Валютная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются валютные отношения России в период рыночных преобразований и роста внешней открытости национального хозяйства, направленность и средства проведения валютной политики на различных этапах экономической трансформации, возможные пути решения насущных проблем в валютной сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. ………….3
1. СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ЦЕЛИ
1.1. Понятие валютной политики ………………………………………………..6
1.2. Цель, как определяющий фактор типа валютной политики ……………8
2. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РОССИИ
2.1. Становление валютной политики России и ее цели в период с 1990
по 2004 гг. ………………………………………………………………………..14
2.2. Целевые ориентиры валютной политики
России в 2005- 2010 гг. ………………………………………………………….21
3. КОРРЕКТИРОВКА ЦЕЛЕЙ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ……………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………... ……………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)
align="justify">    Япония  с 1964 г. - член ОЭСР. Однако обменный курс иены, принятый в 1949 г., был сильно завышен  и оставался таким примерно до середины 60-х гг. В 1970 - 1971 гг. покупка  валютной выручки спровоцировала сильную инфляцию на внутреннем рынке. Япония отказалась от фиксированного курса валют только в 1971 г., после того как американская администрация Никсона отказалась от золотого паритета доллара. Тем не менее участие иены в международном обороте очень невелико. Доля внешнеторговых сделок Японии, деноминированных в иенах, составляла в 2000 г. 36% в экспорте и 35% в импорте. Ограниченное участие иены в обслуживании внешнеэкономических расчетов объясняется тем, что долларовые контракты гасят валютные риски. В настоящее время курс иены к доллару зависит не только от состояния платежного баланса, но и от соотношения процентных ставок в Японии и США [16, c.386].

    Как видно из приведенных примеров, валютные ограничения выступают одним  из элементов валютного регулирования государства.

    Значительное  ограничение права государств устанавливать  валютный контроль предусматривают  соответствующие статьи Международного валютного фонда. Оно, однако, касается только валютного контроля текущих  операций. Большинство стран - членов МВФ резервировали право, согласно ст. XIV, "поддерживать и адаптировать" механизм валютного контроля с вступлением в МВФ. Статья МВФ предусматривает относительно незначительную защиту для иностранных инвесторов [20].

    Анализ  основных принципов, в соответствии с которыми обмениваются валюты, и факторов, определяющих динамику валютных курсов, показывает, что через систему валютных отношений достигается динамическое равновесие внутренней экономики в системе мирохозяйственных связей.

    Формирование валютной политики государства как инструмента регулирования данного равновесия в значительной степени зависит от установленного режима валютных курсов. В зависимости от того, установлен в той или иной стране режим фиксированных или плавающих курсов, будет применяться различный набор экономических рычагов восстановления нарушенного равновесия.

    При фиксированном курсе должны проводиться  изменения во внутренней экономике  с тем, чтобы при существующем валютном курсе устранить внешний  дисбаланс. Например, при дефиците платежного баланса необходимо за счет продажи валютных резервов сокращать денежную массу, ужесточать денежно-кредитную политику со всеми вытекающими дефляционными последствиями до тех пор, пока спрос на национальную валюту не восстановится.

    При плавающем курсе возможна другая крайность. Валютный курс под воздействием краткосрочных (спекулятивных) факторов может переоценить макроэкономическую несбалансированность экономики, что может повлечь за собой нежелательные структурные изменения.

    Интервенции центральных банков на валютных рынках и активное применение различных денежно-кредитных рычагов в целях воздействия на макроэкономические показатели развития экономики позволяют говорить о том, что в настоящее время ни тот, ни другой режим валютных курсов в чистом виде практически не существуют, хотя эволюция международной валютной системы в целом шла в направлении от режима фиксированных валютных курсов к плавающим [18, c.17].

    Курс  по паритету покупательной способности  является идеальным курсом обмена валют, рассчитанным как средневзвешенное соотношение цен для стандартной корзины промышленных, потребительских товаров и услуг двух стран. В идеальной модели формирования курса на основе только цен торговли двух стран друг с другом реальный валютный курс был бы равен курсу по паритету покупательной способности.

    В соответствии с методикой МВФ различают два вида режимов валютных курсов – плавающий и фиксированный [18, c.36].

    Плавающий валютный курс это курс, свободно изменяющийся под влиянием спроса и предложения, на который государство может при определенных обстоятельствах оказывать воздействие путем валютных интервенций.

    Экспорт товаров и услуг порождает  предложение валюты внутри страны (в  России, например, экспортеры обязаны  продавать половину валютной выручки). В свою очередь, импортеры для закупок иностранных товаров и население в качестве сбережений создают спрос на валюту. Баланс спроса и предложения формирует обменный курс валюты. Дисбаланс спроса и предложения компенсируется интервенцией ЦБ, что сказывается на величине золотовалютных резервов страны.

    Механизмы курсообразования при плавающем  валютном курсе делятся на “чистое  плавание” и “грязное плавание”. “Чистое плавание” – курсообразование без вмешательства центрального банка на валютном рынке. “Грязное плавание” – курсообразование при активных интеревенциях ЦБ на валютном рынке [15, c.62].

      Сейчас Банк России вновь возобновил  интервенции в поддержку американской  валюты и затормозил ее ослабление. Он показал валютному рынку,  что не собирается бросать его на произвол судьбы. Тем не менее дилеры коммерческих банков дружно утверждают, что это лишь временная разрядка напряженности и снижение курса доллара продолжится. Причем уровень, по достижении которого можно будет говорить о рыночном равновесии, пока не просматривается. В качестве условного ориентира специалисты называют цифру 31,00 руб./долл. Но она, скорее всего, играет роль психологической, а никак не экономической границы [9, c.91].

    Для определения обменного курса  при плавающем валютном режиме часто используют паритет покупательной способности. Паритет покупательной способности – расчетный обменный курс, при котором каждая валюта обладает абсолютно одинаковой покупательной способностью в ее стране. Это значит, что если в одной стране стандартный набор продуктов и услуг (потребительская корзина) стоит сто рублей, а в другой стране точно такая же потребительская корзина стоит 10 долларов, то паритет соответствует обменному курсу 10 рублей за один доллар. Однако валютный курс в действительности может отклоняться от паритета в ту или другую сторону в зависимости от многих причин, например, таких как неравномерность спроса и предложения, инфляционные ожидания населения, воздействие значительных выбросов или скупок валюты и т.п.

      В целом, по итогам первой главы курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

    Валютная  политика государства является составной  частью макроэкономической политики и  представляет собой совокупность мер  государственного регулирования, направленных на достижение баланса мировой валютной системы и национальной валютной системы. 
 
 

 

     2. ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РОССИИ

    2.1. Становление валютной политики России и ее цели в период с 1990 по 2004 гг.  

    Отказ от валютной монополии в 1991 г. и переход  к рыночным методам управления экономикой внесли коренные изменения в регулирование валютной сферы. Однако переход от административных к рыночным методам был сделан слишком стремительно, без подготовки необходимой нормативной базы, регулирующей операции в этой важнейшей области. Поэтому устранение государственной валютной монополии и либерализация валютного законодательства имели также отрицательные последствия, которые сказываются по сей день.

          Важной вехой в  валютной политике стал «Меморандум  об экономической политике российской федерации», направленный весной 1992 г. правительством и Центральным банком в МВФ. Он заслуживает особого внимания, т.к. в нём содержатся основы идеологии российских либеральных реформ, того экономического курса, которому руководство России, в принципе, следует до сих пор. В этом объемистом документе была сформулирована программа правительства на 1992 г. Было заявлено, что целями программы является «резкое снижение темпов инфляции к концу 1992г. и максимально возможное противодействие падению производства. Кроме того, предполагается добиться коренного улучшения внешнеэкономического положения. Это послужило бы основой для получения внешней помощи и притока прямых иностранных инвестиций, необходимых для перестройки экономики» [8, c. 298].

          Меморандум, фактически написанный под диктовку МВФ в надежде на получение кредитов для проведения «шоковой» терапии, служил заверением в том, что Россия будет ее проводить по канонам Фонда.

          Следует отметить, что  программа была основана на трех главных  постулатах «Вашингтонского консенсуса»: дерегулировании экономики, приватизации и рестриктивной бюджетной и монетарной политике.

          В области валютной политики правительство хотело как  можно скорее ввести единый фиксированный  курс рубля, который стал бы играть роль номинального якоря как средства экономической стабилизации. Намерение в короткий срок ввести единый фиксированный курс рубля не было осуществлено.

          Вопреки целям, которые  содержались в Меморандуме, в  середине 1992г. был введен режим «плавающего» курса рубля. В то же время свободное курсообразование стало применяться по всем валютным операциям. Курс Центрального банка устанавливался на основе спроса и предложения на валютном рынке. Этот курс создавал видимость системы единого валютного курса. В действительности, в отдельных сегментах валютного оборота (биржевом, межбанковском и при купле-продаже наличной валюты) применялись различные курсовые соотношения рубля и иностранной валюты. В этих условиях курс рубля не мог служить средством проведения эффективной валютной политики, т.е. способствовать решению таких задач, как стимулирование роста экономики и занятости, поддержание стабильности платежного баланса, повышение конкурентоспособности экспорта, увеличение валютных резервов, приобретение валюты, необходимой для выполнения международных обязательств, привлечение иностранного капитала. Необходимо отметить, что новый курсовой режим привёл к быстрому обесценению рубля и росту инфляции.

          В период формирования валютного режима, весной 1992 г. была фактически введена так называемая внутренняя конвертируемость рубля, открывшая свободный доступ наличной иностранной валюте во внутренний платежный оборот. Это было стартом широкой «долларизации» российской экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями [7, c. 123].

          Новый валютный режим  был юридически закреплен в Законе Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. Дух и буква этого Закона отражали главную направленность экономической политики в целом и валютной, в частности. Она состояла в том, чтобы исключить участие государства в операциях с иностранной валютой, открыть широкие возможности для стихийной деятельности российского частного бизнеса в этой области.

          В Законе подтверждались право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности и его защита государством наряду с правом собственности на другие объекты.

          Закон закрепил принципы децентрализации осуществления  валютных операций, проведение текущих  операций резидентами без ограничений.

          В Законе сказано, что  Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования. Главная особенность этого регулирования заключалась в том, что оно было направлено на форсированное придание валютной системе рыночного характера.

          Правительство оставляло  за собой право определять порядок формирования государственных валютных резервов, а также порядок обязательной продажи поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке страны.

          На Центральный  банк возлагались такие задачи, как  определение сферы и порядка обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, установление общих правил выдачи лицензий уполномоченным коммерческим банкам и иным кредитным учреждениям на проведение валютных операций и предоставление таких лицензий, определение случаев и условий открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами страны, установление порядка ввоза и вывоза национальной и иностранной валюты, осуществление резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и рублями.

          Необходимо обратить внимание на то, что установленный валютный режим позволял уполномоченным банкам беспрепятственно и в любых суммах закупать валюту за границей.

    Дальнейшими шагами в области валютной либерализации  были присоединение России к ст.VIII Устава МВФ (июнь 1996 г.), т.е. формальное введение конвертируемости рубля по текущим операциям для резидентов и нерезидентов, и меры, обеспечивающие более свободное трансграничное движение капитала.

          Введение внутренней конвертируемости рубля и присоединение  к указанной статье Устава МВФ не укрепили положение рубля в России и за рубежом, поскольку эти меры были приняты в условиях отсталой экономики и неразвитой денежно-кредитной и финансовой систем. Эти шаги явились продолжением политики «шоковой» терапии, которая носила деструктивный характер. В результате такой валютной либерализации государство превратилось в пассивного наблюдателя бесконтрольного расхищения материальных и финансовых ресурсов, роста инфляции, безработицы, падения жизненного уровня граждан.

Информация о работе Валютная политика государства