Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение инструмента осуществления государственного регулирования внешней торговли – таможенного тарифа, тарифообразования в России; и рассмотрение видов таможенных пошлин, их классификации, особенностей тарифных мер регулирования внешней торговли.
В данной работе будет изложен анализ методов тарифного регулирования внешней торговли: система мер тарифного регулирования. При выполнении работы учтена сформированная нормативная база, отражающая таможенно-тарифную политику государства, в том числе Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе».

Содержание

Введение…………………………………………………………………........... 3
1.Государственное регулирование внешней торговли
1.1. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли……………………………………………………………… 5
1.2.Цели и функции тарифного регулирования внешней
торговли……………………………………………………………….

9
1.3.Методы осуществления тарифного регулирования внешней
торговли……………………………………………………………….

13
2.История тарифообразования в России. Тариф - это то, с чем не спорят... 14
3. Основной инструмент регулирования внешнеторговой политики
3.1.Понятие и правовая природа таможенного тарифа и таможенной пошлины……………………………………………………………………….. 20
3.2.Виды таможенных тарифов и классификации пошлин, их начисление и уплата.......................................................................................... 22
3.3. Роль таможенной пошлины в таможенно-тарифном регулировании внешне-торговой деятельности……………………………..
28
Заключение……………………………………………………………………... 32
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Курсовая ! Таможенный тариф....docx

— 73.26 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВА  ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 
 

Кафедра Экономики  и менеджмента

Дисциплина Экономика  таможенного дела 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ: 

Таможенный  тариф как инструмент государственного регулирования  внешней торговли 
 

Выполнила студентка: 2 -го курса, Вокина В.Г.

группы  ТДз-09-1.

Руководитель: Чемезов А.В. 
 
 
 

Иркутск, 2010г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………........... 3
1.Государственное регулирование внешней торговли  
         1.1. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли……………………………………………………………… 5
         1.2.Цели и функции тарифного регулирования внешней

               торговли……………………………………………………………….  

 
9
        1.3.Методы осуществления тарифного регулирования внешней

               торговли……………………………………………………………….    

 
13
2.История  тарифообразования в России. Тариф - это то, с чем не спорят... 14
3. Основной инструмент регулирования внешнеторговой политики  
     3.1.Понятие  и правовая природа таможенного  тарифа и таможенной пошлины……………………………………………………………………….. 20
         3.2.Виды таможенных тарифов и классификации пошлин, их начисление и уплата.......................................................................................... 22
         3.3. Роль таможенной пошлины в таможенно-тарифном регулировании внешне-торговой деятельности……………………………..  
28
Заключение……………………………………………………………………... 32
Список  использованных источников…………………………………………. 35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  данной курсовой работы «Таможенный  тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли». Выбору этой темы способствовала преимущество тарифных методов государственного регулирования ВЭД. Таможенная политика государства играет решающую  роль  во  внешнеэкономических  отношениях. Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и  стимулировать рост отечественного  производства, особенно  в  секторе производства  экспортной  продукции, и  ввоз  импортных  товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

     Основная  задача государства в области  международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары наиболее конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта. Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственное воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивают стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, ограничения экспорта ит.д.). Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями, использования которых является получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирования внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производств (главным образом в трудоемких отраслях). Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного тарифа, дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товар позиций.

     Во  всех странах регулирование внешней  торговли - основная форма экономического сотрудничества между странами, осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач  в стране и обстановки в мире.

     Эффективный механизм регулирования внешнеэкономических  связей России только формируется. Складывается и система таможенного регулирования  этих связей. Во-первых, сформирована система  таможенных органов РФ во главе с  Федеральной таможенной службой  РФ, являющейся структурным звеном в системе федеральных органов  государственной власти РФ.

     Мировой опыт свидетельствует, что даже в  промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих  производителей, принимать меры для  увеличения объемов экспорта, привлечения  иностранных инвестиций, сбалансирования  платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать  законодательные акты, устанавливающие  правила осуществления ВЭД, и  контролировать их неукоснительное  соблюдение.

     Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного  контроля; определение политики в  области сертификации товаров в  связи с их ввозом и вывозом. Все  эти направления регулирования  базируются на действующем законодательстве.

     Но  в данной работе будут рассмотрены  только методы тарифного регулирования внешней торговли.

     Долгие  годы в России господствовала государственная  монополия внешней торговли, при  которой выбор стран-партнеров  определялся, прежде всего, политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.

     Учитывая  значение внешней торговли для любой  страны, представляется актуальным провести изучение влияния таможенно-тарифной политики Российской Федерации фискальным интересам государства.

     Цель  настоящей работы – изучение инструмента осуществления государственного регулирования внешней торговли – таможенного тарифа, тарифообразования в России; и  рассмотрение видов таможенных пошлин, их классификации, особенностей тарифных мер регулирования внешней торговли.

       В данной работе будет изложен  анализ методов тарифного регулирования внешней торговли: система мер тарифного регулирования. При выполнении работы учтена сформированная нормативная база, отражающая таможенно-тарифную политику государства, в том числе Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе».  

     1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

     1.1. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли

     Существующий  ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической  политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений  развития внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики других стран. Именно с помощью внешнеэкономической  политики регулируется внешнеэкономическая  деятельность, отличительным признаком  которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. 

     Традиционные  инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые в странах  с рыночной экономикой, становятся главными в России.  Рыночной системе  хозяйства больше соответствуют  экономические инструменты регулирования  внешнеэкономических связей, действующие  через механизм цен. Однако эффективность  их использования имеет определённые рамки. В периоды значительного  ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между  внутренними и мировыми ценами правительства  в интересах мобилизации и  лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к  административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и  экспорт, минуя механизм спроса и  предложения, путём эмбарго, квотирования, лицензирования, государственной монополии  на торговлю, договорённости о добровольном ограничении поставок, а также  использования в целях регулирования  технических защитных мер, таможенных процедур и документов. Целью системы  должно быть не столько ограничение  торговли, сколько контроль за её развитием. Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с  общепринятыми в мире правилами  регулирования внешнеэкономических  связей. В частности, в России декларировано  введение таких инструментов в качестве временных, предусмотрены распространение  положений соответствующих документов на всех торговых партнёров и возможность  изменить процедуру регулирования  только на основе публикуемых законодательных  актов.

     Итак, внешнеторговая политика – это регулирование  государством экспортных и импортных  операций. Внешнеэкономическая политика осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно  возрастает. Объясняется это тем, что при расширении внешнеэкономических  связей требуются новые инструменты оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлении в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

     Важнейшим среди законодательных актов  России по регулированию внешнеэкономической  деятельности является Федеральный  закон «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» (1995г.), определяющий принципы её осуществления и регулирования.  Другим основополагающим документом в  области внешнеторгового регулирования  стал Федеральный закон «Об экспортном контроле» (1999г.), согласно которому проводится государственная политика в области экспортного контроля, представляющего собой составную часть внутренней и внешней политики страны и осуществляющийся исключительно в целях безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.

     Основным  инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и  прежде всего таможенный тариф.

     Таможенный  тариф применяется как при  ввозе товаров на территорию РФ, так и (в отличие от большинства  стран мира) при вывозе их из России. (Далее таможенный тариф будет рассматриваться подробнее см. параграф3).

     Кроме таможенных пошлин в мире существуют десятки различных способов нетарифного  ограничения внешней торговли. К  нетарифным барьерам относятся различные  налоги и сборы, регламентирование  внешней торговли путём её количественного  ограничения (квотирование) или полного  запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты  безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении  качества, технических и потребительских  свойств ввозимых товаров, административно-бюрократические  проволочки и т.п.

     Внешнеторговая  квота – это количественное или  стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определённый срок по отдельным товарам, странам и  группам стран. Квотирование позволяет  бороться с дефицитом платёжного баланса более эффективно, чем  таможенный тариф.  В отличие от таможенного тарифа использование  квоты позволяет чётко ограничить объём импорта (экспорта). Например, повышение импортных пошлин может  увеличить общую сумму платежей и почти не затронуть объёма импорта, введение же импортной квоты гарантирует  его сокращение. С другой стороны, импортная квота будет иметь  положительный эффект лишь при наличии  конкуренции на внутреннем рынке  квотируемого товара. В противном  случае предприятие, монополизировавшее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены и искусственно создавать  дефицит данного товара. Это одна из причин, по которым квотирование в России применяется редко.

Информация о работе Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли