Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Понятие и виды таможенных платежей…………………………………………….6

1.1 Характеристика таможенной пошлины………………………………………..6

1.2 Особенности взимания налога на добавленную стоимость…….…………….8

1.3 Уплата акциза во внешней торговле…………………………………………...9

2. Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей……………………………11

3. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей…...15

Заключение……………………………………………………………………………...18

Список используемой литературы…………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      В ст. 125 ТК регламентирован порядок  возврата излишне уплаченных или  взысканных таможенных платежей. Суммы  излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица в течение одного года с момента уплаты или взыскания таких платежей. При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются. Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей определяется ГТК по согласованию с Министерством финансов РФ.

      На  практике возврат таможенной пошлины  осуществляется чаще всего в случаях  пересчёта сумм таможенных платежей из-за корректировки таможенной стоимости  товара; изменения ставок таможенной пошлины, налогов и сборов; двойного обложения товаров таможенными налогами; несостоявшейся экспортной поставки; предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и др. 

 

       3. Уголовная ответственность за  уклонение от уплаты таможенных  платежей 

      Это деяние впервые было криминализировано  в 1994 г., и с тех пор текст уголовного закона менялся трижды. Однако ст. 194 УК сформулирована излишне абстрактно: в ней почти нет описания признаков основного состава преступления, если не считать указаний на субъект оплаты и крупный размер неуплаты.

      По  своему содержанию эта статья охватывает преступления и в таможенной, и в налоговой сферах. Весьма велик объем правовых норм, восполняющих бланкетность нормы. Это таможенное, налоговое, гражданское, административное и иное законодательство, причем само соотношение и условия применения восполняющих норм во многом спорны.

      Эффективное применение ст. 194 УК РФ, на мой взгляд, требует соблюдения следующих основных условий:

      1) изучения фактических обстоятельств  незаконченности таможенного оформления; обнаружения поддельных документов, связанных с таможенными платежами, явной заниженности таможенных платежей;

      2) необходимости устанавливать: а)  правовой режим перемещаемых  предметов (товаров, автотранспортных  средств) именно применительно  к уплате таможенных платежей; б) правовое и фактическое значение действий субъекта уплаты, т.е. установить, что они являются уклонением в уголовно - правовом смысле, - неправомерны и направлены на отказ от уплаты или уменьшение уплаты; определить размер суммы неуплаченных таможенных платежей; в) умысел субъекта на уклонение от уплаты;

      3) своевременности решения в интересах  государства вопроса о возможности  освобождения от уголовной ответственности  лица по примечанию 2 к ст. 198 УК, если это может лучше защитить  государственные интересы.

      Статья 194 УК РФ для этого установила ответственность лиц, которые хотя законно или с незначительными нарушениями перемещали товары через таможенную границу, не подпадая под признаки субъекта контрабанды и не нарушая интересов национальной безопасности, но, не уплачивая таможенные платежи, нарушали экономические интересы страны. Излишне широкое понимание деяний как контрабанды в ряде случаев может привести к необоснованному обвинению в отмывании денег.

      Предмет уклонения. Он правильно, хотя и неполно, определяется как таможенные платежи. Они взимаются не с любых товаров и иных предметов. В соответствии со ст. ст. 20, 21 Таможенного кодекса РФ может быть запрещен либо ограничен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств по соображениям государственной безопасности, защиты общественного порядка, экономической политики и иным. Запрещенные к ввозу и вывозу товары и транспортные средства подлежат немедленному вывозу за пределы РФ либо возврату на территорию РФ, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств.

      Таможенные  же платежи взимаются с товаров  и транспортных средств, не запрещенных  к ввозу и вывозу и не подпадающих  полностью или частично под ограничения  на ввоз и вывоз. Поэтому предмет  уклонения от уплаты таможенных платежей распространяется только на таможенные платежи и соответственно товары и транспортные средства, разрешенные к ввозу и вывозу при условии уплаты этих платежей. [8]

      Разрешенные к ввозу и вывозу товары и транспортные средства, являясь предметом уклонения от уплаты таможенных платежей, по общему правилу не являются предметом контрабанды. Эта позиция опирается как на предписания Таможенного кодекса, разграничивающего перемещаемые предметы по их правовому положению, так и на решение законодателя о выделении ч. 2 ст. 188 УК РФ (по признаку предмета преступления), что позволило наиболее четко выразить основной объект посягательства контрабанды - национальную безопасность страны, ее политические, международные и иные интересы.

      Таким образом, предмет посягательства отграничивает уклонение от уплаты таможенных платежей от контрабанды.

      Уклонение как признак объективной стороны. Здесь нужно отличать такое уклонение  от неуплаты задолженности по таможенным платежам и от контрабанды. Для этого должна быть установлена направленность действий (бездействия) субъекта и их правовая природа. В литературе правильно указано, что "уклонение от уплаты таможенных платежей может выразиться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера".1Автор продолжает перечисление этих действий. Здесь важно, что хотя эти действия и совпадают в своем физическом выражении с недостоверным декларированием, как оно понимается в ст. 188 УК РФ, все же с правовых позиций представляют собой способы уклонения от уплаты таможенных платежей. Эти действия осуществляются именно для неуплаты таможенных платежей, но вовсе не предназначены для собственно перемещения предметов, которое является правомерным, но требующим последующей уплаты таможенных платежей. Поэтому квалификация уклонения от уплаты таможенных платежей требует установления направленности нарушений на то, чтобы полностью или частично избежать начисления таможенных платежей и соответственно их уплаты либо избежать собственно уплаты таможенных платежей.

      В то же время контрабанда требует  направленности нарушений процедур таможенного контроля непосредственно  на перемещение предметов, могущих  в противном случае быть не разрешенными к ввозу или вывозу.

      Субъект уплаты таможенных платежей, как это  происходит и с налоговыми платежами, нередко стремится к законной минимизации таможенных и налоговых платежей. Возможно, при этом он неверно оценивает юридическую природу совершенных им сделок, режим перемещаемого имущества, свои обязанности в отношении декларирования товаров и т.п. Это подтверждается большим количеством дел о спорах между юридическими лицами и таможенными органами, которые рассматриваются в арбитражных судах, причем значительная часть исков налогоплательщиков, в том числе плательщиков таможенных платежей, арбитражными судами удовлетворяется. Поэтому в таких случаях не стоит оказывать ненужное воздействие на хозяйствующих субъектов, чтобы не расходовать понапрасну ресурс правоохранительных органов, их силы и средства.

      В этом смысле было бы правильно разграничивать действия по уклонению от уплаты таможенных платежей, могущие образовать при наличии указанных условий состав данного преступления, и действия, которые, будучи, возможно, неправомерными, образуют предмет спора, решаемого в судебном порядке. Это трудная проблема, и можно лишь посоветовать шире использовать помощь специалистов в области таможенного дела, могущих дать объективную правовую оценку положения. 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Таким образом, таможенные платежи – таможенная пошлина, налоги, сборы и другие платежи взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ.

      Таможенная  пошлина – обязательный взнос, либо вид таможенного платежа.

      НДС – косвенный налог, уплачиваемый конечным потребителем при покупке  товаров и услуг, а также вид  таможенного платежа, взимаемого таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и перечисляемого в доход федерального бюджета.

      Акцизы  – косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции) или тариф  и оплачиваемые покупателем.

      Таможенные  сборы - постоянные и временные взносы лицензионные, марочные, за оформление и хранение товаров и т.д., взимаемые в установленном порядке в национальной и (или) иностранной валюте, наряду с таможенными пошлинами и др. платежами.

      Таможенные  платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством.

      Лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, несёт ответственность  перед таможенными органами за правильное исчисление и своевременную уплату таможенных платежей.

      Таможенные  платежи уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации

      В исключительных случаях таможенным органом может быть предоставлена  отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины и налогов, относящихся  к товарам.

      Таможенные  платежи уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров, и т.д.

      Правовая  база таможенных платежей состоит из внутреннего таможенного законодательства и международно–правовых договоров  и соглашений с участием России, касающихся таможенных вопросов.

      В случае возникновения противоречия между нормой внутреннего законодательства и предписанием, установленным в  международном договоре, будет действовать  международно-правовая норма.

      Нормативно  – правовая база таможенно–тарифного  регулирования в России имеет ряд особенностей, в частности:

      - нестабильность и недостаточно  высокий уровень систематизации;

      - значительный удельный вес подзаконных  актов, прежде всего издаваемых  ГТК РФ;

      - должностные лица таможенных  органов наделены значительными  дискреционными полномочиями, реализуемыми ими по собственному усмотрению.

      Поэтому особую актуальность приобретает проблема информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенно – тарифного  регулирования.[22]

      Обеспечение их информацией о причинах принятого таможенными органами решения, его действия или бездействия и консультирование по вопросам таможенного законодательства представляют собой важную юридическую гарантию защиты лица, выступающего субъектом таможенных правоотношений, от возможных проявлений административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов. 

 

       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Федеральный Закон от 21.05.1993 №5003–1 (ред. от 03.12.2008) «О таможенном тарифе» (с изм. и доп. от 09.01.2009);
  2. Федеральный закон РФ от 14.02.98. № 29 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах»».
  3. Федеральный закон от 06.01.99. № 10 – ФЗ «О внесении дополнений в отдельные законы РФ о налогах».
  4. Налоговый кодекс РФ 2 часть №117-ФЗ в ред. от 30.12.2008 г. (принят ГД ФС РФ 19.07.2000, с изм. и доп. от 01.01.2009 г.);
 
  1. Таможенный  Кодекс Российской Федерации. №.61-ФЗ в  ред. от 28.03.2003 г., (принят ГД ФС РФ 25.04.2003, с изм. и доп. от 01.10.2009 г.);
  2. Методические указания «О порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса РФ, относящихся к таможенным платежам», Приложение к распоряжению ГТК России от 27.11.2003 647-р (в ред. расп. ГТК РФ от 28.07.2004 №355-р);
  3. Журнал «Бухгалтерский учёт» 1998 г., № 2,3,4,5,6,7. «Правовое регулирование таможенных платежей. А.Н. Козырин».
  4. А. Жалинский . Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей»//"Законность" № 1, 2001 г.
  5. Бакаева О.Ю. Таможенное право: Учебник. М. – 2005;
  6. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное Право. М. – 2006;
  7. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне. Практическое пособие. Под общей ред. В.В. Карпова.
  8. Жуковец В.Ю., Таможенное право в вопросах и ответах. М. – 2005;
  9. Злобин И.Я., Мячин А.Н. Таможенное право. Курс лекций. СПб. – 2006;
  10. Милюков Н.В. Таможенная пошлина. М. – 2004;
  11. Основы таможенного дела. Под общей ред. В.Г. Драганова.
  12. Практика таможенного регулирования. Ю.М. Петров, И.В. Кудрявцева.
  13. Романова Е.В. Таможенные платежи. СПб. – 2005;
  14. Рассолов М.М., Эриашвили Н.Д. Таможенное право, 4-е издание: Учебник. М. – 2008;
  15. Свинухов В.Г. Таможенное дело. М. – 2005;
  16. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. М. – 2004;
  17. Таможня. Вопросы – ответы. Справочно – методическое пособие.
  18. Таможенное право. Учебник. Отв. Ред. Габричидзе Б.Н.
  19. Чипуренко Е.В. Уплата НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации // Налоговый вестник. 2004.

Информация о работе Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей