Торгово-экономические отношения России и Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей Российско-Японских торгово-экономических отношений.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
Изучить: экономику России и Японии в мировой экономике
динамику экспорта и импорта России и Японии.
Рассмотреть: перспективы сотрудничества России и Японии
экономические проблемы в Японии после землетрясения 11 марта 2011

Содержание

Введение________________________________________________________ 3
Глава1. Становление торгово-экономических отношений России и Японии_ 5
1.1. История торгово-экономических отношений. Этапы развития________ 5
1.2 Правовая база_________________________________________________11
1.3 Экономика России и Японии в мировой экономике_________________ 13
Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Японии в современном периоде_________________________________________________________ 21
2.1 Анализ товарооборота России и Японии__________________________ 21
2.2 Динамика экспорта России и Японии_____________________________ 24
2.3. Динамика импорта из Японии в Россию __________________________ 31
2.4 Инвестиционное сотрудничество России и Японии_________________ 33
Глава3 Перспективы сотрудничества России и Японии_________________ 40
3.1 Российско-Японские торгово-экономические отношения в настоящее время___________________________________________________________40
Заключение______________________________________________________44
Список литературы_______________________________________________ 46
Приложения_____________________________________________________ 47

Работа содержит 1 файл

!!!КУРСОВАЯ!!!.docx

— 108.54 Кб (Скачать)

Можно сказать, что в 90-х  годах Южные Курильские острова  постепенно становились районом  российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать  одним из самых значительных политических достижений в отношениях России и Японии последнего времени.2

Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный  разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было исключительно полезным, поскольку  позволило значительно углубить представления сторон об их позициях. С японской стороны было вновь  разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что  оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без  ущерба интересов обеих стран. Президент  России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения  проблемы в обстановке поступательного  развития российско-японских отношений  во всем их комплексе.

Может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу о  принадлежности островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения  в вопросе о мирном договоре нет, и переговоры зашли в тупик. И  все же правильнее будет говорить о том, что, не смотря на реально существующие различия в подходах к вопросу  о суверенитете над Южными Курилами, как раз тупиковой ситуации удалось  избежать. Дело в том, что стороны  рассматривали территориальный  вопрос с широких позиций, руководствуясь пониманием стратегической и геополитической  важности российско-японских отношений. В результате было подписано Заявление  Президента России и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную базу для дальнейшей совместной работы над  проблемой мирного договора и  Южных Курил.

Хотелось бы надеяться, что  в ближайшем будущем проблема мирного договора будет благополучно разрешена с учетом того, что: «При всей заинтересованности России в окончательном  урегулировании взаимоотношений с  Японией и подписании мирного  договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства  победителя в мировой войне при  заключении мирного договора с побежденной  понесла территориальные потери

В 90-е годы динамика российско-японских торгово-экономических связей была нестабильной, а также характеризовалась  недостаточной инвестиционной активностью японского бизнеса на российском рынке, неустойчивостью товарооборота.

Первый важный шаг в  налаживании экономических отношений  был сделан в ноябре 1994 года: стороны  договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим  вопросам, которую возглавляют заместитель  председателя правительства России и министр иностранных дел  Японии.

В ходе различных контактов  между руководством стран был  заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону  переговоров В. Путина и И. Мори, так  как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим  вопросам. Итак, в ходе переговоров  была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической  области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления  российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение  взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и  Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные  связи, поддержка экономических  реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т.д

Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил  ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла  бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте  строительства энергомоста Россия – Япония, в рамках которого можно  было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке  магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений  в восточной части России, строительстве  тоннелей Япония – Сахалин, что позволило  бы связать 

Японию железнодорожным  сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

В целом, можно сказать, что  экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном  положении и развиваются в  сторону взаимовыгодного сотрудничества.

1.2 Правовая база

К основным документам, регламентирующим Российско-японские отношения, можно  отнести следующие:

Совместная декларация Союза  Советских Социалистических Республик  и Японии от 19 октября 1956 года. В соответствии с Декларацией было прекращено состояние  войны между СССР и Японией  и восстановлены дипломатические  и консульские отношения между  двумя странами.

Токийская декларация о российско-японских отношениях от 13 октября 1993 года. Базовый  документ Российско-японских отношений  после распада СССР. Содержит положения  о признании Правительством Японии Российской Федерации в качестве государства-продолжателя СССР, о поддержке  Японией «демократических и экономических  реформ» в России, а также о  согласии сторон «продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного  договора» путем решения территориального вопроса, «исходя из исторических и  юридических фактов, … а также  принципов законности и справедливости».

Московская декларация об установлении созидательного партнерства  между Российской Федерацией и Японией  от 13 ноября 1998 года. Принята в развитие Токийской декларации. Провозглашает  важнейшей задачей для обеих  стран «установление долгосрочного  созидательного партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного  экономического сотрудничества». Направлена на углубление и расширение диалога  между Россией и Японией в  различных областях.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Японии о  поощрении и защите капиталовложений от 13 ноября 1998 года.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о научно-техническом сотрудничестве от 4 сентября 2000 года.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о культурных связях от 5 сентября 2000 года.

Совместное заявление  о взаимодействии Российской Федерации  и Японии в международных делах  от 5 сентября 2000 года. Стороны декларируют  близость или совпадение позиций  по основным международным проблемам  и заявляют о намерении укреплять  взаимодействие в этой сфере.

В сентябре 2006 года при участии  РСПП было создано Некоммерческое партнерство  «Национальный Комитет по развитию экономических отношений с Японией»

Целью создания Национального  Комитета является содействие всестороннему  развитию экономического сотрудничества между предпринимательскими структурами  России и Японии всех уровней, в том  числе путем организации взаимодействия между субъектами предпринимательской  деятельности и органами государственной  власти.

В настоящее время перед  Национальным Комитетом стоят следующие  задачи:

формирование благоприятного климата для успешного развития российско-японского бизнеса, роста  его конкурентоспособности и  укрепления позитивной репутации.

Содействие созданию условий для привлечения японских инвестиций в различные сферы экономики.

Представление законных интересов и защита законных прав своих членов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Представление законных интересов и защита законных прав своих членов во взаимоотношениях с органами государственной власти Японии, предпринимательскими организациями Японии.

Вхождение в состав и активное участие в работе межправительственных комиссий, совместных рабочих групп, ассоциаций и других постоянно действующих и временных межгосударственных органов по взаимодействию и сотрудничеству с Японией.

Организация, проведение и участие в работе российско-японских экономических встреч, форумов, конференций и т.п.3

 

 

 

1.3 Экономика России  и Японии в мировой экономики

Место России среди других стран мира. Обычно этот показатель явно занижается, так как используются оценки нашего ВВП в долларах по официальному валютному курсу. Между  тем, адекватную картину можно составить  только исходя из паритета покупательной  способности (ППС) рубля и доллара. На базе такого подхода объем ВВП  Российской Федерации в 2006 году оказывается  равным не 600–800 млрд дол., как получается по официальному курсу, а 1,5 трлн долларов.

Экономический рост в России в настоящее время носит экстенсивный характер и происходит прежде всего  за счет традиционной неконкурентоспособной  продукции. Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентоспособной продукции  массового спроса гражданского, т.е. невоенного, назначения. Более того, в отличие от новых индустриальных стран и таких крупных развивающихся  стран, как Бразилия, Индия и тем  более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой  рынок, занять собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

 Россия остается также  и страной не доведенных до  конца реформ. Большинство неудач  в сфере российской экономики  и ее реформирования было обусловлено  слабостью институтов власти, отсутствием  необходимой политической воли  к созданию истинно эффективной  рыночной экономики и формированию  демократического строя. Недостаточный  профессионализм, неграмотность  и неопределенность в принятии  решений, бездеятельность, а порой  и прямой саботаж при их  выполнении на разных уровнях  государственной власти, слияние  последней с финансовой и частнопредпринимательской  средой превратились в обычное  явление в системе нынешнего  управления в России. Все это  не может не сказаться самым  негативным образом на характере  развития нашей экономики. 

 Нельзя не сказать  и о том, что на Западе часто называют «российской ментальной инвалидностью», – об отсутствии четкости и определенности в общественном сознании. Наше общество не полностью отбросило прежнее советское идеологизированное мышление, не подвело черту под своим коммунистическим прошлым в виде общественного суда над преступлениями большевиков, раскаяния или покаяния за беззакония, за насилие, за трагедии советского периода российской истории.

Еще не став прочно на путь рыночных реформ и последовательной демократизации, Россия боится «оранжевых» и иных революций, «тлетворного» влияния  Запада и часто избирает путь изоляционизма, неприятия ценностей глобализации и европеизации. В этом отношении  характерны оценки известного немецкого  политического деятеля Отто Ламбсдорффа: «Российское общество само не решило, чего оно хочет, по какому пути желает идти. Так, сегодня в России существуют рядом друг с другом как самые  прогрессивные, так и реакционнейшие тенденции, рыночное хозяйство и  государственная экономика, свобода  и авторитаризм, прогресс и реакция. Используя старую терминологию, можно  было бы сказать: в России в настоящее  время царит единство противоположностей».

 В связи с этим  РФ и ее экономику ожидает  немало трудностей, смут и неопределенностей.  Наиболее опасные из них могут  быть связаны с обострением  социального недовольства, а также  с территориальными проблемами. Но в принципе у России есть  все предпосылки не только  для экономического роста, но  и для экономического и социального  процветания. И прежде всего  это колоссальные людские, технологические,  производственные и природные  ресурсы: предприимчивые и образованные  люди нового поколения, научно-технический  потенциал в виде большой армии  ученых, многочисленных НИИ и  КБ, внушительного военно-промышленного  комплекса, станочного парка и  т. д. К этому следует также  добавить финансовые ресурсы  и проявленную в последние  годы политическую волю к возрождению  России.

Прогноз экономического развития России. В перспективе до 2015 года можно ожидать достаточно нормального  и качественно улучшенного роста  ВВП и промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста  ВВП до 2015-го составит, скорее всего, порядка 5 %, промышленного производства – несколько меньше (4 %). Некоторое  отставание темпа роста промышленности от темпов роста ВВП характерно для  стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития экономики. Есть основания  полагать, что в экономике России уже начался процесс перехода к постиндустриальной стадии.

 Помимо роста капиталовложений, который сейчас опережает рост  ВВП, со временем должны заработать  такие факторы, как ускорение  научно-технического прогресса,  широкомасштабная предпринимательская  инициатива, форсированный экспорт  готовых изделий, прежде всего  продукции машиностроения. Напомню,  что в своей программе экономического  развития до 2008-го правительство  уже наметило среднегодовой темп  роста ВВП на уровне почти  6 %.

Информация о работе Торгово-экономические отношения России и Японии