Государственное регулирование мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:26, реферат

Описание работы

Интернационализация хозяйственной жизни, тесная взаимосвязанность и взаимозависимость национальных хозяйств (в том числе через сотни тысяч прямых производственных связей на микроэкономическом уровне), растущий международный резонанс процессов, происходящих в экономиках ведущих стран мира, и обратное воздействие мирохозяйственных процессов на национальные экономики стимулировали в послевоенный период межгосударственное регулирование экономических процессов, осуществляемое через систему многочисленных интеграционных объединений, международных организаций и соглашений.

Работа содержит 1 файл

вто.docx

— 21.93 Кб (Скачать)

Интернационализация хозяйственной жизни, тесная взаимосвязанность  и взаимозависимость национальных хозяйств (в том числе через  сотни тысяч прямых производственных связей на микроэкономическом уровне), растущий международный резонанс процессов, происходящих в экономиках ведущих  стран мира, и обратное воздействие  мирохозяйственных процессов на национальные экономики стимулировали  в послевоенный период межгосударственное регулирование экономических процессов, осуществляемое через систему многочисленных интеграционных объединений, международных  организаций и соглашений. 

Все более существенную роль в межгосударственном регулировании  МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН), в которую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредственно  связанных c экономической деятельностью, следует упомянуть Экономический  и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по торговле и  развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН  по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др. 

Пожалуй, наиболее известными специализированными учреждениями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, в которую входят Международный  банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и Международное агентство  по гарантированию инвестиций (МИГА). МВФ  и МБРР были учреждены в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США). 

В МВФ входит 182 страны (в том числе с июня 1992 г. - Россия). Капитал Фонда складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство  имеет в нем свою квоту, которая  устанавливается в зависимости  от удельного веса страны в мировой  экономике и торговле. Наибольшими  квотами располагают: США - 18,25%, Германия и Япония - по 5,67, Великобритания и  Франция - по 5,10, Россия - 2,97. Квота страны определяет число ее голосов при  принятии решений в Совете управляющих  МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда.  

Первоначально МВФ  был предназначен для финансовой поддержки развитых стран, регулирования  их платежных балансов и поддержания  стабильности их валютных курсов. В 1947-1976 гг. 60,6% кредитов МВФ получили промышленно  развитые страны Запада. С 70-х гг. акценты  в деятельности МВФ сместились с  проблем платежного баланса на стабилизационные программы (программы оздоровления экономики). Основными заемщиками Фонда  стали развивающиеся страны (92,1% всех кредитов МВФ в 1977-1991 гг.), а в  последние годы и страны с переходной экономикой, включая Россию. В целом  за 1947-1998 гг. наиболее крупные суммы  кредитов МВФ получили (в порядке  убывания) Мексика, Россия , Республика Корея, Аргентина, Индия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Филиппины и Пакистан.  

МВФ осуществляет эмиссию  международной счетной валютной единицы CДР (SDR, специальные права заимствования), которая предназначена для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах стран в МВФ. Курс СДР определяется на основе валютной корзины из 5 валют (доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов). Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые  

5 лет. 

В МБРР входит 181 страна, в том числе Россия (с июня 1992 г.). Чтобы вступить в МБРР, страна сначала должна стать членом МВФ. Средства банка складываются из уставного  капитала, образованного путем подписки стран-членов, заемных средств, которые  он черпает на мировом рынке ссудных  капиталов посредством выпуска  облигаций, и доходов от собственной  деятельности. Количество голосов в  органах МБРР определяется паем в  его уставном капитале. Самое большое  число голосов в Совете управляющих  МБРР имеют США - более 17%, а все  страны "Большой семерки" - около 45%. 

МБРР, в отличие  от МВФ, нацелен на стимулирование международного потока средне- и долгосрочных инвестиций, содействие реконструкции и развитию экономики. Около 75% всех ссуд МБРР идет на кредитование конкретных проектов - от школ до электростанций и промышленных предприятий - в развивающихся странах  и в странах с переходной экономикой. В последнее время Всемирный  банк направляет часть кредитов на цели структурной адаптации экономики (финансирование изменений в хозяйстве  той или иной страны, чтобы сделать  его рыночно ориентированным), причем банк дает кредиты только тем государствам, которые осуществляют стабилизационные программы, одобренные МВФ. 

Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. Ее основная цель - мобилизация национальных и иностранных капиталов для  развития частного предпринимательства  в развивающихся странах. 

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. для  оказания помощи наименее развитым странам. Она предоставляет им беспроцентные  и сверхдолгосрочные ссуды из средств, внесенных богатыми странами. 

Международное агентство  по гарантированию инвестиций (МИГА), основанное в 1968 г., предоставляет инвесторам гарантии от некоммерческих рисков (валютные ограничения, национализации и экспроприации, вооруженные  конфликты и революции и т.п.). 

Россия является членом всех организаций группы Всемирного банка. 

В регулировании  международной торговли товарами и  услугами особую роль играет Всемирная  торговая организация (ВТО). 

ВТО с 1 января 1995 г. пришла на смену Генеральному соглашению о  тарифах и торговле (ГАТТ), которое  подписали в 1947 г. 23 государства. Членами  ВТО в начале 1999 г. являлись 134 страны. Заявки на присоединение к ВТО подали еще около 30 стран, включая Россию и Китай. Секретариат ВТО находится в Женеве. 

Главная задача ВТО - либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В  настоящее время правилами ВТО  регулируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости). 

Деятельность организации  базируется на ряде простых фундаментальных  положений: 

· торговля без дискриминации; участники ВТО обязуются предоставлять  друг другу принцип наибольшего  благоприятствования в торговле (т.е. условия не худшие, чем предоставляются  ими любой другой страной), а также  предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что  и национальным товарам, в области  внутренних налогов и сборов, а  также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю; 

· защита внутреннего  производства с помощью таможенных тарифов: гласно и открыто устанавливаемые  таможенные тарифы (пошлины) являются основным, а в перспективе - единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц; они  отказываются от применения количественных мер внешнеторгового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.); 

· стабильная и предсказуемая  основа для торговли: закрепление  на длительный срок размеров пошлин в  таможенных тарифах. Пошлины устанавливаются  в ходе многосторонних переговоров; 

· содействие честной  конкуренции: противодействие таким  нечестным методам конкурентной борьбы, как сбыт товаров по искусственно заниженным ценам (демпинг) или применение государственных субсидий для занижения  экспортных цен; 

· гласность и  открытость в торговом регулировании; 

· разрешение споров и конфликтов путем консультаций и переговоров. 

Одно из важнейших  обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, - приведение национальных принципов  и правил, регулирующих ее внешнюю  торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации. 

Основной механизм деятельности ГАТТ/ВТО - раунды многосторонних переговоров, которые длятся несколько  лет. До 1994 г. прошло восемь раундов многосторонних переговоров, в результате которых средневзвешенная ставка таможенных тарифов в США, странах Западной Европы и Японии была снижена в среднем с 25-30% в начале 50-х гг. до примерно 4% в 1998 г. Последний, так называемый Уругвайский, раунд переговоров проходил в 1986-1994 гг. В декабре 1995 г. в Сингапуре состоялась первая конференция ВТО. В 1996-1997 гг. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий и о либерализации рынка финансовых услуг. Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли. 

Важную роль в  регулировании МЭО играет и такой  институт, как образованная в 1960 г. Организация  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединявшая до недавнего времени 24 промышленно развитые капиталистические  страны. ОЭСР занимается в основном исследованиями, анализом и выработкой рекомендаций. Прежде всего, она является центром координации и прогнозирования. В 1994-1996 гг. в ОЭСР были приняты также  Республика Корея, Мексика, Польша, Чехия  и Венгрия. Подала заявку на вступление и Россия. Штаб-квартира ОЭСР находится  в Париже. 

С 1975 г. ежегодно проводятся совещания лидеров так называемой "Большой семерки" (группа G-7) . С 1996 г. в обсуждении политических проблем  принимает участие и Россия, поэтому  такие саммиты стали называться совещаниями "Большой восьмерки".

Информация о работе Государственное регулирование мировой торговли