Управление качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Проблема качества и, следовательно, конкурентоспособности является определяющей в промышленном развитии стран мира. Она имеет глобальный характер, так как, с одной стороны, определяет многие аспекты экономической и социальной политики стран, а с другой — касается интересов всех их граждан, выступающих в роли потребителей.

Работа содержит 1 файл

курсовая по товароведению..doc

— 181.00 Кб (Скачать)

В практике управления качеством наиболее широко используются два основных канала «обратной связи»:

обратная связь для  корректировки и улучшения товара при сопоставлении его с аналогичными товарами других производителей.

сбор данных и интерпретация ожиданий потребителей, проводимых по особым каналам, которые обычно курируют отделы сбыта и маркетинга

Если руководитель компании не проникся необходимостью ТQМ для успеха в конкурентной борьбе за потребителя, то, как показывает мировая практика, «борьба за качество» останется только лозунгом. Руководитель должен включать аспекты качества в цели компании и поддерживать ее деятельность финансированием качества, моральными стимулами и возможностями ресурсов руководства. Руководитель должен принимать также активное участие в улучшении процесса.

  Весь персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции ТQМ персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала.

Удовлетворение потребителя  качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время, как отмечалось, качество продукта является результатом качества процессов, выход которых он осуществляет (качество процесса равно качеству результатов). Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель/поставщик должен обеспечить соответствующее качество самого процесса.

Что такое «процесс» в теории управления качеством?

Под процессом в TQM понимается не только процесс производства продукта. Существует две точки зрения на то, что представляет собой процесс:

процесс — это организация ресурсов

процесс — это организованная деятельность.

ТQМ исходит из второго определения, рассматривая процесс как любую организованную деятельность, спланированную генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса.

На какие виды можно разделить процессы?

Процессы в любой компании по своей сущности могут быть трех видов:

1.Индивидуальный процесс, выполняемый отдельными индивидами функциональный, или вертикальный процесс, отражающий деятельность компании по вертикали и соответствующий ее структуре взаимодействия руководителей, отделов, подразделений и служащих компании;

2.Деловой (business process) или горизонтальный процесс, который пересекает по горизонтали деятельность компании и представляет собой совокупность взаимосвязанных интегрированных процессов.

Необходимо иметь в виду, что современная концепция управления качеством — это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, сфере услуг и других областях. Не смотря на всё выше перечисленное, при внедрении концепции «Всеобщего управления качеством» возникают проблемы в сфере управления персоналом. Любая организация, решившая заняться совершенствованием качества, сталкивается, как минимум, с четырьмя препятствиями:

- Сопротивление персонала нововведениям

-Ограниченное понимание менеджерами разных уровней взаимосвязи качества продукции с эффективностью деятельности организации

- Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию или очередной новомодной кампании

- Придание совершенствованию качества статуса не управленческого, а статистического мероприятия.

Внедрение процедур повышения  качества зачастую требует коренного  изменения корпоративной культуры. Особое внимание при этом необходимо уделить менеджерам среднего звена, их квалификации и приверженности концепции ТQМ. Именно от этого управленческого уровня зависит, удастся или нет вовлечь рядовых сотрудников организации в процессы всестороннего совершенствования производства и контроля качества, внедрить в сознание рядовых работников понимание обратной связи между уровнем качества и уровнем затрат.

2.3. Японская, российская  и европейская - модели  управления  качеством.

         1. Японская модель

    В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным.

 В Японии была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников.

Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:

  • Узнать запросы потребителей
  • Узнать, что будут покупать потребители
  • Определить затраты, необходимые для достижения качества
  • Предупредить возможные дефекты и претензии
  • Предусмотреть корректирующие воздействие
  • Исключить необходимость проверки

Особенности японской модели управления качеством по сравнению с другими странами.

В 1967 г на 7-м Симпозиуме по управлению качеством были названы 6 особенностей японской модели управления качеством:

- Участие всех звеньев в управлении качеством

- Подготовка кадров и обучение методам качества

- Деятельность кружков качества

- Инспектирование деятельности по управлению

- Использование статистических методов

- Общенациональные программы по управлению качеством

 

В Японии были разработаны и применены свои инструменты управления качеством. Сегодня всем хорошо известны эти «семь инструментов» 8:

  1. Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы
  2. Использование статистических методов контроля над качеством
  3. Создание системы мотивации
  4. Поощрение обучения, повышения квалификации
  5. Организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления
  6. Создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы
  7. Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.

В японских системах управления качеством впервые была использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип будущей концепции ТQМ — ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей. Японские модели управления качеством:

    • Кружки качества (Quality Сircle)
    • Программа «ПЯТИ НУЛЕЙ»
    • Система JIT (Just-In-Time)
    • Система КАНБАН

Рассмотрим наиболее важную модель  управления качеством:

Кружки качества

Профессор Каору Исикава, один из коллег знаменитого Деминга, предложил идею создания знаменитых Кружков качества (QС). Первоначальной целью таких кружков было обучение персонала японских компаний статистическим методам контроля. Такое обучение стало проводиться в японских компаниях в 60х годах для вовлечения сотрудников в работу по совершенствованию качества.

Сегодняшние Кружки качества в Японии — это добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Обычно такие кружки имеют свои девизы («Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и т. п.) и действуют на основе следующих принципов:

- добровольности участия

- регулярности собраний

- конкретности решаемых проблем

- выявления, изучения и оценки проблем качества в ходе обсуждения.

Кружки качества очень  популярны в Японии: первый кружок был зарегистрирован в 1962 г., к началу 1965 г. в Японии было 3700 кружков, а в настоящее время их насчитывается более 300 тысяч.

2. Европейские подходы к управлению качеством.

Каждая компания по-своему уникальна. Методика, предложенная Европейским  фондом управления качеством (European Foundation for Quality Management), предлагает структурированное  множество критериев управления качеством, которые могут эффективно применяться для совершенствования деятельности любой компании или ее подразделения.

Методика ЕFQМ используется при проведении конкурса на присуждение Европейской Премии Качества и преследует следующие цели 9:

- удовлетворение потребностей клиентов

- удовлетворение интересов персонала

- влияние на общество

Одной из основных задач ЕFQМ является содействие компаниям в совершенствовании их деятельности.

Методика ЕFQМ для  развития бизнеса представляет собой гибкую структуру, которая может быть реализована различными способами. Главное, чтобы используемый метод опирался на основные положения модели ЕFQМ, описание которых приводится ниже.

Модель EFQM базируется на следующих положениях:

В центре внимания — клиент; сотрудничество с поставщиками; повышение квалификации и участия персонала; процессы и факты; непрерывное совершенствование и новаторство; руководство и последовательность в достижении целей; взаимная ответственность; распределение результатов.

Каждый из девяти элементов, лежащих в основе модели ЕFQМ, представляет собой критерий, который можно использовать для оценивания прогресса, достигнутого компанией на пути развития бизнеса.

Множество критериев  ЕFQМ можно разбить на две группы:

  • Предпринимаемые усилия.
  • Результаты.

Критерии из группы «Предпринимаемые усилия» позволяют оценить как компания решает те или иные проблемы. Критерии распадаются на составляющие части, каждая из которых соответствует определенной проблеме. Каждая составляющая должна относиться к некоторой конкретной области деятельности компании. Каждая составляющая сопровождается списком соответствующих областей деятельности. Необходимо рассмотреть лишь те области, которые соответствуют профилю компании. Допускается ввод новых областей.

В конечном счете, компания сама устанавливает список областей, соответствующих профилю ее деятельности.

Критерии из группы «Результаты» позволяют оценить, чего достигла или собирается достичь компания.

Каждый критерий из этой группы должен относиться к конкретной области деятельности, обеспечивая информацию о:

реальных результатах, достигнутых компанией 

целях, которые компания перед собой поставила а также, по мере возможности, о:

результатах, которых  достигли конкуренты

результатах, которых  достигли ведущие компании аналогичного профиля

Представляемые результаты должны содержать как мнения и всевозможные отчетные, так и конкретные показатели деятельности компании. Надежность и достоверность собранной информации должна тщательно обсуждаться. 2.5. 3. Российский опыт управления качеством.

Говоря о передовом опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить об отечественной практике совершенствования качества.

 - Концепции повышения качества существовали в нашей стране:

- Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)

- Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)

  - Концепция НОРМ

-Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)

Рассмотрим некоторые  из этих концепций:

 

БИП — это концепция бездефектной работы, которая нашла свое отражение в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции, внедрённой на предприятиях Саратовской области в 1955 г 10. В основу этой системы был положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После повторного предъявления продукции рабочий лишался премии.

Неотвратимость наказания  заставляла рабочего строже соблюдать  технологическую дисциплину и предъявлять претензии мастеру, инструментальной службе, службе главного механика, если причиной дефекта были некачественные материалы, инструмент или оборудование.

  КАНАРСПИ - система, которая была внедрена на Горьковском авиационном заводе. Признанная лучшей в стране, система базировалась на следующих принципах: универсальность (возможность использования в других отраслях промышленности); комплексное обеспечение качества продукции; проведение исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие опытно-конструкторских служб предприятия; организация всестороннего учета качества выпускаемой продукции; концентрация внимания на качестве продукции на стадии ее разработки; привлечение к совершенствованию продукции потребителей. Можно также выделить  недостатки отечественных систем управления качеством.

Информация о работе Управление качеством