Таможенный тариф: структура, функции, многообразие видов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Понятие и признаки таможенного тарифа
Объект исследования – таможенные тарифы как важнейший инструмент современной торговой политики.

Цель – рассмотреть и проанализировать таможенные тарифы и тенденции их развития.

На основании цели в работе поставлены следующие задачи:

- проанализировать понятие и составляющие элементы таможенных тарифов;

- выявить функции таможенного тарифа

- рассмотреть виды и способы формирования таможенных тарифов;

- изучить российскую и зарубежную историю формирования и развития системы таможенных тарифов;

- рассмотреть таможенный тариф современной России, выявить пути оптимизации.

Содержание

Введение 3

1 Таможенный тариф, его содержание 5

1.Понятие и признаки таможенного тарифа 5
2.Элементы таможенного тарифа 7
2.Виды таможенных тарифов 15
1.Классификация таможенных тарифов 15
2.Особенности таможенных тарифов зарубежных стран 21
3.Функции таможенных тарифов 25
4 Таможенный тариф Российской Федерации 29

4.1 Формирование таможенного тарифа в России 29

4.2 Основные направления таможенно-тарифной политики

Российской Федерации 35

Заключение 43

Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая Таможенный тариф.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

    Запретительный  таможенный тариф – тариф, который применяется рядом государств в целях ограничения или даже полного экономического запрета ввоза или вывоза товара на таможенную территорию страны. Обычно применяется для жесткого ограничения масштаба ввоза импорта иностранного товара на территорию страны. Отсутствует формальный запрет или количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров. Инструментом ограничения ввоза (вывоза) товаров является исключительно только таможенная пошлина соответствующего вида и ставки. Этот тариф обычно является автономным, поэтому выбор видов и ставок пошлин, а также их изменение Правительство выполняет без каких-либо консультаций с государствами-контрагентами. Полный запрет импорта  отдельных товаров государство осуществляет с помощью системы жестких защитных тарифных мер. При этом их защитный эффект усиливается за счет одновременного использования косвенных налогов, база для формирования которых включает в качестве элемента применяемые таможенные пошлины.  Этот тариф государство может применять в сочетании с мерами нетарифного регулирования, включая меры количественного ограничения ввоза (вывоза) товара (контингентирование, квотирование). Это высокая  средненоминальная и средневзвешенная ставка таможенных пошлин[9].

      Использование этого тарифа уменьшает  ценовую конкурентоспособность иностранного товара за счет увеличения величины косвенных налогов, которыми облагается импортный товар, а также торговых наценок в оптовой и розничной торговле. В результате применения этого тарифа резко уменьшается ценовая  конкурентоспособность импортного товара на внутреннем рынке или экспорта товара на любых секторах мирового рынка.

    По  виду внешнеторговых операций различают: импортный и экспортный тариф.

    Импортный тариф – который применяется для регулирования объема и структуры ввоза иностранных товаров на коммерческих условиях. В России эти товары ввозятся на условиях режима выпуска для внутреннего потребления.

    Экспортный тариф – который государство применяет для регулирования объема и структуры вывоза отечественных товаров в коммерческом режиме.

    По  количеству ставок различают: одноколонный, двухколонный, многоколонный.

    Одноколонный – таможенный тариф, который государство для тарифного регулирования внешней торговли применяет только одну ставку пошлины для регулирования ввоза (вывоза) товаров. Считается, что этот тариф является простым тарифом. В этом тарифе государство применяет одну (единственную) ставку пошлины для таможенного обложения товаров. Поэтому тариф содержит только одну колонку ставок ввозных (вывозных) пошлин. Этот тариф не дает возможности государству дифференцировать ставки ввозных (вывозных) пошлин с учетом конкретных особенностей торгово-экономических отношений с отдельными странами, группами стран. В рамках этого тарифа государство лишено возможности использовать некоторые виды таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка (сезонные пошлины, тарифные квоты и контингенты). При этом тарифе невозможно применять тарифные преференции. При этом тарифе государство не может вводить тарифные льготы при импорте отдельных товаров.

    Двухколонный (двойной тариф) – таможенный тариф, в рамках которого государство предусматривает использование 2-х различных ставок таможенных пошлин. Этот тариф обычно относят к типу сложных таможенных тарифов. Этот тариф предусматривает введение только 2 ставок ввозные (вывозные) таможенные пошлины. Порядок введения таких ставок, их изменение, критерии ввода или отмены определяется национальным таможенным законодательством или нормативными документами Правительства каждой страны. Двойной тариф содержит 2 уровня или размера ставок пошлин, которыми облагается один и тот же товар. 1 уровень – минимальные ставки ввозных (вывозных) пошлин; 2 уровень – генеральные (максимальные) ставки таможенных пошлин. Этот тариф дает возможность в ограничительных размерах дифференцировать внешнеторговую политику государства. Применение этого тарифа (в ограничительных масштабах) дает возможность государству-импортеру вступать в таможенный союз или подписывать соглашения о создании межгосударственной зоны свободной торговли.

    Многоколонный тариф. К многоколонным обычно относят тарифы, которые содержат более 2 ставок таможенных пошлин. Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин  и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие – конвенционными или договорными. Этот тариф содержит как минимум 3 уровня ставок таможенных пошлин. 1уровень – базовые ставки таможенного тарифа. Применяются в торговле с другими государствами или союзами государств, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении РНБ. Эти ставки являются средними по величине. 2уровень – генеральные ставки (максимальные). Самые высокие по величине. Устанавливаются через введение коэффициента корректировки базовых ставок пошлин. Обычно в качестве такого критерия корректировки используются 2 обстоятельства: наличие или отсутствие РНБ; доказанность страны происхождения товара, с помощью предоставления необходим. сертификатов (в РФ – формы А и форма СТ1). 3уровень – преференциальные ставки (более низкие чем базовая ставка). Обычно преференциальные ставки применяются в соответствии с общей системой преференций, которая была введена в начале 70-х гг. прошлого века на основе решения Генеральной ассамблеи ООН. Система этих преференций является элементом широкой программы мер по оказанию экономической помощи развивающимся и наименее развитым странам. В соответствии с общей системой рекомендовано применять пониженные ставки ввозных пошлин для товаров, которые импортируются из развивающихся стран (в размере 50% от базовой ставки); для товаров, которые импортируются из наименее развитых государств. Общей системой рекомендовано импортировать их товары на условиях беспошлинной торговли; рекомендовано развитым государствам с нулевой ставкой ввозных пошлин.

    Тарный  таможенный тариф. Объект ввоза – ввозимая тара; вывозимая тара за пределы таможенной территории страны. Тариф может применяться только при условии перемещения товара через таможенную границу. Тариф может применяться по отношению только к порожней таре (т.е. пустая). Тариф применяется в том случае, если тара не облагается пошлинами вместе с товаром. Возвратная тара – которая должна возвращаться экспортеру. К таре могут относиться следующие объекты: грузовые контейнеры; ж/д вагоны и платформы; грузовые автомобили; морские суда; транспортные самолеты. Критерии дифференциации определяет Правительство страны (грузоподъемность, способ перемещения, экологические характеристикии т.д.). Правительством страны может приниматься решение 1) о полной отмене тарной пошлины; 2) об увеличении такой пошлины; 3) о ее снижении, в том числе на заранее указанный период времени.

    Транзитный  таможенный тариф – совокупность таможенных пошлин для обложения товара и транспортных средств, перемещаемых чрез таможенную территорию одной страны в процессе их движения. Тариф включает следующие элементы: перечень товаров, перемещаемых через таможенную территорию страны в режиме транзита; ставки таможенных пошлин, которые применяет государство для обложения ввозимых транзитных товаров; виды транзитных таможенных пошлин; совокупность условий применения транзитных пошлин и транзитного тарифа. Транзитный тариф применяется только по отношению к иностранным товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную территорию страны в рамках таможенного режима международного транзит. Эти товары оформляются с помощью специальных транзитных документов, подтверждающих факт невозврата этих товаров на таможенную территорию страны.  
 

    1. Особенности таможенных тарифов зарубежных стран
 

     Существуют  два основных вида таможенной политики государства, отражающих общие подходы  к международной торговле - протекционизм  и "свободная торговля". Протекционизм  предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика "свободной торговли" направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью[5].

     В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам  отдельных стран, их можно разделить  на следующие группы:

     - Тарифы промышленно развитые государств;

     - Тарифы развивающихся стран.

     Таможенные  тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может  облагаться разными по уровню пошлинами  в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство.

     Таможенные  тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся  стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.

     Ограничительная функция таможенных тарифов в  основном реализуется посредством  сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции.

     Наиболее  часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности - текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные  категории машин и оборудования, в первую очередь - электротехнического машиностроения.

     В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах  используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т.е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина -резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.

     Характерной особенностью таможенных тарифов стран  Запада является то, что все они  основываются на Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.[5]

     Таможенным  тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся  стран. Средний уровень обложения  пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

     С точки зрения защиты национального  рынка тарифными барьерами можно  выделить три группы развивающихся  стран:

     Для первой характерны ставки таможенного  обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.

     Ко  второй группе относятся государства  с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся  Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.

     Третья  группа развивающихся стран, где  пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

     Наряду  с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные  налоги. Кроме того, в тарифы часто  включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно часто - в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).

     Наряду  с национальными тарифами действуют  таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество[5]. 
 
 
 
 
 
 

  1. Функции таможенных тарифов

     Многие  экономисты отмечают, что импортный  таможенный тариф обычно выполняет  следующие основные функции:

Информация о работе Таможенный тариф: структура, функции, многообразие видов