Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – ознакомиться с историей создания, функционирования ВТО. Определить ее роль в мировой торговле и мировой экономике. А также охарактеризовать процесс присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации. Определить проблемы и перспективы вступления, оценить ситуацию, которая сложится в различных отраслях экономики, после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1.ГАТТ/ВТО И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………….5

1.1.История развития ГАТТ, принципы функционирования и итоги ее деятельности…………………………………………………………………….5

1.2.Создание и сущность Всемирной торговой организации………………14

2.ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………….22

2.1.ВТО и мировая экономика………………………………………………...22

2.2.Преимущества торговой системы ВТО…………………………………..24

3.ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЭО.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

    Для многих еще ВТО является неизвестной  величиной. Это не удивительно, ведь в отличие от таких организаций, как МВФ, деятельность ВТО не наглядна: ВТО не предоставляет многомиллиардных кредитов, не участвует в формировании текущей экономической политики государств. Но ее роль в мировой экономике велика, и с этим согласны как противники, так и сторонники ВТО. В нее сейчас входят почти 153 страны, на долю которых приходится 95% оборота мировой торговли. И именно через ВТО они устанавливают правила игры на мировом рынке.

   ВТО, как и все другие организации, имеет свои недостатки. Но главные возражения не могут быть адресованы самой ВТО. Задача ВТО состоит в том, чтобы установить основные правила международной торговли, она не предназначена для достижения других социальных целей. Поэтому проблема на самом деле заключается не в ВТО, а в отсутствии таких же влиятельных и эффективных организаций, всецело предназначенных для достижения этих самых социальных целей. На самом деле, самая главная проблема нынешнего мирового порядка заключается в том, что производство товаров личного потребления возобладало над социальным развитием, то есть перед обеспечением общественных благ.

    2.2 Преимущества торговой  системы ВТО

    Преимущества системы ВТО доказывают не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом. Рассмотрим основные преимущества.

    Выгоды  для потребителей стран-участниц ВТО

    Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. Благодаря существованию организации (60 лет) торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

    В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты. Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают.

Более широкий выбор  товаров и услуг

    Более широкий выбор товаров и услуг  – также несомненное преимущество свободной торговой системы для  потребителя. Помимо готовой иностранной  продукции, речь здесь идет и об отечественных  товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

    Кроме того, в результате более активного  товарообмена развиваются новые  технологии, как это произошло, к  примеру, с мобильной связью.

    Увеличение  экспорта отечественной продукции  также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

    Выгоды  для экономики страны в целом

    Невозможно  провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 млрд. долл. Единый рынок на территории ЕС также способствовал повышению доходов и благосостояния.

    Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет  перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности. С развитием торговли в долгосрочной перспективе происходит повышение занятости, особенно в экспортных отраслях экономики.

Повышение эффективности внешнеэкономической  деятельности

    Применение  принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической  деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Не дискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

    В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных  инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Укрепление  международной стабильности

    Торговая  система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

    Ярким примером влияния торговли на международную  безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались  в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

    Повторения  предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в  Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено ГАТТ, преобразованное в 1995г. в ВТО.

    Система доказала свою жизнеспособность, т. к. политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.

    Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Когда правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

    Присоединение к ВТО является одной из важнейших  задач провозглашенного страной  стратегического курса  на интеграцию в мировую экономику. Россия не может игнорировать происходящие в мировой торговле процессы и не может развивать  торгово-экономические связи с зарубежными странами по правилам отличным от общепринятых в мире, это не только сложно, но и крайне неэффективно[15]. Не будучи членом ВТО, Россия не может в полной мере использовать преимущества международного разделения труда и избежать существенных рисков на рынке. Кроме того, самоизоляция в эпоху глобализации сродни суициду. В результате мы несем значительные убытки. Особенно плохо обстоит дело в самой современной области современного мира – интеллектуальной[17].

    В 1993г. Российская Федерация обратилась с официальной заявкой о присоединении  к Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии с установленными процедурами была создана Рабочая группа, в которую вошли представители заинтересованных в присоединении РФ к ВТО участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованный после учреждения ВТО в РГ по присоединению России к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий членства России в этой международной экономической организации. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995г.[11]. Переговоры по этому вопросу ведутся на протяжении нескольких лет. Состоялось несколько раундов переговоров, которые носили и продолжают носить многоплановый и сложный характер, но пока Россия участвует только в качестве наблюдателя

    Ход переговоров о присоединении  свидетельствует о том, что участники  РГ предъявляют нам повышенные требования[15].

      Для нашей страны важно то, что ее внешнеторговые партнеры получают выгоды от присоединения России к ВТО немедленно, в то время как сама она может получить их только в перспективе, продолжительность которой будет зависеть от уровня подготовки российской стороны к переговорам и от эффективности их проведения на стадии присоединения к организации[15].

       В настоящее время этот длительный переговорный процесс входит в завершающую  стадию. Это означает, что стране удалось перейти к обсуждению блока системных вопросов присоединения[15]. 

      Споры по поводу вступления России в ВТО  очень часто ведутся по принципу «с одной стороны, с другой стороны», т.е. обсуждаются положительные и  отрицательные моменты после  вступления РФ в ВТО[3].

      Основными целями вступления России в ВТО являются:

  1. Получение лучших в сравнении с существующими и не дискриминационных условий для доступа отечественной продукции на иностранные рынки;
  2. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  3. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  4. Упрочнение рыночной экономики, развитие конкурентной среды;
  5. Улучшение имиджа России как полноправного члена ВТО;
  6. Возможность использования развитой информационной структуры ВТО для поручения информации от всех участников рынка о товарах, ценах, партнерах[7];
  7. Расширение возможностей для российских инвесторов в странах – членах ВТО;
  8. Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке[5];

   Если  говорить об условиях вступления России в ВТО, то следует упомянуть следующие моменты. Главным условием вступления России в ВТО является применение национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с требованиями данной организации[13].  В частности, ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.  Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки агарного сектора и т.д., а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ними приоритет[16].

      Подготовка  экономики нашей страны к присоединению  к ВТО вынужденно сводилась  к  определению необходимой степени  тарифной защиты, т.е. уровней связывания ставок импортного тарифа, и к принятию ряда мер по приведению действующего законодательства в соответствие с нормативной базой ВТО[15].

      Кроме того, проводя работу по своему законодательству, одной из главных задач является защита российской экономики от нечестной конкуренции со стороны иностранных предприятий. Большую угрозу отечественным предприятиям может представить зарубежная продукция, поставляемая в Россию по демпинговым ценам. В результате российские предприятия сталкиваются с проблемой сбыта, вынуждены сокращать или останавливать производство. Зачастую и российские предприятия обвиняются на иностранных рынках в демпинге и закрывают им путь на иностранный рынок. Словом проблема демпинга и применение  государствами демпинговых мер носит комплексный и важный характер. В этой проблеме сталкиваются интересы производителей и потребителей, интересы взаимодействующих государств на товарных рынках.  На основе права ВТО государства принимают собственные нормативные акты, в том числе в сфере использования антидемпинговых мер, и тем самым унифицируют регулирование порядка и условий доступа товаров на рынке других государств, защиты национального рынка[19].

      Однако стоит отметить, что уже было принято 36 законов, которые прямо или косвенно связаны с ВТО и которые были необходимы для присоединения к этой организации. Таким образом, мы уже практически живем в правовой среде ВТО и осталось принять лишь несколько законов[38].

Информация о работе Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли