Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение инструмента осуществления государственного регулирования внешней торговли – таможенного тарифа, тарифообразования в России; и рассмотрение видов таможенных пошлин, их классификации, особенностей тарифных мер регулирования внешней торговли.
В данной работе будет изложен анализ методов тарифного регулирования внешней торговли: система мер тарифного регулирования. При выполнении работы учтена сформированная нормативная база, отражающая таможенно-тарифную политику государства, в том числе Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе».

Содержание

Введение…………………………………………………………………........... 3
1.Государственное регулирование внешней торговли
1.1. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли……………………………………………………………… 5
1.2.Цели и функции тарифного регулирования внешней
торговли……………………………………………………………….

9
1.3.Методы осуществления тарифного регулирования внешней
торговли……………………………………………………………….

13
2.История тарифообразования в России. Тариф - это то, с чем не спорят... 14
3. Основной инструмент регулирования внешнеторговой политики
3.1.Понятие и правовая природа таможенного тарифа и таможенной пошлины……………………………………………………………………….. 20
3.2.Виды таможенных тарифов и классификации пошлин, их начисление и уплата.......................................................................................... 22
3.3. Роль таможенной пошлины в таможенно-тарифном регулировании внешне-торговой деятельности……………………………..
28
Заключение……………………………………………………………………... 32
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Курсовая ! Таможенный тариф....docx

— 73.26 Кб (Скачать)

     - это конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе (экспорте) или ввозе (импорте) определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

     Таможенная  пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

    • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
    • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции.
    • балансировочную*, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

     Протекционистская функция связана с защитой  национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров  увеличивает стоимость последних  при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

     Таможенный  тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует  развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень  цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован  для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

     3.2.Виды  таможенных тарифов и классификация пошлин, их начисление и уплата

     Различают два вида таможенных тарифов: простой  и сложный.     Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого  товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая  применяется вне зависимости  от страны происхождения товара. Такой  тариф применяется сравнительно редко, так как существенно снижает  степень гибкости политики государства  в области применения таможенных тарифов. Одноколонные тарифы применяются  в тех случаях, когда главной  целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной  торговой политики. Развитие таможенного  тарифа, в данном случае, происходит путем увеличения номенклатуры товаров. Сложный (многоколонный) тариф предусматривает  применение различных (двух и более) ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару, в зависимости  от страны его происхождения.

       Таможенные тарифы могут быть экспортные и импортные. Необходимо определить понятия экспорта и импорта. Экспорт – это вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках. Различают экспорт товаров, т.е. вывоз материальных благ, возмездное предоставление иностранному партнеру услуг производственного характера или потребительского назначения; экспорт капитала, т. е. вложение капитала за пределами данной страны (строительство и эксплуатация соответствующих предприятий и объектов) с целью получения более высокой нормы прибыли. Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта, т.к. выручка от экспорта основной источник средств для оплаты импорта. На практике экспортные и импортные операции взаимосвязаны. Импорт (от лат. importo — ввожу) – это ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны; противоположен по смыслу вывозу товаров — экспорту.

     Импортные тарифы в таможенном регулировании  играют главную роль и оказывают  влияние на уровень внутренних цен, рентабельность предприятий, состояние  национальной валюты, обеспечивает экономическую  безопасность государства и защиту отдельных отраслей национальной экономики  от иностранной конкуренции.

      Экспортный  таможенный тариф как инструмент регулирования во внешней торговле используется ограниченным числом стран, в основном развивающихся, причем обладающих значительными объемами сырья и удерживающих, благодаря этому, свои позиции на конкретных мировых товарных рынках. В отдельных случаях они оказывают влияние на рост экспортной цены и служат источником пополнения валютных ресурсов страны. Таможенные пошлины, как и тарифы, по своему экономическому содержанию и характеру воздействия также относятся к основным рыночным регуляторам внешнеторгового процесса.

     Экспортные (вывозные) таможенные тарифы были введены  в российскую внешнеторговую практику в 1991г., после отмены действовавших до этого момента экспортных налогов. При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели:

           1. Ограничение вывоза за пределы  страны товаров, необходимых для  национальной экономики, для более  полного насыщения отечественного  рынка, защиты экономической безопасности  страны.

           2. Сдерживание вывоза сырьевых  товаров и продуктов первичной  обработки и стимулирование экспорта  высокотехнологичных товаров, продуктов  высокой степени обработки.

           3. Пополнение доходной части бюджета  страны.

           4. Создание валютных резервов  России.

          5. Контроль за экспортом стратегически важной продукции.

     Практика  применения экспортных тарифов в  России имеет свою специфику. Во-первых, они касались сравнительно небольшого перечня экспортных товаров, включая  некоторые виды топлива, минерального сырья, черных и цветных металлов, химикаты, кожевенное сырье, авиатехнику, отдельные виды вооружения и продовольствия. К 1994 г. экспортные пошлины по большинству  товаров были снижены, а количество их резко сократилось. Во-вторых, применение экспортных тарифов и  пошлин отличается постоянной изменчивостью: они пересматриваются в течение каждых 1—2 лет. Колебания величины ставок при этом наблюдались от 3 до 25% таможенной стоимости товаров.

     В рамках концепции развития ВЭД и  закона о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности к концу 1995 г. экспортные пошлины были отменены по всему контингенту товаров, за исключением ограниченного их числа - нефть и газ. Дальнейшие устремления  к вступлению России в ВТО и  принятие международных норм регламентирования  ВЭД привели к полному устранению экспортных тарифов и отмены пошлин на вывоз нефти и газа в 1996 г., а  фактически замены их на акциз в  виде фиксированной ставки к каждой тонне реализуемой продукции.

     Однако  в связи с постигшим Россию финансовым кризисом в середине 1998 г. и преследуя текущие цели —  наполнение государственного бюджета - правительство вновь ввело экспортные пошлины на ряд сырьевой продукции  природного и растительного происхождения (нефть и нефтепродукты, газ, кокс, лесоматериалы, семена масличных культур, шкура и кожа), цветные металлы  и лом. 

       Импортные (ввозные) таможенные  тарифы, в которых находят выражение  импортные пошлины, в отличие  от экспортных, широко используются в мировой практике. Импортные пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары и предназначены  для решения следующих задач:

          1. Защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечения условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

           2. Оптимизации соотношения между  экспортом и импортом с позиций  требования платежного и торгового  балансов страны.

           3. Рационализация структуры ввозимых  на территорию РФ товаров.

           4. Создание условий для прогрессивных  изменений в структуре производства  и потребления товаров в РФ.

           5. Пополнение доходной части бюджета  РФ.

     Их  роль в механизме государственного регулирования реализуется через  три основные функции, которые учитываются  в процессе дифференциации ставок: регулирующую, фискальную, корректировочную.

     Регулирующая  функция импортного тарифа предполагает меры воздействия на внутреннюю экономику: от протекционизма, то есть защиты внутреннего  рынка от иностранной конкуренции, до содействия развитию и насыщению  рынка.

     Фискальная  функция проявляется обычно в  установлении высокого уровня ставок импортных тарифов на ограниченную номенклатуру товаров. Ей присущ временный  характер, как, впрочем, и корректировочной функции, с помощью которой достигается  не столько сопоставимость импортных (мировых) и внутренних цен, сколько  сокращение импортных потоков и  изъятие доходов в пользу бюджета.

     Особенно  отчетливо это свойство проявляется  в настоящих условиях состояния  российской экономики, когда фискальный принцип изъятия таможенных пошлин становится главным в процессе формирования доходной части федерального бюджета.

 По  способу взимания  таможенные  пошлины делятся на 

- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические - пошлины устанавливаются в евро по отношению к физическому объему или весу единицы груза. Основой для начисления таможенной пошлины является количество товара.

- комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1г).

       Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20 % цены товара, то при цене товара 200 долларов доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов - сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

     Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей. 

              3.2. Особенности и задачи таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли.

          Тарифные меры – это совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешней торговли. В основе реализации тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

         В современных условиях при определении уровня тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

          1. Обеспечение формирования доходной  части федерального бюджета за  счет таможенных платежей.

          2. Защита отечественного рынка  и создание возможностей для  развития национального производства.

          3. Создание необходимых предпосылок,  стимулирующих развитие конкуренции.

       4. Получение торгово-политических  уступок от стран - торговых  партнеров Российской Федерации.

     5. Обеспечение решения социально  значимых задач, создание возможностей  для смягчения кризисных ситуаций  и социальной напряженности.

          Очевидно, что при разработке мер тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов.

Информация о работе Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли