Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение инструмента осуществления государственного регулирования внешней торговли – таможенного тарифа, тарифообразования в России; и рассмотрение видов таможенных пошлин, их классификации, особенностей тарифных мер регулирования внешней торговли.
В данной работе будет изложен анализ методов тарифного регулирования внешней торговли: система мер тарифного регулирования. При выполнении работы учтена сформированная нормативная база, отражающая таможенно-тарифную политику государства, в том числе Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе».

Содержание

Введение…………………………………………………………………........... 3
1.Государственное регулирование внешней торговли
1.1. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли……………………………………………………………… 5
1.2.Цели и функции тарифного регулирования внешней
торговли……………………………………………………………….

9
1.3.Методы осуществления тарифного регулирования внешней
торговли……………………………………………………………….

13
2.История тарифообразования в России. Тариф - это то, с чем не спорят... 14
3. Основной инструмент регулирования внешнеторговой политики
3.1.Понятие и правовая природа таможенного тарифа и таможенной пошлины……………………………………………………………………….. 20
3.2.Виды таможенных тарифов и классификации пошлин, их начисление и уплата.......................................................................................... 22
3.3. Роль таможенной пошлины в таможенно-тарифном регулировании внешне-торговой деятельности……………………………..
28
Заключение……………………………………………………………………... 32
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Курсовая ! Таможенный тариф....docx

— 73.26 Кб (Скачать)

          Другим важным обстоятельством,  к сожалению, до сих пор не  получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения  таможенного тарифа как неотъемлемой  части налоговой системы. Это  означает, что необходимо рассматривать  таможенные платежи в тесной  взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию и структуры  налогов в целом.

          В настоящее время все чаще  имеют место попытки отечественных  производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью  внутренних налогов, путем изменения  тарифного регулирования. Однако  такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем  отечественных производителей, одновременно  нарушая механизм и сбалансированность  многофункционального инструмента  таможенного тарифа за счет  чрезмерного, неоправданного усиления  протекционистской функции.

       Главная проблема заключается  в обеспечении сбалансированности  и паритетности стоящих задач,  часть из которых имеет разнонаправленный  характер.

          Меры по решению фискальных  проблем и защите отечественных  производителей могут противоречить  мерам, направленным на развитие  конкуренции и решении социальных  задач.

          Очевидно, оптимальным можно считать  такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать  максимального эффекта при взаимоувязанном  решении вышеуказанных задач.  Поэтому задача оптимизации мер  тарифного регулирования является  в настоящее время одной из  наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике.

          Учитывая, что практически не  разработаны научные модели построения  оптимальных, сбалансированных таможенных  тарифов, решать эти задачи  приходится во многом эмпирическим  путем, отслеживая реакцию «потребителей»' на изменение тарифов и вырабатывая  «корректирующие» воздействия. И  в этой ситуации роль ФТС  России и таможенных органов  трудно переоценить.

          Анализ действующих ставок таможенного  тарифа позволяет сделать однозначный  вывод о том, что в настоящее  время по целому ряду товаров  государство фактически занимает  жесткую протекционистскую позицию,  в ряде случаев делая экономически  невыгодным их импорт путем  установления высокого уровня  таможенных пошлин.

          К таким товарам можно отнести,  например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику,  отдельные виды продовольствия. При этом зачастую игнорируется  решение таких задач, как развитие  конкуренции и обеспечение социальных  интересов (интересов потребителей), а также снижается эффективность  реализации фискальной функции  («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается  согласованное решение стоящих  задач.

          Исходя из вышеизложенного, а  также принимая во внимание  тот факт, что в настоящий момент  основной задачей таможенных  органов является обеспечение максимального поступления денежных средств в доходную часть федерального бюджета при оптимальном сочетании с защитной функцией, считаем целесообразным определение следующих приоритетов таможенно - тарифной политики:

  • Обеспечение баланса умеренных протекционистских мер, стимулирующих вовлечение российских предпринимателей в международную кооперацию, и мер, способствующих добросовестной конкуренции отечественных и иностранных предпринимателей. В связи с этим на определенный период времени - частичный отказ от протекционистских целей, обеспечиваемых сверхвысокими ставками таможенных пошлин, стимулирующих ввоз и обеспечивающих более высокие поступления денежных средств в бюджет (например, через механизм установления сезонных пошлин).
  • Переход к использованию механизма тарифных квот, предполагающего возможность ввоза части высокооблагаемых товаров по более низким ставкам таможенных пошлин в пределах квот, установленных Правительством. Увязка вопроса снижения ряда ставок пошлин на отдельные товары с процессом получения торгово-политических уступок при ведении переговоров по вступлению России в ВТО.
  • Использование «смягчения» тарифного регулирования в качестве стабилизирующего социального фактора, имея в виду его антиинфляционный характер и стимулирующее воздействие на развитие предпринимательской деятельности.
  • Обеспечение целевого использования дополнительно полученных сумм таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет от роста объема импорта и внутренних налогов от торговли импортными товарами, на разработку и реализацию целевых программ поддержки отечественных производителей.

          Продуманная таможенная политика  способна изменить структуру  импорта в пользу качественных  и высокотехнологичных товаров,  способствовать снижению цен,  как на импортную, так и на  отечественную продукцию. Однако, как уже отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области таможенной политики во многом зависит от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике. 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Тарифная политика Российской Федерации является важнейшим инструментом регулирования внешней торговли, и пополнения доходной части федерального бюджета. Цель исследования заключалась в изучении эффективности выполнения таможенным тарифом возложенных на него задач и выработке предложений для его совершенствования.

     Поиск оптимального соотношения действия функций таможенного тарифа как  инструмента регулирования импорта  и как источника формирования средств для бюджета федерации  является сегодня наиболее актуальным вопросом в деятельности таможенных органов Российской Федерации. Решение  этой проблемы позволит сделать более  прозрачной внешнюю торговлю России, устранит экономические условия, способствующие криминализации импорта товаров, коррупции  в таможенных органах, а также  поспособствует тому, что таможенный тариф будет реально выполнять протекционистскую функцию по отношению к отечественным товарам.

     Таможенно-тарифная политика в последние годы стала  одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства  и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка  или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые  таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя  таможенные процедуры и отменяя  необоснованные льготы, — привлекать дополнительные миллиарды рублей в  федеральный бюджет. Сейчас уже созданы  и функционируют основные элементы российской таможенно-тарифной политики. К ним относятся:

           - дифференциация ставок пошлин  по различным группам товаров;

           - применение различных категорий пошлин (адвалорных,специфических, комбинированных, специальных и т.д.);

           - использование национальной системы  преференций;

           - эффективный организационный механизм.

     Важный  инструмент макроэкономического регулирования  национального хозяйства — импортный  таможенный тариф. Действующий импортный  таможенный тариф разрабатывался в 1993–1994 годах. Он включает семь уровней  адвалорных ставок, применяемых к 11 032 тарифным позициям десятизначной  товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД).

     Его излишне детализированная структура  обосновывалась необходимостью дифференцированного  применения импортных пошлин, в зависимости  от чувствительности того или иного  товара с точки зрения защиты внутреннего рынка и наполнения бюджета. Интенсивная корректировка таможенных пошлин, проводившаяся в 1995–1997 гг., первой половине 1998 г. и 2000 – 2005гг., была направлена на реализацию, прежде всего, протекционистской функции таможенного тарифа.

     После дефолта 1998 года почти пятикратное  изменение курса рубля по отношению  к доллару автоматически в  этой же степени увеличило защитный потенциал любой, даже минимальной  ставки пошлины. Многие ставки ввозных  пошлин после девальвации рубля  оказались практически запретительными. На этом фоне масштабная дифференциация тарифа по товарным группам однородной продукции в условиях объективно слабого таможенного администрирования  приводила к злоупотреблениям, связанным  с занижением таможенной стоимости  товаров, их неправильным декларированием. Что, соответственно, привело к резкому  падению импортных поставок в  Российскую Федерацию и снижению уровня собираемости таможенных платежей.

     В этот период, к сожалению, не удалось  сформировать и адекватную систему  таможенного администрирования.

     В сложившейся ситуации, с учетом макроэкономических прогнозов на ближайшие годы, темпов развития таможенной инфраструктуры и  сроков изменения законодательства в этой области, а также требований вступления России в ВТО, назрела  необходимость в адаптации таможенного  тарифа к кардинально изменившимся условиям.

       Суть  предлагаемой Министерством  экономического развития и торговли  Российской Федерации  кардинальной  реформы импортного тарифа состоит  в его упрощении и рационализации. Необходимо повышать транспарентность  тарифной системы с целью сокращения  злоупотреблений, связанных с  неправильным декларированием импортируемых  товаров, улучшения качества таможенного  администрирования. Также необходимо  отказываться от неэффективных  ограничений на ввоз товаров  зарубежного производства, обусловленных  «запретительным» уровнем ряда  ввозных пошлин и искажением их структурного профиля в результате девальвационных процессов. Кроме того, обеспечение эффективной тарифной защиты предусматривает, в частности, снижение пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, которое в России не производится.   
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андрейчук Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник. Российская таможенная академия; Владивосток: ВФ РТА, 2006.
  2. Козырин А.Н. Таможенное право России. М.: Просвещение, 1995.
  3. Маслов Д.Г. Мировая экономика. Конспект лекций. Пенза: ПГУ, 2004.
  4. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
  5. Пресняков В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе: Учеб. пособие /Науч. ред. В.М. Крашенинников. - М.: РИО РТА, 1996.
  6. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник М. : Экономистъ, 2005.
  7. Свинухов В.Г. Таможенное дело: учебник /В.Г. Свинухов. – М. : Экономистъ, 2005.
  8. Стровский Л.Е., Казанцев С.К, Неткачев А.Б. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия/ Под ред. проф. Л.Е. Стровского 4-е изд., перераб и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  9. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000.
  10. Чеботов Ю.А., Краева Т.А.; науч. ред. Г.А. Дугин. Основы таможенного дела: Учебное пособие.- М.: РИО РТА, 1996.
  11. Чернышов С.В. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов. ВНИКИ, 1996.
  12. Язев В.А. и др. Правовое регулирование ВЭД в условиях рыночной экономики. Учебное пособие, М.- 1996.
  13. http://tarif.kurganobl.ru/3426.html
  14. Сайт ФТС России http://www.customs.ru/ru/
  15. http://www.sespb.ru/materials/
  16. Федеральный закон РФ«О таможенном тарифе» от 21.05.1993г. №5003-1

Информация о работе Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли