Государственное регулирование тарифов на транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1.Понять сущность тарифной системы и способы ее формирования;
2. Определить влияние транспортного тарифа на конкурентоспособность организации;
3. Рассмотреть как осуществляется государственное регулирование тарифов на транспорт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ТАРИФА
1.1. Экономическая сущность транспортных тарифов
1.2. Правила формирования транспортных тарифов
2. СКВОЗНОЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1. Понятие сквозного тарифа
2.2. Эффективность использования сквозного тарифа
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА ТРАНСПОРТЕ
3.1. Специфика регулирования при определении тарифов
3.2. Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Moy_diplom.docx

— 79.92 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ  ТРАНСПОРТНОГО ТАРИФА

1.1. Экономическая сущность транспортных тарифов

1.2. Правила формирования транспортных тарифов

2. СКВОЗНОЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

2.1. Понятие сквозного  тарифа

2.2. Эффективность использования  сквозного тарифа

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА ТРАНСПОРТЕ

3.1. Специфика регулирования  при определении тарифов

3.2. Тарифы на перевозки  грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными  дорогами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО  ТАРИФА 4

1.1. Экономическая сущность  и формирование транспортных  тарифов 4

1.2. Правила формирования  транспортных тарифов 7

ГЛАВА 2. СКВОЗНОЙ ТАРИФ  КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 16

Понятие сквозного  тарифа. 16

Эффективность использования  сквозного тарифа 17

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА ТРАНСПОРТЕ 21

Специфика регулирования  при определении тарифов 21

Тарифы на перевозки  грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые  российскими железными дорогами 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развития рыночной экономики и высокой степенью изменчивости окружающей среды, в которой  главной целью стало получение  максимальной прибыли при минимуме затрат, не могло не затронуть сферу  транспортных услуг и ее тарифную политику.

Специфика современного периода развития общественного производства оказывает сильное влияние на все отрасли, в том числе и на транспорт и требует поиска новых решений, методов повышения эффективности его работы.

Правильная тарификация  работ и услуг, выполняемых транспортом — задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.

Один из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Республики Беларусь испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние нарост соответствующих железнодорожных тарифов.

Транспорт как систему  можно представить в различных  видах и формах построения. В результате формирования современного рынка транспортных услуг роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем.Целью дипломной работы является изучение особенностей принципа построения тарифов на транспорт в условиях рыночной экономики.

В процессе изучения ставятся следующие задачи:

1.Понять сущность тарифной  системы и способы ее формирования;

2. Определить влияние  транспортного тарифа на конкурентоспособность  организации;

3. Рассмотреть как осуществляется государственное регулирование тарифов на транспорт.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО  ТАРИФА

1.1. Экономическая  сущность и формирование транспортных  тарифов

Транспортный  тариф - это цена за перевозку материальных объектов. В транспортные тарифы входят:

      1. Тарифы грузовых перевозок;
      2. Пассажирские тарифы.

Грузовой транспорт перевозит  товары от производителей к покупателю и тем самым увеличивает их конечную стоимость. Пассажирские тарифы принадлежат к сфере услуг.

Грузовые тарифы формируются  на основе общественно необходимых  трудовых затрат на перевозку материальных объектов. Транспортный тариф является денежным эквивалентом стоимости перевозки. Затраты на транспортировку грузов формируются из:

      1. Расходов на начально-конечные операции;
      2. Транспортных расходов.

Расходы на начально-конечные операции состоят из:

      1. Затрат на формирование составов;
      2. Затрат на погрузку в пункте отправки;
      3. Затрат на разгрузку в пункте прибытия.

Движенческие операции состоят  из:

      1. Затрат на передвижение грузов;
      2. Расходов на содержание путей сообщения;
      3. Расходов на содержание энергетического хозяйства и т.д.

Расходы на начально-конечные операции не зависят от расстояний перевозки грузов, а зависят только от массы и объема груза, т.е. в расчете на 1т. они остаются неизменными.

Движенческие  расходы изменяются в зависимости от расстояний перевозки. В расчете на 1т. движенческие расходы изменяются прямо пропорционально дальности перевозки.

Расходы на перевозки формируются из расходов на начально-конечные операции и движенческих расходов.

Себестоимость перевозки 1т. груза рассчитывается по формуле 1:

СЕБЕСТОИМОСТЬ = Р + З*Д ,(1)

где Р – расходы на начально-конечные операции для 1т. груза;

З – расходы на перевозку 1т. груза на расстояние в 1км.;

Д – расстояние перевозки (км).

Тогда себестоимость тонно-километра  транспортного грузооборота будет рассчитываться по формуле 1:

СЕБЕСТОИМОСТЬ=Р/Д+З, (1)

По мере увеличения расстояния себестоимость тонно-километра будет  уменьшаться, так как на каждый тонно-километр будет уменьшаться доля расходов на начально-конечные операции.

Грузовые транспортные тарифы рассчитываются как себестоимость  тонно-километра грузооборота плюс норма прибыли, которая необходима для нормального функционирования транспорта при расширенном воспроизводстве. Грузовые транспортные тарифы не включают в себя НДС (налог на добавленную  стоимость), взимающийся с провозной  платы.

Разделение расходов на перевозки  на расходы начально-конечных операций и движенческие расходы дает возможность  устанавливать двухставочные тарифы. Такой вид тарифов более точно отражает формирование общественно необходимых трудовых за трат и позволяет обеспечить приблизительно равную рентабельность на перевозках разных дальностей, а также делает возможным упрощение прейскурантов на перевозку грузов.

Себестоимость тонно-километра  грузооборота определяется также особенностями  каждого отдельного вида грузов. На транспортировку скоропортящихся продуктов, живой рыбы и т.д. устанавливаются высокие тарифные ставки.

 

Расчеты за услуги, оказываемые  транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

    • Платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
    • Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
    • Правила исчисления плат и сборов

Как экономическая категория  транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

    • Транспортному предприятию - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
    • Покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.

Один из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Республики Беларусь испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние нарост соответствующих железнодорожных тарифов.

Умелым регулированием уровня тарифных ставок различных сборов можно  стимулировать также спрос па дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Например, относительное снижение в феврале 1994 г. уровня ставок сбора за охрану и сопровождение грузов подразделениями военизированной охраны министерства путей сообщения позволило увеличить спрос на эту услугу и повысить сохранность перевозимых грузов.

Системы тарифов на различных  видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике.

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т.п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные  тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы  железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.

1.2. Правила формирования  транспортных тарифов

Перечислим основные факторы, от которых зависит размер платы  при перевозке грузов по железной дороге.

Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной – весом до 25 тонн и объемом до полувагона, и мелкой отправкой – весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона.

Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за. расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние - при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за, действительно пройденное расстояние – в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

Тип вагона. В нем осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

Принадлежность  вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

Количество перевозимого груза - фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки. На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

    1. Сдельные тарифы на перевозку грузов;
    2. Тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
    3. Тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
    4. Тарифы из покилометрового расчета;
    5. Тарифы за перегон подвижного состава;
    6. Договорные тарифы.

На размер тарифной платы  оказывают влияние следующие  факторы:

    • Расстояние перевозки;
    • Масса груза;
    • Объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса;
    • Грузоподъемность автомобиля;
    • Общий пробег;
    • Время использования автомобиля;
    • Тип автомобиля;
    • Район, в котором осуществляется перевозка и др. факторы.

Каждый из тарифов на перевозку  грузов автомобильным транспортом  учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета, стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.

Информация о работе Государственное регулирование тарифов на транспорте