Торгово-экономические отношения России и Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей Российско-Японских торгово-экономических отношений.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
Изучить: экономику России и Японии в мировой экономике
динамику экспорта и импорта России и Японии.
Рассмотреть: перспективы сотрудничества России и Японии
экономические проблемы в Японии после землетрясения 11 марта 2011

Содержание

Введение________________________________________________________ 3
Глава1. Становление торгово-экономических отношений России и Японии_ 5
1.1. История торгово-экономических отношений. Этапы развития________ 5
1.2 Правовая база_________________________________________________11
1.3 Экономика России и Японии в мировой экономике_________________ 13
Глава 2. Торгово-экономические отношения России и Японии в современном периоде_________________________________________________________ 21
2.1 Анализ товарооборота России и Японии__________________________ 21
2.2 Динамика экспорта России и Японии_____________________________ 24
2.3. Динамика импорта из Японии в Россию __________________________ 31
2.4 Инвестиционное сотрудничество России и Японии_________________ 33
Глава3 Перспективы сотрудничества России и Японии_________________ 40
3.1 Российско-Японские торгово-экономические отношения в настоящее время___________________________________________________________40
Заключение______________________________________________________44
Список литературы_______________________________________________ 46
Приложения_____________________________________________________ 47

Работа содержит 1 файл

!!!КУРСОВАЯ!!!.docx

— 108.54 Кб (Скачать)

Активное сальдо торгового  баланса страны за это время составило 3 трлн 415 млрд иен (более $42 млрд). Японский экспорт вырос в основном за счет стабильной продажи за рубеж автомобилей  и стальных изделий.

Только в сентябре экспорт  Японии возрос на 14,4% по сравнению с  тем же месяцем 2009 годом.

Поставки товаров в  зону ЕС увеличились более чем  на 11%, в США и Китай — более  чем на 10%.

Напомним, ранее стало  известно, что выход Японии из кризиса  в хозяйственно-экономической сфере  приостановился из-за плохих показателей  экспорта и промышленного производства, а также роста курса иены.

Как было заявлено в ежемесячном  докладе японского правительства  о положении в экономике, опубликованном в середине октября, впервые с  февраля 2009 года кабинет министров  считает, что «в экономике в последнее  время возникла пауза».

Еще в сентябрь утверждалось, что хозяйственный рост в стране набирает силы. Однако и тогда признавалось, что положительные тенденции  могут оказаться под угрозой  из-за резкого подорожания иены. В настоящее время ее курс по отношению  к американскому доллару держится на самой высокой отметке за последние 15 с лишним лет.

Это подрывает конкурентоспособность японских товаров и сокращает доходы компаний страны от операций за рубежом при пересчете в национальную валюту.

В результате, говорится  в докладе за октябрь, японский экспорт  слабеет. До сентября он увеличивался 9 месяцев подряд. Однако сейчас негативные тенденции в экспорте, в первую очередь, в страны Азии, тянут вниз и объем промышленного производства. Он уменьшался в Японии в июне-июле, новые сокращения ожидаются по итогам сентября-октября.

Экспорт автомобилей из Японии в Россию упал в 9 раз

В феврале из Японии в  Россию поставлено всего 4318 новых автомобилей.

В феврале 2009 года на экспорт  из Японии было отправлено 212,1 тыс. автомобилей, что на 64% меньше, чем в январе 2008 года (587,8 тыс.шт.). При этом в Россию в феврале из Японии поставлено всего 4318 новых автомобилей, что в 9 раз  меньше, чем за аналогичный период прошлого года (38888 шт.). Такие данные аналитическое агентство "Автостат" получило в японской ассоциации автопроизводителей (JAMA).

Суммарный импорт легковых автомобилей в Россию в феврале  снизился в 2,8 раза и составил 54779 единиц, против 151,1 тыс. шт. годом ранее.

При этом практически весь объем ввоза (99%) пришелся на новые  автомобили. Импорт подержанных автомобилей  составил всего 325 единиц, что на два  порядка меньше, чем в феврале 2008 года (31,8 тыс. шт.).

По словам директора агентства "Автостат" Сергея Целикова, Россия достаточно быстро теряет экспортный потенциал для Японии. Так если по итогам 2008 года на нашу страну приходилось 8,4% японского экспорта новых автомобилей, то в январе-феврале 2009 года всего  около 3%. В прошлом году Россия находилась на второй позиции по объемам поставок новых автомобилей из Японии, а  сейчас занимает лишь седьмое место.

2.3.Динамика импорта  из Японии в Россию

В 2003-2008 годах импорт из Японии в Россию рос опережающими темпами и отрицательное сальдо торгового баланса в 2008 г. превысило 8 млрд. долл. США. Товарная структура российского импорта из Японии в 2009-2010 гг. (в млн. долл. США) представлена в таблице: Импорт России из Японии в 1 полугодии 2010 г11.

В импорте из Японии преобладает  машинно-техническая продукция, на долю которой за 2009 г. пришлось около 80% (в 2008 г. – 92%) стоимостного объема. При этом около 70% (почти 4 млрд. долл.) совокупного объема поставок этой товарной группы заняли транспортные средства – легковые, грузовые автомобили и автобусы (за 2008 г. - 12,8 млрд. долл. или 54%). Именно на эту группу товаров за рассматриваемый период пришлось наибольшее сокращение российской внешней торговли вследствие кризиса. При сокращении российских закупок в целом на 60% совокупный импорт транспортных средств из Японии снизился на 54%. Умеренно сократился также ввоз в Россию японских электротехнических товаров (почти на 20%).

В то же время физические объемы японского экспорта промышленных и бытовых электрических машин  и оборудования остались практически  на прежнем уровне (279 млн. долл.). Снижение импорта японской химической и фармацевтической продукции, а также шин и покрышек за 2009 год было весьма умеренным (20% и 11,2% соответственно).

В первом полугодии 2010 г. наметилось некоторое восстановление объемов японского экспорта в Россию (на 11,2%), которое, однако, было более вялым, чем с другими торговыми партнерами России (в среднем российский импорт вырос на 32,2%). Наиболее активно восстанавливался импорт японской металлургической, а также химической и фармацевтической продукции (+64,1% и +42,4% соответственно). В то же время поставки в Россию японских шин, покрышек, а также медицинского и точного оптико-механического оборудования и аппаратуры в первом полугодии 2010 г. продолжали снижаться (-9,1% и -7,4% к 1-ому полугодию 2009 г. соответственно).

В период с 2002 по 2008 год в сфере торговли услугами12 между Россией и Японией наблюдалась позитивная динамика, товарооборот увеличился с 532 млн. до 1 миллиарда долларов. Однако динамика этого роста отставала от темпов роста товарооборота услуг России с зарубежными партнерами, в результате чего доля Японии снизилась с 1,4% до 0,8%, и она опустилась с 12 на 28 место в списке основных партнеров России по экспорту-импорту услуг. Кризисные явления в мировой экономике негативно повлияли на российско-японскую торговлю услугами, спад в которой в 2009 году составил 26,4% и оказался более резким, чем в среднем для всех внешнеторговых партнеров России (19,3%). В 2009 – 2010 гг. доля Японии во внешней торговле услугами нашей страны продолжала снижаться и в настоящее время составляет 0,66%. В списке партнеров России по торговле услугами Япония опустилась на 30-ое место.

В 2002-2006 гг. отмечался неуклонный рост экспорта российских услуг в  Японию с 281 до 612 млн. долл. Данная динамика соответствовала развитию российского  экспорта услуг за рубеж в целом, и доля Японии сохранялась примерно на уровне 2%. Тем не менее, в списке потребителей российских услуг позиции  Японии ослабевали: она опустилась с 10 на 13 место в 2006 году. С 2007 г. объем экспорта российских услуг в Японию постоянно сокращается и в 2009 г. составил всего 446 млн. долл. Тенденция сокращения экспорта российских услуг в 2007-2008 годах специфична для российско-японских отношений последних лет и не коррелирует с динамикой развития этой торговли с основными зарубежными партнерами России, которая оставалась положительной в предкризисные годы. Доля Японии в экспорте российских услуг за 2007-2009 гг. сократилась почти вдвое, в рейтинге стран-получателей российских услуг к 2010 г. Япония опустилась на 19 место (в 1-ом кв. 2010 г. – 23-е место)13.

Импорт японских услуг  в Россию непрерывно возрастал с 223 млн. долл. в 2003 году до 498 млн. долл. в 2008 году, а под воздействием кризиса  резко сократился до 291 млн. долл. Как  и в случае с экспортом, общероссийские показатели по импорту услуг росли  стремительнее, поэтому в рейтинге поставщиков услуг для России Япония опустилась с 15-го (2002 г.) на 32-ое (2009 г.) место (по итогам 1-го кв. 2010 г. – 34-ое место).

Экспорт услуг из России в 2002-2006 гг. рос более высокими темпами, чем импорт, баланс торговли услугами в отношениях с Японией для  России традиционно имеет активный характер, хотя в 2008 г. он почти выровнялся. В 2009 году темпы падения экспорта российских услуг в Японию оказались более умеренными, чем импорта, что привело к восстановлению заметного положительного сальдо в торговле услугами с Японией.14





2.4 Инвестиционное  сотрудничество России и Японии

Сахалинские нефтегазовые проекты  продолжают оставаться  крупнейшими  объектами инвестиционного сотрудничества между Россией и Японией. С 1 октября 2005 г. началась промышленная добыча нефти и газа в рамках проекта «Сахалин-1». С завершением строительства нефтяного терминала в порту Де-Кастри в 2006 г. начались отгрузки нефти зарубежным потребителям, в т.ч. и в Японию. Уже заключенными с крупнейшими электроэнергетическими и газовыми компаниями Японии контрактами в рамках проекта «Сахалин-2» предусматривается суммарный ежегодный объем поставок СПГ в количестве 6,5 млн. т (около 8% потребностей японского рынка в этом виде энергоносителя). С декабря 2008 года начались круглогодичные отгрузки нефти в рамках данного проекта из поселка Пригородное на Сахалине. 18 февраля 2009 года в присутствии руководителей России и Японии Д.А.Медведева и Т.Асо прошла торжественная церемония пуска завода по сжижению газа в рамках проекта «Сахалин-2», а в апреле 2009 г. был отгружен первый танкер с сахалинским СПГ. В 2010 г. экспорт СПГ стал второй по значимости статьей российского экспорта в Японию.

Наращивание объема поставок сахалинской нефти на японский рынок  и  появление в структуре российского  экспорта нового товара - сжиженного природного газа - наряду с созданием в рамках сахалинских проектов новых объектов энерготранспортной инфраструктуры и  последовательной реализацией других перспективных проектов в сфере  электроэнергетики, угледобычи, нефте- и газохимии, телекоммуникаций и  транспортной инфраструктуры, в условиях кризиса способствует увеличению двусторонней торговли и придает ей более сбалансированный характер.

К числу перспективных  направлений относится также  сотрудничество в области освоения космоса, информационных технологий и связи, а также охраны окружающей среды, в частности, по реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола.

В сотрудничестве в области  транспорта основные усилия направлены на привлечение дополнительных объемов грузов к транспортировке по Транссибирской железнодорожной магистрали и обеспечение участия японской стороны в проектах модернизации транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке России (строительство новых и расширение действующих терминалов по перевалке внешнеторговых грузов в портах Ванино, Восточный и др.). На решение этих задач направлена, в частности, деятельность межведомственной рабочей группы по российско-японскому сотрудничеству в области транспорта, третье заседание которой состоялось в Москве 7 июня 2010 г.

Начало крупномасштабному  сотрудничеству в области прямых капиталовложений в производственную сферу России было положено принятыми  в 2005-2006 гг. решениями компаний «Тойота» и «Ниссан» об инвестировании 150 млн. долл. США и 200 млн. долл. США соответственно в строительство своих сборочных  предприятий под Санкт-Петербургом. В 2007 г. аналогичные договоренности были достигнуты с японскими компаниями «Исудзу» и «Судзуки». С конца декабря 2007 г. на сборочном предприятии в пос. Шушары под Санкт-Петербургом ведется производство автомобилей марки «Toyota Camry» 6-го поколения, а 30 марта 2009 года подписаны соглашения о строительстве второй очереди этого завода. Открытие завода по производству автомобилей марки «Ниссан» также под Санкт-Петербургом состоялось 3 июня 2009 г. В конце декабря 2007 г. компания «Мицубиси Моторз» подписала соглашение с Минэкономразвития России о создании сборочного производства на территории Калужской области, пуск которого состоялся 23 апреля 2010 года. 2 июня 2010 года в Ярославле завершено строительство завода японской компании «Комацу» по производству дорожно-строительной техники,. Созданное в середине 2007 года первое российско-японское СП «Соллерс»-«Исудзу» по производству в России грузовиков на базе моделей «Исудзу» в конце декабря 2009 г. запустило новое сборочное предприятие в Приморском крае мощностью 15 тыс. автомобилей в год. Российское ОАО «Соллерс» продолжает переговоры с японскими компаниями о возможном расширении сборочных мощностей по производству японских транспортных средств в Приморском крае.

Приход на российский рынок  таких крупных инвесторов способствовал  широкому вовлечению японских компаний в создание на территории России производств  высококачественной промышленной продукции  и в ряде смежных областей: японская компания «Асахи глас» внесла на рассмотрение администрации Ростовской области  проект строительства второго завода по производству листового стекла для  автомобилей, производимых в Российской Федерации, в марте 2010 г. состоялась церемония закладки первого камня в строительство завода по производству автомобильных шин компании «Йокогама раббер» на территории ОЭЗ в Липецкой области. Кроме того, в апреле 2010 г. на российский рынок вышла ведущая японская компания «Уникло», специализирующаяся на розничных продажах одежды, открывшая первый магазин в Москве.

За последние 5 лет приток японских инвестиций неуклонно возрастает. Такая динамика инвестиционной активности Японии в последние годы резко  контрастирует с сокращением  притока в Россию инвестиций из-за рубежа (снизился на 21% по итогам 2009 г.). Хотя по динамике роста прямых иностранных инвестиций в Россию за 2009 год Япония оказалась в числе лидеров, тем не менее, по абсолютной величине японские ПИИ оставались незначительными в общем объеме иностранных инвестиций, поступающих в Россию, и не отвечали потенциалу российско-японского сотрудничества.

Развитие российско-японского  взаимодействия в инвестиционной области  в 2008-2009 годах характеризуется особенно высокими темпами роста15.

Объем накопленных японских инвестиций в российской экономике по состоянию на конец июня 2010 г., превысил 8,6 млрд. долл. (рост в 1,4 раза к аналогичному периоду 2009 г.). С конца 2008 года, когда этот показатель достиг уровня 4 млрд. долл., Япония входит в десятку основных стран-инвесторов в экономику России. По объему накопленных в российской экономике зарубежных инвестиций на конец июня 2010 г. Япония занимает 8-ое место.

Объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Японии на конец июня 2010 г. составил 739 млн. долл., уменьшившись к уровню конца июня 2009 г. на 136 млн. долл. Его большая часть сосредоточена в оптовой торговле (46,7% или 345,6 млн. долл.), производстве транспортных средств и запчастей к ним (21,8% или 161,2 млн. долл.), сфере лесозаготовок и переработки древесины (10,3% или 76,7 млн. долл.),производстве листового стекла (7,5% или 56 млн. долл.),производстве переносных ручных инструментов с механическим приводом (4,4% или 32,3 млн. долл.).

Объем инвестиций, поступивших из Японии в Россию за первую половину 2010 г. составил 538,1 млн. долл., уменьшившись относительно первой половины 2009 года на 30%. В этой связи Япония переместилась с 7-го на 14-ое место в рейтинге ведущих зарубежных инвесторов по поступившим в Россию иностранным инвестициям за первую половину 2010 г.

Объем японских ПИИ, поступивших  за январь-июнь 2010 г., составил 142  млн. долл., превысив прошлогодний уровень на 65%. Доля ПИИ в общем объеме поступивших из Японии капиталовложений составила 26 %.

В целом, официальные статистические данные о поступлении инвестиций из Японии не отражают полностью картину  привлеченных капиталовложений. С учетом высокой степени интернационализации крупных японских компаний финансирование из Японии зачастую проводится через отделения японских фирм в Европе, а в силу специфики участия японских компаний в крупных нефтегазовых проектах на шельфе о. Сахалин (в рамках консорциумов) – через спец. счета операторов проекта в третьих странах.

ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ  И ИНВЕСТИЦИИ

1. Создание японских центров по лизингу спецтехники, строительных кранов, бульдозеров, бетононасосов, заводов по производству бетона, автотранспорта для перевозки кирпича, перевозки сжиженного газа и т.п.

2. Прямые инвестиции в строительство заводов по переработке твёрдых бытовых отходов и мусора.

3. Строительство заводов и совместный бизнес по эксплуатации цементных заводов в 18 субъектах России и в Республике Казахстан.

Информация о работе Торгово-экономические отношения России и Японии