Формирование, адекватной нормативной 
правовой базы по осуществлению 
валютного контроля предполагает 
создание условий для предупреждения 
и пресечения таможенными органами 
правонарушений, совершаемых любыми 
лицами в ходе проведения ими 
как валютных операций, связанных с перемещением 
товаров через таможенную границу России, 
так и перемещением валютных ценностей, 
а также для обеспечения возврата незаконно 
вывезенного из страны капитала. 
      
Валютный контроль является одной 
из важных функций, выполняемых 
российской таможенной службой. 
В настоящий момент эта сфера 
контроля методически и технологически 
организована как таможенно-банковский 
валютный контроль (далее – ТБВК). 
      
ТБВК представляет собой совокупность 
операций, осуществляемых таможенными 
органами и уполномоченными банками, 
с одной стороны, при осуществлении 
таможенного контроля, а с другой 
– при выполнении международных 
расчетов в иностранной валюте. 
Технологически контроль основан 
на сопоставлении и анализе 
данных о перемещении товаров 
через таможенную границу и 
связанным с этим движением 
средств на счетах участников 
внешнеэкономической деятельности 
(далее – участников ВЭД). 
      
Таможенно-банковский валютный контроль 
как единая система, имеющая 
определенную структуру, технологию 
и информационные связи, существует 
в Российской Федерации с 1994 
г., когда организацией контроля 
за поступлением валютной выручки 
от экспорта товаров было положено 
начало ее формирования. В дальнейшем 
(1995) система получила функцию 
контроля обоснованности платежей 
в иностранной валюте за импортируемые 
товары. 
      
С ноября 1996 г. на существующей 
технологической основе обработки 
информационных потоков с целью 
осуществления мер государственного 
регулирования начат контроль 
исполнения внешнеторговых бартерных 
сделок. 
      
Любая технология – это совокупность 
операций и условий их выполнения. 
Поэтому определение перспектив 
развития технологий необходимо 
и возможно лишь в связи 
с задачами, для решения которых 
они предназначены, и с учетом 
инфраструктуры, в которой они 
реализуются. 
      
Характеристика достигнутого уровня 
развития системы ТБВК может 
быть дана по основным составляющим: 
      
– нормативно-правовая база; 
      
– исполнители в таможенных 
органах; 
      
– содержание технологий; 
      
– распределение функций и 
компетенции таможенных органов 
в соответствии с этапами контроля; 
      
– количественные показатели 
ТБВК и анализ результатов 
действия системы. 
      
Непосредственная реализация процедур 
валютного контроля в таможенных 
органах возложена на Управление 
валютного контроля ГТК России 
(далее – УВК), отделы валютного 
контроля либо группы валютного 
контроля, входящие в состав отделов 
таможенной стоимости и валютного 
контроля (ОТС и ВК) таможенных 
органов, и на должностных лиц 
отделов таможенного оформления, 
в обязанности которых входит 
осуществление валютного контроля 
при таможенном оформлении. 
      
Кроме того, в связи с высокой 
степенью автоматизации ТБВК 
в целях использования современных 
информационных технологий в 
структуре ГНИВЦ ГТК России 
создана специальная группа валютного 
контроля. 
      
Выполнение функций по осуществлению 
валютного контроля, в том числе 
и в рамках ТБВК, регламентировано 
приказом ГТК России от 29 декабря 
1995 г. № 796 "О распределении 
компетенции по контролю таможенной 
стоимости и валютному контролю". 
Введение разграничения полномочий 
между таможенными органами позволило 
повысить управляемость структурных 
подразделений, четко определить 
объемы и пределы их ответственности 
как при выполнении операций, 
связанных с обеспечением функционирования 
технологий таможенно-банковского 
контроля, так и при принятии 
решений о применении к нарушителям 
установленных мер воздействия. 
      
Для оперативной оценки эффективности 
работы таможенных органов по 
валютному контролю УВК была 
разработана система показателей, 
регулярно получаемых из региональных 
таможенных управлений (далее – 
РТУ) и таможен, непосредственно 
подчиненных ГТК России. 
      
Важнейшей составной частью ТБВК 
является этап проверки сведений, 
полученных из уполномоченных 
банков. Такая работа, например в 
отношении валютных операций 
по экспорту товаров, организована 
следующим образом: 
      
УВК на основании анализа центральной 
базы данных валютного контроля 
выявляет экспортные отгрузки 
товаров, валютная выручка от 
экспорта которых по информации 
уполномоченных банков не поступила 
на счета экспортеров. Затем 
УВК направляет в таможенные органы 
поручения на  проведение проверок поступления 
выручки по данным отгрузкам. Таможенные 
органы проводят проверки под методическим 
руководством УВК. УВК собирает информацию 
о результатах проведенных проверок в 
центральную базу данных валютного контроля. 
      
Статистический материал, полученный 
в результате действия ТБВК, позволяет 
использовать имеющуюся информацию 
не только для текущих технологических 
целей, но и для формирования 
некоторых общих оценок действия 
системы и ее эффективности. 
      
Налаживается взаимодействие ГТК 
России с другими ведомствами, 
органами государственного управления, 
контрольными органами по вопросам, 
требующим привлечения информации, 
получаемой таможенными органами 
в процессе валютного контроля: 
      
– ГТК России регулярно использует 
данные ТБВК для подготовки 
соответствующих материалов Правительству 
РФ, министерствам и ведомствам; 
      
– происходит активное взаимодействие 
с Банком России по вопросу 
формирования платежного баланса 
Российской Федерации, данные 
для которого в значительной 
мере основаны на показателях 
ТБВК; 
      
– определяется место Федеральной 
службы налоговой полиции России 
в использовании информации ТБВК; 
      
– данные ТБВК периодически 
запрашиваются судебными, правоохранительными 
органами. 
      
В соответствии с указанием 
ГТК России от 7 августа 1997 г. 
№ 01-14/1062 осуществляются сбор, обработка 
и направление информации в налоговые 
органы о выявленных фактах наличных расчетов 
российских юридических лиц по внешнеторговым 
контрактам. 
      
Однако следует отметить и 
некоторые негативные моменты, 
существенно влияющие на эффективность 
применения системы ТБВК, которые 
можно разделить на технологические, 
организационные, методологические, 
правовые. 
     Технологические 
связаны с наличием: 
      
– значительного количества ошибок 
при оформлении в таможенных 
органах информации для целей 
ТБВК, вследствие чего определенная 
доля операций оказывается вне 
контроля либо контроль реализуется 
с задержками во времени; 
      
– фактов неисполнения обязанностей 
по информационному взаимодействию 
со стороны уполномоченных банков 
(например, банками не идентифицировано 
поступление валютной выручки 
от поставок товаров на экспорт 
в 1995, 1996 гг. на общую фактурную 
стоимость 1,5 млрд долл. США. Этим 
соответствующие экспортные операции 
выведены из нормального технологического 
цикла валютного контроля); 
      
– в реализации ТБВК некоторых 
"узких мест", которые приводят 
к снижению оперативности обмена 
информацией с банками и в 
итоге влияют на достоверность 
информации о возможных нарушениях 
на дату завершения срока текущих 
валютных операций (контрольные 
сроки возврата учетных карточек, 
порядок корректировки данных). 
      
К организационным и методологическим 
недостаткам относятся следующие: 
      
– недостаточно активная роль 
РТУ в организации и осуществлении 
ТБВК; 
      
– кадровое обеспечение подразделений 
таможенных органов, осуществляющих 
функции валютного контроля, находится 
в критическом состоянии; 
      
– неполнота охвата системой 
ТБВК внешнеторговых операций 
в связи с особенностями вида 
и происхождения товара, контракта 
и т.д. (например, товары, происходящие 
и ввозимые из стран СНГ 
при импорте, контракты в счет погашения 
и предоставления государственных кредитов, 
товары, декларируемые путем представления 
деклараций, заполненных в упрощенном 
порядке, и др.); 
      
– отсутствие унифицированных 
механизмов валютного контроля 
в рамках Таможенного союза, 
что создает предпосылки для 
неконтролируемой утечки капиталов; 
      
– незавершенность регламентации 
информационного взаимодействия 
при осуществлении ТБВК между 
ГТК России и Банком России, 
а также с ВЭК России и 
в свое время с МВЭС России 
(Минторгом России); 
      
– недостаточная эффективность 
завершающего этапа ТБВК – 
проведение проверок участников 
ВЭД и применение мер воздействия 
к нарушителям; 
      
– недостаточное использование 
информации ТБВК в других технологиях, 
реализуемых таможенными органами. 
      
К правовым негативным моментам 
относятся: 
      
– отставание нормативной правовой 
базы, не позволяющее реализовать 
технологию ТБВК на ряде направлений 
(операции нерезидентов, контроль 
сделок с расчетами в валюте 
Российской Федерации); 
      
– отсутствие правовой основы 
для применения таможенными органами 
санкций за необоснованные платежи 
в иностранной валюте при импорте 
товаров, выявленные в процессе 
ТБВК; 
      
– необходимость доработки правовых 
актов, регламентирующих контроль 
исполнения внешнеторговых бартерных 
сделок. 
      
Ключом к реализации потенциальных 
возможностей ТБВК в первую 
очередь служит дальнейшее совершенствование 
нормативной правовой базы, определяющей 
принципы валютного регулирования 
и валютного контроля, права и 
обязанности государственных органов, 
осуществляющих такой контроль. 
      
Работа в данном направлении 
ведется, подготовлен проект новой 
редакции Таможенного кодекса 
РФ, ГТК России участвует в 
подготовке проектов других актов законодательства, 
затрагивающих проблемы валютного контроля. 
      
В настоящее время с учетом 
прогнозируемых перспектив развития 
ТБВК можно сформулировать следующие 
конкретные предложения, реализация 
которых позволила бы значительно 
повысить эффективность действия 
валютного контроля: 
      
– дальнейшее развитие законодательства, 
имеющее целью распространение 
контроля на все виды договоров 
(в том числе предусматривающих 
частичные расчеты с использованием 
денежных или иных платежных 
средств); 
      
– введение финансовой ответственности 
перед государством уполномоченных 
банков за непоступление оплаченного 
товара (гарантия валютного контроля); 
      
– расширение сферы действия 
валютного контроля за валютные 
операции нерезидентов при осуществлении 
ими производственной и иной 
деятельности (в том числе и 
внешнеторговой) на территории Российской 
Федерации;