Тарифные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 6
1.1. Государственное регулирование ВЭД. 6
1.2. Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе. 13
Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе 21
2.1. Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг. 21
2.2 Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2011-2013 года. 25
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая ЭТД.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     Министерство образования  и науки Российской Федерации

     Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
 

     Институт  туризма и развития рынка 
Кафедра таможенного менеджмента
 

Специальность: «Менеджмент организации» - 080507 
Специализация: «Таможенный менеджмент» 
Форма обучения: очная
 
 
 
 

     КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 
по дисциплине

     «ЭКОНОМИКА  ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА» 
 

     Тарифные  средства государственного регулирования 

     внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования. 
 
 

     Исполнитель: 
Студентки 1 группы 3 курса    _____________          Старостиной Е.Д. 
                                                      (подпись)
 

     Руководитель  проекта:

     ___________________   _________________   _____________________ 
(Ученая степень, звание)                        (Подпись)                    (Инициалы и фамилия)
 
 
 
 
 
 

     Москва 2011

 

     Оглавление.

 
 

 

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
 

     Институт  туризма и развития рынка 
Кафедра таможенного менеджмента
 

     ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 

     Студента 3 курса, 1 группы, очной формы обучения

     Старостиной Елизаветы Дмитриевны 

     Тема  курсового проекта: Тарифные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования.

     Структура проекта: 
Глава 1. Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности

Глава 2. Система  таможенно-тарифного регулирования  на современном этапе

      

     Базовая литература:  
Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 2008

     Крашенинников В.М., Кутепов А.Н. Экономическая деятельность таможенных органов. М., 2005. 
 

     Срок  сдачи студентом готового проекта: «______» ____________ 20___г.

     Дата  выдачи задания:  «______» ____________ 20___г. 

     Руководитель  проекта:

     ___________________   _________________   _____________________ 
       (Ученая степень, звание)            (Подпись)             (Инициалы и фамилия)
 
 

     Задание принял к исполнению: ______________ 
                                                                        (Подпись)

 

      Введение

 

     Актуальность  темы курсовой работы определяется тем, что кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

     Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

     Многогранность  и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

     Вместе  с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для  решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

     При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь  таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

     Низкое  качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

     Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

     Сложившаяся реальность подтверждает актуальность избранной темы курсовой работы.

     Проблематика  совершенствования управления государственной  таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание се социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.

     С момента возрождения таможенной службы России, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых. Вопросы постановки, организации таможенного дела, таможенной политики, места и роли российской таможни в системе государственных органов, ее значения для решения социально- экономических задач стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных трудов по проблемам теории и практики таможенного дела.

     Я хотела бы в своей работе показать основные механизмы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и других странах.

 

      Глава 1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

     1.1. Государственное регулирование ВЭД.

 

     Государственное регулирование используется в интересах  всего общества. Оно затрагивает  интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.

     В основе государственного регулирования  — использование рычагов и  методов, прямых и косвенных регуляторов  экономических процессов. Различные  аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

     Государственное регулирование устанавливает правила  и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил.

     Вопросы проведения промышленной и внешнеэкономической  политики тесно взаимосвязаны и  направлены на достижение целей экономического развития страны. То есть, цели государственного регулирования ВЭД подчинены  решению стратегических задач государства как во внешнеэкономических отношениях в целом, так и в области развития национальной экономики. Пути, средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются в соответствии с конкретными экономическими и политическими условиями. Тактические задачи государственного регулирования ВЭД следует отличать от задач текущего характера, которые также могут решаться за счет применения методов государственного вмешательства в ВЭД.

     Основные  цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

     Основными целями государственного регулирования  ВЭД являются:

  • Обеспечение национальной экономической безопасности.
  • Защита внутреннего рынка страны от недобросовестной конкуренции.
  • Создание благоприятных условий для национальных производителей экспортных товаров.
  • Обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, создание возможностей быстрого и беспрепятственного их продвижения на внешних рынках.
  • Обеспечение устойчивого внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса; выполнение международных обязательств.
  • Защита прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической  политики внешней и общей экономической  политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

     Главная стратегическая задача внешнеэкономической  политики любой страны состоит в  обеспечении благоприятных условий  в сфере ВЭД для эффективного развития отечественного бизнеса. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Во внешнеэкономической политике проявляются противоречивое взаимодействие двух основных тенденций в развитии современных международных экономических отношений – с одной стороны, гармонизации развития этих отношений, а с другой – обострения конкурентной борьбы на международной арене.

     В связи с этим во внешнеэкономической  политике реализуются два основных ее направления: протекционизм и либерализация внешнеэкономической деятельности. Протекционизм состоит в защите отечественного бизнеса и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции (пассивный аспект протекционизма) и/или поддержке отечественного бизнеса в его экспансии на рынках зарубежных государств (активный аспект протекционизма). Либерализация связана со снятием всевозможных видов барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Обычно понятие либерализации ВЭД связывается с понятием открытости национальных экономик.

Информация о работе Тарифные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования