Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – ознакомиться с историей создания, функционирования ВТО. Определить ее роль в мировой торговле и мировой экономике. А также охарактеризовать процесс присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации. Определить проблемы и перспективы вступления, оценить ситуацию, которая сложится в различных отраслях экономики, после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1.ГАТТ/ВТО И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………….5

1.1.История развития ГАТТ, принципы функционирования и итоги ее деятельности…………………………………………………………………….5

1.2.Создание и сущность Всемирной торговой организации………………14

2.ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………….22

2.1.ВТО и мировая экономика………………………………………………...22

2.2.Преимущества торговой системы ВТО…………………………………..24

3.ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЭО.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный  университет 

экономики и права

Читинский институт

Кафедра мировой экономики 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему:

Роль  ГАТТ/ВТО в регулировании  мировой торговли 
 

Работу  выполнил:

студентка гр. МЭ-07

Александрова Э. А. 

Научный руководитель:

доцент  кафедры

  «Мировая экономика»,

к.э.н. Грибова С. Н. 
 

Чита  – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1.ГАТТ/ВТО  И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ  МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………….5

    1.1.История развития ГАТТ, принципы функционирования и итоги ее деятельности…………………………………………………………………….5

   1.2.Создание  и сущность Всемирной торговой  организации………………14

2.ВТО  И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………….22

   2.1.ВТО  и мировая экономика………………………………………………...22

   2.2.Преимущества  торговой системы ВТО…………………………………..24

3.ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО………..28

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимозависимости между странами в мировой экономике, возникновение и обострение глобальных проблем объективно предопределили необходимость целенаправленного регулирования международных экономических отношений объединенными усилиями стран. Многостороннее межгосударственное регулирование отдельных сфер мирового хозяйства зародилось еще до второй мировой войны. Однако серьезным фактором в мировой экономике оно стало лишь в послевоенные годы.

    Межгосударственное  регулирование международных отношений — это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.

    В настоящее время в мире насчитывается  более 300 международных торгово-экономических  организаций с различным составом участников. Однако основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).

    ВТО играет решающую роль в регулировании  мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а  также в формировании торговой политики стран- членов и в урегулировании торговых споров между ними. Для  того чтобы понять значение этой организации, ее роль в регулировании международной торговли, необходимо более подробно рассмотреть структуру, функции основные соглашения и принципы, составляющие правовую основу, а так же преимущества торговой системы ВТО.

    Всемирная Торговая Организация - это организационный межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.

    Моделью, на основе которой создавалась ВТО, является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948 - 1994гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО.

    ВТО во многом - более жесткое по характеру  создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное рядом обязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС).

    Актуальность  данной темы обусловлена тем, что сегодня многие страны мира стремятся стать членами ВТО, ведь, страны оказавшись вне этой системы оказываются на «периферии» международных торговых процессов. А также перспективой вступления в ВТО РФ. Переговоры по присоединению РФ к организации длиться  уже на протяжении 17 лет. Во временном аспекте, Россия занимает 2 место после Китая, и является единственной крупной державой вне ВТО. За время ведения переговоров появилось много сторонников и противников этого воссоединения, и каждая из сторон имеет свои аргументы, обуславливающие ту или иную позицию.

    Цель  работы – ознакомиться с историей создания, функционирования ВТО. Определить ее роль в мировой торговле и мировой экономике. А также охарактеризовать процесс присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации. Определить проблемы и перспективы вступления, оценить ситуацию, которая сложится  в различных отраслях экономики, после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

  1. ВТО И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
    1. История развития ГАТТ, принципы функционирования и основные итоги деятельности

    Генеральное соглашение о тарифах  и торговле (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade ) – международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994гг. правила международной торговли согласно принципам либерализма, является предшественницей ВТО.[33]

    Членами ГАТТ являлись большинство стран  мира. Сфера деятельности организации  охватывала 4/5 мировой торговли.

    ГАТТ  была создана на временной основе после Второй мировой Войны, в период возникновения различных многосторонних организаций в области международного экономического сотрудничества, в частности бреттон-вудских учреждений, известных сейчас как Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд, которые были создании для решения задач стабилизации международной валютной сферы[2]. Сразу же после окончания Войны, страны стремились дать толчок скорейшей либерализации торговли и начать демонтаж протекционистских мер, доставшихся им в наследство от 1930-х гг.[33]. Первоначально 23 страны-участницы ГАТТ входили в число 50 стран, принимавших участие с создании Международной торговой организации (МТО), которая наряду с МВФ и Всемирным банком должна была стать третьим “столпом” в создавшейся системе. В функции МТО входило бы регулирование на многостороннем уровне социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались на конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947гг.[32].

    Результатом первого раунда переговоров в  рамках ГАТТ стали 45 тыс. тарифных правил, имеющих международный статус, затронувших  около 1/5 мировой торговли (10 млрд. долл. на конец 1940-х гг.). Эти торговые правила стали известные как Генеральное соглашение о тарифах и торговле вступили  в силу в январе 1948г.[2]. Целью ГАТТ являлось обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем ликвидации таможенных и других торговых ограничений, устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости, повышения реальных доходов и спроса, улучшения использования сырья, роста производства и торгового обмена[32]. 

    Соглашение  заключает в себе следующие фундаментальные принципы:

  1. Режим наибольшего благоприятствования;
  2. Защита национального производства исключительно при помощи таможенных тарифов, с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;
  3. Упор на проведение консультаций, с тем чтобы не нанести ущерб коммерческим интересам стран-участниц;
  4. Создание системы переговорного процесса с целью снижения тарифов и устранения других барьеров на пути развития торговли, а также оформление результатов переговоров в форме юридического документа;
  5. Взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
  6. Урегулирование проблем торговли;
  7. Развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;
  8. Предоставление льготного режима для развивающихся стран;
  9. Заключение  региональных торговых соглашений[5, 6].

    Правило режима наибольшего благоприятствования было сформулировано в Статье 1 ГАТТ и носило безусловный характер. Это значило, что страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в полном объеме: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех других стран-участниц».

    Принцип национального режима фиксировался в Статье 3 ГАТТ. Согласно этому принципу, устанавливались равные условия конкуренции импортных и отечественных товаров. Это значит, что от стран-участниц требовалось предоставление товарам иностранного происхождения точно того же режима, что и их национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

    Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура  подготовки и изменения списков тарифных уступок определялись Статьями 27 и 28. Когда какое-либо государство присоединялось к ГАТТ, то на него распространялись все существующие тарифные льготы. Но и вступающее в ГАТТ государство должно было предварительно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа.

    Статья 5 провозглашала свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и освобождала транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов[33].

    Вплоть  до середины 1960-х гг. около 2/3 стран  – членов ГАТТ находились на ранних этапах развития, и было вполне очевидно, что развивающиеся страны стремятся к присоединению к ГАТТ в качестве полноправных членов. В результате, 1965г. к Генеральному соглашению были добавлены новые статьи, поощряющие оказание промышленно развитыми странами помощи развивающимся странами.

    Основной  деятельностью ГАТТ  являлась подготовка и проведение международных торговых переговоров (раундов), по заключению многосторонних соглашений о сокращении таможенных тарифов и смягчений нетарифных барьеров для их участников. На переговоры страны представляют определенные товары, которые, по их мнению, являются  исключением из их собственных уступок во внешней торговли. Большие сокращения таможенных тарифов в результате переговоров приказывают, что все страны стремятся  к свободному товарообмену[2]. 

  В рамках ГАТТ было проведено 8 раундов многосторонних торговых переговоров (Таблица 1):

  Таблица 1

  Раунды  переговоров организованные ГАТТ
Название  раунда, количество стран участниц Место проведения Годы  проведения Основное  содержание и результаты
Женевский раунд:23 страны Женева (Швейцария) 1947г. Этот раунд закончился, 45 тыс. тарифных уступок, на общую сумму в 10 млрд. долл., что являлось приблизительно пятой частью объема мировой торговли. Было также оговорено, что значение этих уступок должно быть защищено временным принятием некоторых из торговых правил, которые стали известны как Общее Соглашение по Тарифам и Торговле, вступившее в силу в январе 1948.
Раунд в Аннеси: 13 стран Верхняя Савойя (Франция) 1947г. Снижение таможенных тарифов
Раунд в Торкайе: 34 страны Торкай (Австралия) 1950-1951гг. Снижение таможенных тарифов
Женевский раунд: 22 страны Женева (Швейцария) 1956г. Снижение тарифов. Выработка стратегии по отношению  к развивающимся странам, улучшение их позиций, как членов соглашения.
Раунд Диллона: 45 стран; Женева (Швейцария) 1961г. Снижение таможенных тарифов
Раунд Кеннеди: 48 стран Женева (Швейцария) 1964г. Снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса
Токийский раунд: 99 стран Токио (Япония).Работа проходила в Женеве. 1976-1979гг. Снижение нетарифных торговых барьеров. Снижение тарифов  на промышленные товары, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров
Уругвайский раунд: 125 стран Пунта-дель-Эсте (Уругвай). Работа проходила в Женеве. 1991-1996гг. Снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ, соглашение о создании ВТО. 

Информация о работе Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли