Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение инструмента осуществления государственного регулирования внешней торговли – таможенного тарифа, тарифообразования в России; и рассмотрение видов таможенных пошлин, их классификации, особенностей тарифных мер регулирования внешней торговли.
В данной работе будет изложен анализ методов тарифного регулирования внешней торговли: система мер тарифного регулирования. При выполнении работы учтена сформированная нормативная база, отражающая таможенно-тарифную политику государства, в том числе Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе».

Содержание

Введение…………………………………………………………………........... 3
1.Государственное регулирование внешней торговли
1.1. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли……………………………………………………………… 5
1.2.Цели и функции тарифного регулирования внешней
торговли……………………………………………………………….

9
1.3.Методы осуществления тарифного регулирования внешней
торговли……………………………………………………………….

13
2.История тарифообразования в России. Тариф - это то, с чем не спорят... 14
3. Основной инструмент регулирования внешнеторговой политики
3.1.Понятие и правовая природа таможенного тарифа и таможенной пошлины……………………………………………………………………….. 20
3.2.Виды таможенных тарифов и классификации пошлин, их начисление и уплата.......................................................................................... 22
3.3. Роль таможенной пошлины в таможенно-тарифном регулировании внешне-торговой деятельности……………………………..
28
Заключение……………………………………………………………………... 32
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Курсовая ! Таможенный тариф....docx

— 73.26 Кб (Скачать)

     Россия  была вынуждена присоединиться к  континентальной блокаде в 1807 году. Три года Александру удавалось лавировать с торговыми тарифами, но в 1810 году были приняты строго запретительные тарифы. Лишь в 1815 году, после Венского конгресса, который подвел итоги  Наполеоновским войнам, тарифы на торговлю с европейскими странами были значительно  снижены.

     К 20-30-м годам XIX века относится и  первая в России «финансовая революция», известная также как реформа Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел серебряное денежное обращение, наконец, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны. К сожалению, наиболее экономически прибыльной промышленностью в то время было винокурение, и поощрение этой деятельности оказалось палкой о двух концах. Тем не менее, доходы от этой политики обращались в бюджет, что позволило уйти от дефицита уже через год после назначения Канкрина на эту должность, в 1824 году.

     В 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и таможенные тарифы для  развития окраинных территорий. Речь идет о введении системы порто-франко в Одессе, что позволило настолько  продвинуть развитие территории, что  Одесса уже к концу 20-х годов  была четвертым по величине городом  Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке.

     До  Крымской войны вся российская внешняя  торговля разделялась на два пространства: европейская и американская. В  европейской торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством  финансов по согласованию с различными заинтересованными ведомствами. Американская торговля велась Российско-Американской компанией, ставшей ко времени своего расцвета в тридцатых годах девятнадцатого века крупнейшей корпорацией мира. Российско-Американская компания не была государством, поэтому не устанавливала тарифов. Она очень гибко вела ценовую политику в зависимости от спроса на главный товар - пушнину. Однако отсутствие долговременной политики развития и устраненность государства от управления компанией привели ее к краху после почти 60 лет существования. После чего вся российско-американская торговля замерла почти на сорок лет.

     После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя, по сути, говоря — рынка труда. Очень высокими пошлинами облагались товары, идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже - те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия не в чем соперничать с Европой не могла. Поэтому, таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей - готовые фабрикаты. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.

     Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством  финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие  изменения предшествующих лет и  был нацелен на поддержание тех  отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных, - и через два года Россия стала  самым крупным импортером немецких косилок и паровых молотилок.

     К 90-м годам относится радикальное  изменение российской тарифной политики, выразившееся в принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф  России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми  пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Такие договоры были заключены между Германией, Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией и Бельгией и вступили в действие с февраля 1892 года. В среднем пошлины были повышены на 30%, и с 20 июля 1893 года был установлен двойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих нам, и повышенный - для прочих. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были распространены на произведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Франция понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. В последствии такие же договора были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом. Но! Не с США, Англией и Турцией.

     Первым  русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик  по образованию, начинавший карьеру  билетным кассиром, а закончивший  ее Председателем Совета Министров  Российской империи. Именно он написал  в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных  тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл  принципов в следующем:

    • тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала;
    • тарифы должны быть явными. То есть их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска;
    • тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду конъюнктуре рынка;
    • тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне. Они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике»;
    • тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа;

Государственный тариф должен иметь силу закона.

     Все эти принципы С.Витте пришлось применить  на практике во время российско-германской «таможенной войны из-за 10 копеек с пуда». В течение года 1893-1894 Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.

     По  мере возникновения свободных рынков (хлебного, угольного, затем нефтяного) государственные тарифы постепенно становятся главным рычагом государственного управления экономикой и главным  способом ее защиты. Во многих странах  торговые тарифы и тарифы на услуги стали прерогативой специальных  государственных органов - как, например, в Германии (специальный департамент  Дойче Банка) или во Франции (комиссия по тарифам Министерства торговли). Следует отметить, что практически  все страны, вводившие такие органы, со временем пришли к выводу о необходимости  привлечения к формированию тарифов  законодателей и производителей товаров и услуг. Тарифы как государственный  закон, видимо, впервые появились  в Великобритании в начале 80-х  годов XIX века.

     Сама  по себе история тарифа - это история  государственного управления экономической  системой во всей ее полноте: и в  отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компании - как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени - даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. И в наиболее точном переводе с арабского «тариф» - это то, с чем не спорят... И можно прийти к выводу, что основным регулятором внешнеэкономической деятельности предшествующих эпох был таможенный тариф.

3. ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

     3.1.Понятие и правовая природа таможенного тарифа и таможенной пошлины

     Одним из методов регулирования внешней  торговли государства является применение таможенного тарифа. По своей сути, таможенный тариф российской федерации  является некой пошлиной, взимаемой  в бюджет страны при перемещении  того или иного товара через границу  государства. Необходимо отметить, что  таможенный тариф, как понятие, имманентно не только законодательству Российской Федерации, но и практически любому суверенному государству, регулирующему  на нормативном уровне перемещение  товаров через свою границу.

     Главным нормативным актом, регулирующим правоотношения в области применения таможенного  тарифа является Закон РФ «О таможенном тарифе». На любое лицо, перемещающее товар через границу РФ будет  распространяться единый таможенный тариф, не подлежащий изменению, например, волей  представителя таможенного органа. Следует заметить, что таможенный тариф неизменно применяется  при импорте товаров на территорию РФ, но в некоторых случаях таможенный тариф подлежит обязательной оплате и в случаях экспорта товара из Российской Федерации на территорию какого-либо иного государства. Все  зависит от конкретного наименования товара.

     Товары  дифференцируются исходя из товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности, а оплата таможенного  тарифа в бюджет государства при  экспорте определенного товара вовсе  не избавляет экономического агента от обязательства оплаты таможенного  тарифа при ввозе этого же товара на территорию иного государства. Все  ставки таможенного тарифа определяются исключительно Постановлением Правительства  Российской Федерации. Действующее  законодательство предусматривает  также ставки таможенного тарифа, носящие сезонный характер. Это делается в целях оперативного регулирования  вывоза и ввоза некоторых товаров. Между тем, некоторые товары и  вовсе освобождаются от оплаты таможенного  тарифа (пошлины). Государства могут  заключать двусторонние соглашения о свободной торговле, благодаря  которым товары, произведенные на территории этих государств, могут  перемещаться на территорию друг друга  без взимания таможенных пошлин.

     Важно также обратить внимание на тот факт, что между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь образован единый таможенный союз. В рамках вышеуказанного таможенного союза применяются особый таможенный тариф таможенного союза. В частности, в рамках 21 раздела существует 97 групп товаров с конкретными кодами товарной номенклатуры и конкретными размерами таможенного тарифа, подлежащего оплате лицом, перемещающим этот товар через границу. Вышеуказанные тарифы были утверждены Решением специальной Комиссии таможенного союза, принятым 27 ноября в 2009 году под номером 130.

     Таможенный  тариф является одним из самых  главных средств регулирования  внешней торговли в государстве. Более того, таможенные платежи – это один из самых главных источников дохода государственного бюджета в любой стране. Чем более развито государство в экономическом плане – тем более «терпимы» ставки таможенных тарифов. Именно такая тенденция наблюдается в последнее время. Однако данный факт ни коем образом не отменяет того, что таможенный тариф продолжает оставаться мощным регулятором внешнеторговой деятельности государства.

     Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в  нужных направлениях. Достоинства тарифного регулирования проявляются в следующем:

     во-первых, это достаточно гибкий механизм, позволяющий  в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные  потоки

     во-вторых, изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта и  экспорта различных видов товаров

     в-третьих, тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.

     Таможенный  тариф представляет собой систематизированный  перечень ставок, определяющий размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. С  помощью тарифов можно также  воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, на развитие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что таможенный тариф имеет большое значение в становлении рыночной экономики нашей страны.

     Таможенные  тарифы и пошлины, действующие в  их рамках, являются основным инструментом регулирования внешней торговли, правомерность применения которого признается международными нормами. Таможенный тариф может определяться как:

     - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

     - это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

Информация о работе Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли