Государственное регулирование внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:07, реферат

Описание работы

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2002 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.

Содержание

Содержание
1. Введение……………………………………………………………стр.3
2. Теоретический аспект влияния внешней задолженности на различные сферы экономики страны……………………………………………стр.4
3. Статистическая информация:
3.1. Внешняя задолженность СССР…………………………….стр.7
3.2. Внешняя задолженность России………………………….стр.10
3.3. Кредиторы России:
3.3.1. Парижский клуб………………………………………….стр.13
3.3.2. Лондонский клуб…………………………………………стр.15
3.3.3. Международный валютный фонд………………………стр.17
3.3.4. Коммерческие кредиторы……………………………….стр.19
3.3.5. Всемирный Банк………………………………………….стр.21
3.3.6. Структура государственного внешнего долга России………………………………………………………стр.22
4. Оценка влияния внешней задолженности на российскую экономику…………………………………………………………стр.23
5. Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы……………………………………………………………стр.29
6. Федеральный законопроект С. Глазьева и В. Никитина «О государственном внешнем долге и внешних активах бывшего СССР, полученными Российской Федерацией в качестве государства-правопреемника СССР»…………………………стр.33
7. Заключение……………………………………………………….стр.37
8. Список литературы………………………………………………стр.39
9. Приложения…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.79 Кб (Скачать)

Содержание

1.  Введение……………………………………………………………стр.3

2.  Теоретический аспект влияния внешней задолженности на различные сферы экономики страны……………………………………………стр.4

3.  Статистическая информация:

3.1.       Внешняя  задолженность СССР…………………………….стр.7

3.2.       Внешняя  задолженность России………………………….стр.10

3.3.       Кредиторы России:

3.3.1.        Парижский клуб………………………………………….стр.13

3.3.2.        Лондонский клуб…………………………………………стр.15

3.3.3.        Международный валютный фонд………………………стр.17

3.3.4.        Коммерческие кредиторы……………………………….стр.19

3.3.5.        Всемирный Банк………………………………………….стр.21

3.3.6.        Структура государственного внешнего долга России………………………………………………………стр.22

4.  Оценка влияния внешней задолженности на российскую экономику…………………………………………………………стр.23

5.  Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы……………………………………………………………стр.29

6.  Федеральный законопроект С. Глазьева и В. Никитина «О государственном внешнем долге и внешних активах бывшего СССР, полученными Российской Федерацией в качестве государства-правопреемника СССР»…………………………стр.33

7.  Заключение……………………………………………………….стр.37

8.  Список литературы………………………………………………стр.39

9.  Приложения……………………………………………………….стр.40

                                       

 

   1. Введение

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела  глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в  настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая  задолженность этих стран в 2002 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.

Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения  долговой проблемы будет зависеть бюджетная  дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование  иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических  проблем.

Однако отсутствие целостной  государственной политики по привлечению  и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию  внешней задолженности, которая  становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности  России, ее зависимость от этого  долга и перспективы развития ситуации.

2. Теоретический аспект  влияния внешней задолженности  на различные сферы экономики  страны

Причинами возникновения  государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые  поступления автоматически сокращаются  и приводят к бюджетным дефицитам.

  Еще один источник  государственного долга - политические  интересы, приводящие к увеличению  правительственных расходов и,  следовательно, увеличению бюджетного  дефицита.

  Чем обременительнее  для страны накопленный внешний  долг, тем в большей мере его  обслуживание вовлекается во  взаимодействие с функционированием  всей национальной экономики  и ее финансовой сферы.

  Обозначим характер  взаимодействия внешних заимствований  с соответствующими сферами экономики  страны. Прежде всего, важен характер  опасности чрезмерного роста  внешнего долга с позиций государственного  бюджета, денежно-кредитной системы,  международной кредитоспособности  страны. Для государственного бюджета  в 3-х звенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

  У платежного баланса  аналогичный характер взаимодействия  с долговым циклом: на смену  желанным дополнительным валютным  поступлениям приходит период  расплаты по долгу. Здесь в  целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по  текущим статьям платежного баланса  может выступать основным ограничителем  во внешних заимствованиях и  управлении инвалютным долгом, а  при определенных обстоятельствах  - даже диктовать необходимость  отсрочки долговых платежей. В  условиях обременительного внешнего  долга существенно возрастают  трудности в укреплении доверия  к национальной валюте, противодействии  инфляции, в обеспечении необходимыми  валютными резервами и валютной  конвертируемости. Особое место  при этом занимает вопрос о  возможных неблагоприятных последствиях  в случае чрезмерной девальвации  национальной валюты, относительно  занижения ее реального курса.  Увеличение в подобных условиях  реального бремени платежей по  внешнему долгу подтверждается  практикой ряда стран.

                               Управление долгом

 Управление реальной  динамикой долговых обязательств  предполагает контроль за двумя  важнейшими показателями - величиной  государственного долга и стоимостью  его обслуживания. В условиях  экономического роста важны не  абсолютные их размеры, а доля  государственного долга в ВВП  (или в Экспорте) и соотношение реального процента и темпа экономического роста. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

  Необходимо учитывать,  что для России, как и для  других стран с большой территорией,  объективно закономерен относительно  низкий удельный вес экспорта  в национальном продукте. Именно  по этой причине, а также  из-за неполной еще интеграции  в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение  не ВВП, а экспорту в качестве  базы для индикатора уровня  долговой зависимости.

  Для оценки остроты  долговой проблемы существуют  разные критерии. Наиболее типичные  из них связывают размер долга  и потребности его погашения  и выплаты процентов с величиной  экспорта, от которого зависят  потенциальные возможности обслуживания  кредитов.

  Многие экономисты  считают, что основная тяжесть  долга состоит именно в необходимости  ежегодно отчислять процентные  платежи, возникающие как результат  государственного долга. При достижении  определенного уровня платежей  по обслуживанию государственного  долга по отношению к ВНП  государство теряет возможность  дальнейшего экономического роста.  Особенно важно соотношение между  иностранными и внутренними кредиторами  правительства.

  Границей опасности  считается превышение суммы долга  по сравнению с экспортом в  2 раза, повышенной опасности - в  3 раза. Границей опасности для  процентных платежей считается  отношение к экспорту 15-20%, границей  повышенной опасности: 25-30%.

  С точки зрения  долгосрочной стратегии управления  государственным долгом можно  применить временную структуру  процентных ставок. Это означает, что государство, используя свои  возможности, репутацию, благоприятные  условия и т.д., создает наиболее  привлекательную временную структуру  долга, беря за отправную точку  облигации максимально возможной  длительности. Минимизация текущей  стоимости обслуживания государственного  долга предполагает, что доходности  качественно однородных обязательств  не должны значительно различаться.  Если какая-то бумага обеспечивает  относительную экономию для бюджета,  то следует расширять ее эмиссию, и наоборот, изымать из обращения невыгодные выпуски.

  Политика сокращения  государственного долга путем  недофинансирования бюджетной сферы  сопряжена с неоправданно высокими  социальными издержками. В условиях  же начинающегося экономического  подъема можно осторожно корректировать  политику накопления государственного  долга с учетом необходимости  финансирования ключевых социальных  направлений.

3. Статистическая информация

3.1 Внешняя задолженность  СССР

     До первой  мировой войны Россия по объему  внешнего долга занимала первое  место в мире, а по общей  сумме государственного долга  занимала второе место в мире  после Франции. В 1917 г. накануне  Октябрьской революции государственный  долг России составлял 41.6 млрд. руб., в том числе внешний долг  – 14.9 млрд. руб.[1]

Пришедшее к власти в России в феврале 1917 г. Временное правительство  поступило весьма цивилизованно, признав  царские долги. Уже в марте  было принято специальное постановление, по которому правительство «приняло к непременному исполнению все возложенные  на государственную казну при  прежнем правительстве денежные обязательства». До 1983 года внешний  долг России (доля России в обязательствах СССР) не превышал $5 млрд. (1-1.5 % ВНП страны)

  Союз ССР в послевоенные  годы был образцовым заемщиком,  своевременно и в полном объеме  выполнявшим свои долговые обязательства.  Впрочем, суммы займов были  не в пример современным.

Однако в 1984 году произошел  резкий скачок задолженности. На внешнем  рынке заняли более $15 млрд. (внешний  долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма  внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности  СССР можно выделить: нарастание кризисных  тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и  его стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической  деятельности, применение плавающих  процентных ставок по кредитам, привлечение  в больших объемах, так называемых, "кредитов перестройки", дисбаланс  в торговых отношениях со странами СЭВ.

Еще $30 млрд. задолженности  было накоплено Союзом в 1988 - 1991 годах, - когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов. Следует напомнить, что лидеры ведущих государств Западной Европы пошли на предоставление Союзу ССР кредитов, не обнаруживая своих подлинных целей, и перед руководством Союза ССР не ставилась задача провести радикальные экономические реформы в Союзе ССР, что сегодня называется настоящей причиной предоставления этих кредитов. Западные государства, предоставляя Союзу ССР, а затем Российской Федерации кредиты, по сути, оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства Союза ССР, а затем и руководства Российской Федерации.

  Так, именно кредиты,  полученные Союзом ССР у государств, являющихся членами Парижского  клуба кредиторов, обеспечили решимость  руководства Союза ССР в 1988 - 1991 годах принять последовательные  политические решения о выводе  советских войск из Германии  и способствовать ее объединению,  поддерживать резолюции Совета  Безопасности ООН о введении  санкций в отношении Ирака  и Ливии, вывести советские  войска из Кубы, Афганистана, африканских  стран, заключить Договор СНВ  - 1 и Договор СНВ - 2, отказаться  от поддержки антиамериканского  движения в Латинской Америке. 

К концу 1991 года внешний долг России составил $93 млрд.(10% ВНП) Именно с этой суммы начинались переговоры с зарубежными кредиторами о  правопреемстве Советских долгов. 28 октября 1991 года 12 советских республик (кроме прибалтийских) подписали  Меморандум "О взаимопонимании  относительно долга иностранным  кредиторам СССР", взяв на себя солидарную ответственность за советский долг.

Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и  активов Союза ССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую  долю в активах бывшего СССР. России тогда перешло 61,3 % Советской задолженности, т.е. примерно $57 млрд. (7 стран бывшего  СССР не поставили свои подписи под  Договором).

Однако, спустя 16 месяцев (2 апреля 1993 года) Правительство Российской Федерации заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских  республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так  называемый нулевой вариант) - таким  образом, весь государственный внешний долг бывшего СССР ($93 млрд.) перешел к России. Однозначной трактовки данного факта в России не существует до сих пор, одни считают, что это была громадная ошибка, которая стоила стране $36 млрд. (именно на такую сумму увеличился внешний долг России, и это без учета процентных платежей), другие утверждают, что только подобное решение могло позволить России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру.

3.2 Внешняя задолженность  России

В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских  республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся  со всем годовым ВНП страны.

 К концу 1993 года  обязательства России составили  уже более $110 млрд., увеличившись  по сравнению с предыдущим  годом на $15 млрд. (в первую очередь  за счет привлечения займов  международных финансовых организаций)  Причинами стремительного роста  задолженности стали: дефицитность  государственного бюджета и заметное  ухудшение ценовых условий внешней  торговли в совокупности с  сокращением экспорта. Несмотря  на это, в 1993 году соотношение  внешнего долга к ВНП сократилось  до 65 %. Для оценки остроты долговой  проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления  задолженности и долговых платежей  с экспортом, второй, - на основе  их сопоставления с ВВП.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли