для статистики международной торговли.

     Наибольшее  распространение в практике внешнеторговой  деятельности и таможенного регулирования  большинства стран и международных организаций получили три классификационные системы:

       - Номенклатура Совета таможенного  сотрудничества  (НСТС) или Брюссельская  таможенная номенклатура (БТН);

       - Единая товарная номенклатура  внешней торговли стран-членов  Совета Экономической Взаимопомощи (ЕТН ВТ СЭВ);

       - Стандартная международная торговая классификация (СМТК) ООН.

    Все эти  международные номенклатуры были  построены на базе разных классификационных  принципов и имели различную  степень детализации товарооборота,что  затрудняло сопоставление  данных  о товарной структуре экспорта  и импорта стран,использующих  разные товарные номенклатуры.

 В Советском  союзе и странах социалистического  лагеря с 1962 по 1991 годы применялась  своя классификация товаров –  Единая товарная номенклатура  внешней торговли стран СЭВ.

   Довольно  широко используемой системой  классификации товаров является  номенклатура Совета таможенного  сотрудничества (НСТС).Эта номенклатура  товаров была разработана на  базе Брюссельской таможенной  номенклатуры (БТН), применявшейся во  внешней торговле стран Западной  Европы,начиная с 1951г.

    На основе  НСТС построена Комбинированная номенклатура Европейского экономического сообщества (введена в практику с 1 января 1988года). Позднее принципы классификации товаров,заложенные в НСТС,были использованы при создании Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).

     Разработка  и принятие ГС стали началом  нового этапа в истории стандартизации международных классификационных систем,открыли широкие возможности для развития сотрудничества в этой сфере.

     Казахстан  присоединился к конвенции о  гармонизированной системе описания и кодирования товаров в январе 2004 года.

    В последнее  десятилетие прошлого века глобализация  утвердилась как одна из главных,фундаментальных  тенденций развития мирового  хозяйства.

    Казахстан,интегрируясь  в мировую экономику,не может  не учитывать последних тенденций  ее развития.Реальными шагами  в этом направлении стала выдвинутая  в марте 1994 года Президентом  Республики Казахстан Нурсултаном  Назарбаевым в своей лекции  в Московском государственном  университете, идея о создании  Евразийского союза.Сегодня она  нашла реальное воплощение и  начинает реализовываться.27 ноября 2009 года в Минске лидеры трех  государств (Белоруссия,Казахстан и  России) подписали ряд документов,которые  дали старт практической реализации  Таможенного союза с 1 января 2010 года.Формирование Таможенного союза  государств –участников ЕврАзЭС  происходит в исторически короткие  сроки – за 16 лет,а правовую базу сформировали всего за два года (для примера Европейское сообщество создавало союз с 1958-го по 1993 год).

   Цель создания  Таможенного союза – создания  единой таможенной территории,на  которой устанавливается общий  таможенный тариф, применяются  единые меры нетарифного регулирования,действуют  унифицированные таможенные правила,обеспечение  единства управления таможенными  службами.

   Таможенный  союз трех стран в полную  силу заработал с 1 июля текущего  года.Но его ключевые составляющие  вводились поэтапно. С начала  с 1 января 2010 года были введены  общие таможенные пошлины на  импорт,через полгода ввели   Таможенный кодекс Таможенного  союза и отменили таможенное  оформление между странами ТС,а с 1 июля т.г. упразднен таможенный контроль на внутренних границах и таможенники полностью ушли с государственной границы между нашими странами.

    Столь  быстрое развитие потребовало  от государственных органов оперативной  разработки массы соглашений  и решений международного уровня,а  также национальных законов и  инструкций.

   Еще более  сильному воздействию подверглось  ведение бизнеса.Поэтому остановлюсь  на ряде моментов,вызывающих вопросы  населения и предпринимательства.

                 Во-первых,это единый таможенный  тариф, основу которого составии  более высокие,чем действовавшие тогда в Казахстане,ввозные таможенные пошлины. Дейтсвительно, с вводом ЕТТ средняя ставка пошлин возросла  с 6,2% до 10,6%.

                  Справочно: По промышленным товарам уровень таможенных пошлин повысился с 4,6% до 8,5%,по сельскохозяйственным товарам – с 12,1% до 16,7%.

                Следует отметить,что значительное  увеличение среднего значения  ставок таможенных пошлин по  сельхоз товарам произошло за  счет применения тарифных квот  в отношении импорта мяса,т.к.  внеквотные ставки установлены  на уровне 50%,75%,80%.                                                             

         Почему-то таможенный тариф был объявлен чуть ли не единственной причиной инфляции.Хотя если рассматривать корзину потребительских цен, то и тогда,и сегодня в ней преобладают беспошлинные продукты и товары стран ТС и стран СНГ, в торговле с которыми пошлины по-прежнему остаются нулевыми.Например, с приграничного нам Кыргызстана объем «необлагаемого» импорта только возрос,увеличившись на 85%,в том числе по текстильным изделиям рост составил 200%.

       По готовым продовольственным  товарам – 48%,по минеральным  продуктам – 300%.

   Например: 90% завозимых кондитерской,молочной  и др. продукции приходится на  СНГ,т.е. привозится без пошлин.

          В данном сегменте основную  конкуренцию казахстанским производителям составляют товары,завозимые из стран СНГ (порядка 62%),в том числе из Российской Федерации и Беларусь,которые в соответствии с соглашениями о Зоне свободной торговли таможенными пошлинами не облагаются.

   Например:

             - почти 90% завозимых кондитерских  изделий поставляется беспошлинно  из Украины (71,7%) и России (16,5%);

             - более 92% импорта молочных изделий  завозятся из стран СНГ,из них  из России,Таджикистана;

             - безалкогольных напитков (СНГ –  99,8%,России- 99,6%)

             Таким образом, повышение пошлины влияет  на цену продуктов питания,т.к. они в основном либо производятся на территории Казахстана,либо ввозятся из стран СНГ,  в отношении которых импортная пошлина не действует – 45%,Кыргызии – 25%.

            - аналогичная  ситуация складывается на рынке соков (75,9% ввозится из стран СНГ);

            - пива (98,1% из СНГ,в том числе  25%- из России).

    Что касается  импортируемых из третьих стран  товаров,пошлины на которые фактически  возросли,картина следующая. Часть  потребления переориетировалась  на беспошлинные товары СНГ,часть  перешла на отечественные аналоги  и в целом заложила спрос для производства внутри страны в перспективе. Там, где продолжился импорт,влияние роста пошлины весьма слабое на фоне роста цены самого товара: индекс импортных цен (без пошлин) вырос на 16,3% в 2010 году по сравнению с 2009 годом,т.е.до ЕТТ.

      В  целом по потребительским товарам  нужно отметить,что конечная цена продукциив торговле не эластична к изменениям уровней импортной пошлины.Да и сами розничные цены порой в 2 раза выше цены импорта с пошлиной.   

            Конечно,это не принижает размах наблюдаемой инфляции,она есть, но также очевидно,что причина ее роста не в импортных пошлинах.

        Так,в феврале 2008 года вступил  в силу новый импортный Таможенный  тариф Казахстана (постановление  Правительства от 28 декабря 2007 года  № 1317),в рамках которого была  проведена значительная либерализация  пошлин снизился с 5,4% до 3,8%.

            По ряду продукций были снижены  уровни импортных пошлин,в частности: 

         - по рыбе с 10% до 0%;

         - живым цветам с 15%, но не  менее 0,9 евро за кг до 5%;

        - шампуням и средствам для  зубов с 15% до 5%;

        - духам и туалетной воде- с  10%  до 5 %.

       Однако снижение цен в розничной  и оптовой торговле республики  не наблюдалось. 

       Автомобили не входят в потребительскую  корзину,но важны для бизнеса  и комфортной жизни населения.Целый  год,с 1 июля 2010 года по 1 июля т.г.действовали достаточно льготные ставки для автомобилей возрастом от 3 до 10 лет. Всего по льготным ставкам за это время ввезено более 167 тыс.единиц,в т.ч. в последний месяц более 38 тыс.

        С 1 июля т.г. льготных ставок  нет,импорт автомобилей конечно  хоть и не в таких объемах,но  осуществляется. За июль-август ввезено  более 8 тыс. автомобилей из  третьих стран.

       Однако цены на авторынках  внутри страны не изменились.

       При ввозе любых автомобилей  из стран ТС пошлины не уплачивается,нет  и таможенного оформления.

     В  целом в отсутствии таможенного  оформления внутри таможенного  союза, администрирование НДС  и акцизов при ввозе-вывозе  всех товаров между нашими странами перешло от таможенников к налоговым органам. Это внесло удобство и экономию средств для бизнеса – не надо оформлять грузы платить за это сборы, а ввозной НДС можно уплачивать не сразу,а к 20 числу следующего месяца.Оборотной стороной такой отсрочки стало удлинение срока подтверждения вывоза,т.к он привязан к сроку уплаты НДС контрагента.Другой не менее важный момент,отмечается бизнесом при экпорте в третьи страны в западном направлении .Теперь для возрата НДС по нулевой ставке необходимо дождаться пока груз не покинет внешнюю таможенную границу Таможенного союза,которая на тысячи километров отдалилась от государственной.Решением обеих проблем видится во внедрении элементов системы управления рисков,когда сведения будут проверяться постфактум,для чего необходимы поправки в соответствующее соглашение и в налоговый кодекс. В целом же об активности бизнеса можно судить о росте количества подаваемых деклараций по косвенным налогам при ввозе товаров из РФ и РБ – за 6месяцев на 28%.

       Уже решена проблема применения 1 июля 2010 года 18-ти% ставки НДС по  международным перевозкам оказываемых  российскими налогоплательщиками  железнодорожным транспортом,казахстанским  налогоплательщикам. Закон РФ подписан  19 июля 2011 года,и вступил в силу с 1 октября 2011 года,в соответствии с которым,налогообложение будет проводиться по 0% ставке НДС.

   В целях  недопущения искажений в торговле  в целом приобъединении таможенных  территорий важно наличие механизма  распределения пошлин.Это необходимо  чтобы в условиях фактически  разных систем и уровней налогооблажения,условий  ведения бизнеса и различий  ответственности не было административного  перетягивания    импорта из  третьих стран на свою территорию,получая  тем самым доходные бюджетные  средства.Такой механизм,как известно,успешно  действует с 1 сентября прошлого  года. Здесь главным является  принцип – ни одна сторона  не должна приобрести, равно, как  и не должна потерять от  такого механизма.Казахстан объективно может «не дособирать» из-за смещения импорта из третьих стран в пользу увеличения беспошлинного импорта из стран ТС и СНГ – такое смещение есть естественное следствие принятие им ЕТТ. И это компенсируется формулой распределения.Таким образом,в отношении Казахстана,равно  как и РФ и РБ баланс сохраняется.

      Так,  удельный  вес стран СНГ (без  учета стран Таможенного союза)  в общем объеме импорта в  1-м полугодии 2011 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого  года увеличился  на 30% (с 11,8% до 15,4%) При этом в рамках взаимной  торговли рост импорта из РФ  составил 63% из РБ-9%.

Таможенный союз создан и это один из этапов интеграционного  процесса,последовавший за созданием  зоны свободной торговли. Следующий  этап представляет собой общий рынок,единое экономическое пространство,после  которого наступит последняя стадия,высшая – это Экономический союз.

        Таможенному союзу предсказывают  большое будущее.Европейскому союзу  понадобились десятки лет,чтобы  добиться свободного движения  товаров и ликвидировать различные  препятствия и привилегии. Казахстан,Россия  и Беларусь надеются выполнить  такую же гармонизацию за три  года.

          Говоря об истории и деятельности  таможенной службы Республики  Казахстан  сегодняшнего дня,  можно с уверенностью сказать,  что таможенная служба прилагает  все усилия для продвижения  таможенного дела в соответствии  с установившейся международной  практикой, с применением международных  принципов,норм и стандартов осуществления  таможенного дела и продолжит  взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными в этом таможенными службами.                       

Информация о работе Таможенный тариф как основной инструмент регулирования ввоза/вывоза товаров