Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение инструмента осуществления государственного регулирования внешней торговли – таможенного тарифа, тарифообразования в России; и рассмотрение видов таможенных пошлин, их классификации, особенностей тарифных мер регулирования внешней торговли.
В данной работе будет изложен анализ методов тарифного регулирования внешней торговли: система мер тарифного регулирования. При выполнении работы учтена сформированная нормативная база, отражающая таможенно-тарифную политику государства, в том числе Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе».

Содержание

Введение…………………………………………………………………........... 3
1.Государственное регулирование внешней торговли
1.1. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли……………………………………………………………… 5
1.2.Цели и функции тарифного регулирования внешней
торговли……………………………………………………………….

9
1.3.Методы осуществления тарифного регулирования внешней
торговли……………………………………………………………….

13
2.История тарифообразования в России. Тариф - это то, с чем не спорят... 14
3. Основной инструмент регулирования внешнеторговой политики
3.1.Понятие и правовая природа таможенного тарифа и таможенной пошлины……………………………………………………………………….. 20
3.2.Виды таможенных тарифов и классификации пошлин, их начисление и уплата.......................................................................................... 22
3.3. Роль таможенной пошлины в таможенно-тарифном регулировании внешне-торговой деятельности……………………………..
28
Заключение……………………………………………………………………... 32
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Курсовая ! Таможенный тариф....docx

— 73.26 Кб (Скачать)

     Квотирование  экспорта используется в тех случаях, когда цены какого-либо товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. При  неограниченных масштабах экспорта может возникнуть нехватка данного  товара на внутреннем рынке. В России квотирование экспорта обусловлено  международными обязательствами страны.

     Лицензирование, т.е. выдача разрешений на осуществление  внешнеторговой деятельности её субъектам, производится соответствующими органами исполнительной власти РФ. Оно имеет  своей целью обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами-экспортёрами законодательно-правовых международных  и российских норм и правил внешней  торговли. Лицензия удостоверяет реальные возможности (экономические, технические, технологические, организационные) хозяйствующих  субъектов заниматься внешнеторговой деятельностью по таким видам  товаров, как квотируемые товары, товары мирного и военного назначения, ядерные материалы, драгоценные  металлы и камни, наркотические  и психотропные средства, яды. Лицензия выдаётся на определённое время и  оформляется лишь на один вид товара.

     Однако  основой регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе таможенного законодательства (1993) России (Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс РФ). Это позволяет стране интегрироваться в торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открывает ей путь во Всемирную торговую организацию. Причём в сложных кризисных условиях вхождение национальной экономики в мировую должно быть постепенным  и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику.

     1.2.Цели и функции тарифного регулирования внешней торговли

     И так, тарифное регулирование – это форма государственного регулирования внешней торговли, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью, которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф – это наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

     Таможенный  тариф в ряде случаев может  быть использован для развития национального  экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях  и нулевых ставок в отношении  отдельных товаров, необходимых  для изготовления экспортной продукции.

     Одним из основных элементов проводимой в  стране экономической реформы, предусматривающей  переход от административных методов  управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли. Основной целью тарифного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;
  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования торговли на таможенной территории России;
  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;
  • стимулирование развития национальной экономики;
  • содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;
  • иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

  • защита экономических интересов РФ;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  • принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  • осуществление контроля над вывозом товаров;
  • проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.

     Предусмотрен  блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования.

     Термин  «тарифное регулирование» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики тарифное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества. Тарифное регулирование в РФ составляют таможенная политика, а также порядок и условия перевоза через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформления, таможенный контроль и другие виды таможенных работ и услуг.

     Из  самого словосочетания «тарифное регулирование» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную – таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность. Конституция РФ относит тарифное регулирование к ведению РФ. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

     Единство  таможенной территории и тарифного регулирования конкретизировано в ч.1 ст.74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

     Структуру современного тарифного регулирования в общем виде можно представить следующим образом:

     1) принципы перемещения через таможенную  границу товаров и транспортных  средств;

     2) таможенные режимы;

     3) взимание таможенных платежей;

     4) таможенное оформление;

     5) таможенный контроль;

     6) предоставление таможенных льгот;

     7) ведение таможенной статистики  и ТН ВЭД;

     8) правовая регламентация ответственности  за право в сфере таможенного дела.

       Экономические цели тарифного регулирования достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Регулятивные цели достигаются по установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путем установленных запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоза отдельных товаров и рядом иных мер.

     Правоохранительные  цели таможенного регулирования  заключаются: в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственных, моральных устоев и культурных ценностей обществе; в охране животных, растений и окружающей природы, среды; в обеспечении интересов российских потребителей; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния ит.д.

     1.3. Методы осуществления тарифного регулирования внешней торговли     

     Таможенная  система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политики, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. Направленность целей тарифного регулирования на защиту российского рынка и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства.

     Формирование  тарифного регулирования любого государство предполагает наличие двух важных методов его достижения — это протекционизм и фритредерство. Протекционизм — это меры, направленные на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта. Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделу труда и удовлетворению потребностей рынка.

     Протекционизм и фритредерство имеют свою российскую историю. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царство Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запретить к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в тарифном регулировании России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.

     К сожалению, этот опыт слабо относится  к современной российской таможенной политике. В условиях нестабильной экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладает на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономически средствами, и вынуждена опираться на административные методы. Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее значимых в стране товаров, мобилизовать валютные ресурсы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добивать отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.  

     2. ИСТОРИЯ ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

     Если  верить историкам, термин «тариф» в  понимании «бесспорная оплата» - бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, ни больше, но и не меньше) - был впервые применен во Франции  в эпоху Крестовых походов  или немного позже. В России тарифная история увлекательна и поучительна:

     Первая  общественная организация в Российской империи — Вольно-экономическое  общество — было учреждено через  три года после прихода к власти Екатерины Второй и через девять лет после упразднения последней  в России внутренней таможни: в 1765 году. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего  рынка (внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими. Попытка взломать внутренний рынок за счет внедрения  мощного корпоративного еврейского капитала (после раздела Польши Российской империи достались территории, на которых плотность еврейского населения  была самой высокой в Европе) была осуществлена отнюдь не экономическими методами: введением черты еврейской  оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система  налогообложения.

     После Великой Французской революции  у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его  помощью формировались антинаполеоновские коалиции, именно при помощи торговых и таможенных тарифов Наполеон намеревался  изолировать и обескровить Англию. Павел Первый, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф  на торговлю с Англией, в 1800 году - сделал его еще более высоким. Обороты  на рынке корабельного леса резко  упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено лишь после убийства Павла Первого  и воцарения Александра Первого: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией. Но ненадолго.

Информация о работе Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли