Защита интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение темы «защита интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект» как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические подходы к защите интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект;
2.Выявить основную проблему защиты интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект в современных условиях;
3.Обозначить тенденции развития тематики «защита интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие и виды интеллектуальной собственности…………………….….6
1.2.Интеллектуальная собственность как объект охраны
по российскому законодательству………………………………………..…….11
1.2.Международное законодательство об охране
интеллектуальной собственности………………………………………………16

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1.Защита интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России……………………………………………………………...…..20
2.2.Экономический аспект защиты интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России…………………………………...24
2.3. Проблемы защиты интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой в преддверии вступлении России во Всемирную торговую организацию, и пути их разрешения……………………………….............................................................28

Заключение……………………………………………………..……………….32
Список литературы………………………………………………………….....34

Работа содержит 1 файл

ЭТД РАБОТА.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

СССР, а затем и его преемница Российская Федерация подписали ряд международных документов, имеющих ключевое значение для развития института интеллектуальной собственности в нашей стране, а также соглашений, регулирующих вопросы охраны интеллектуальной собственности. [21.с.159]

В области международного законодательства по взаимной охране прав авторов существует две основных конвенции, объединяющих большинство цивилизованных стран мира: Бернская конвенция (Бернский Союз) об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 году [22.с.13], и Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция), принятая в первой редакции в 1952 году.

Российская Федерация является участницей обеих конвенций. В Женевской конвенции Россия, в качестве правопреемника СССР, состоит с 27 мая 1973 года (в редакции 1952 г.) и с 9 марта 1995 года (в редакции 1971 г.). К Бернской конвенции Российская Федерация присоединилась 13 марта 1995 года. [22.с.14]

Также Россия является участницей Конвенции  об охране интересов производителей фонограмм с 13 марта 1995 года и Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники с 27 мая 1974 года. [27]

Немаловажен также факт, что еще 14 июля 1967 года СССР присоединился к Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (WIPO). [12.с.38]

Но Россия не присоединилась к Конвенции по защите прав исполнителей (Римской конвенции 1961 года). Причиной этого является, видимо, тот факт, что в России до сих пор нет, как не было и в Советском Союзе, полноценно работающих обществ, которые защищают смежные права (права исполнителей). Ведь одним из главных условий присоединения к тому или иному международному договору является обязанность придерживаться его положений и быть к тому способным, т.е. иметь соответствующие законодательные и социальные механизмы. Смысл учреждения международных правовых конвенций и союзов в том, чтобы взаимно обязать страны-участницы соблюдать во внутреннем законодательстве одни и те же нормы, установленные международным договором. Так, например, по российской конституции международные договоры России имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству. Если нормы местного закона и международного соглашения России противоречат друг другу, то применяются нормы международного соглашения. [12.с.40]

Страны СНГ подписали Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав. Москва, 24 сентября 1993 г.

Следует заметить, что  условия членства во Всемирной Торговой Организации требуют больших сроков и объемов охраны интеллектуальной собственности, авторских прав в том числе. Поэтому планируется, что в России срок охраны авторских прав должен быть увеличен до 70 лет после смерти автора. Сейчас ведется работа по изменению сроков до 70 лет (в настоящее время 50 лет). [12.с.39]

Таким образом, России предстоит  еще большая работа по приведению в соответствие действующего законодательства в данной области с международными правовыми нормами и ратификация некоторых конвенций.

 

 

 

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ  И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

2.1. Защита интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России

 

Для России проблема борьбы с “интеллектуальной контрабандой”  стала актуальной в последнее  время. С переходом на рыночные отношения, либерализацией внешней торговли на российский рынок широким потоком хлынули пищевые продукты и промышленные товары, незаконно маркированные товарными знаками ведущих мировых производителей, а также контрафактная аудио- и видео- продукция. Безусловно, основную роль в пресечении таких нарушений должны играть правоохранительные органы.

В последнее время  активизировалась работа по совершенствованию  российской нормативно-правовой базы по защите интеллектуальной собственности. В 1996 г. был принят УК РФ, устанавливающий  серьёзные наказания за коммерческое пиратство, предусмотрены новые административные санкции. Кроме того, МВД России, ГТК России, ГАК России, Федеральная служба налоговой полиции РФ подписали межведомственный документ, направленный на обеспечение охраны интеллектуальной собственности. Также существует значительный резерв совершенствования механизма обеспечения защиты исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности. Один из важнейших эффективных способов такой защиты — осуществление таможенного контроля над перемещением объектов интеллектуальной собственности.

К концу июля 2008 в таможенный реестр включено 488 товарных знаков. На уровень развитых стран, где под таможенной защитой находятся тысячи товарных знаков, ФТС выйдет через несколько лет. Если говорить о практических результатах, то в 2009 году таможенными органами заведено 154 дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности при перемещении через таможенную границу РФ, а в первом полугодии 2010 года - 158. Таким образом, количество дел возросло практически вдвое.

Основные товары, задержанные  по делам о незаконном использовании  товарных знаков, - это алкогольная  и пищевая продукция, спортивная одежда и обувь, парфюмерия, а по делам, связанным с нарушениями  авторских и смежных прав, - видеокассеты, CD и DVD-диски. Впрочем, практика показывает, что подделывают всё: от жвачки и зажигалок до запчастей к автомобилям и самолетам.

Работа таможенных органов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности набирает обороты: В полном масштабе ФТС занялась этим вопросом лишь в начале 2004 года. Сегодня важно правильно расставить силы, чтобы принимать юридически грамотные решения.

О том, какое значение в ФТС России придают проблеме защиты прав интеллектуальной собственности, говорит тот факт, что спустя всего неделю после заседания Консультативного совета состоялась встреча заместителя руководителя ФТС Леонида Лозбенко с представителями деловых кругов, посвященная этой же теме. Во встрече приняли участие представители около 80 иностранных компаний. [27]

Начальник отдела Главного управления товарной номенклатуры и  торговых ограничений ФТС Сергей Шурыгин отметил, что регистрация  товарного знака в таможенном реестре дает высокий профилактический эффект. Данные реестра открыты, они  публикуются в официальных изданиях ФТС, размещены на сайте ФТС, на информационных стендах в таможнях и на таможенных постах. Все это привело к тому, что в легальном товарообороте резко снизился ввоз контрафактной продукции, которая маркируется зарегистрированными товарными знаками. Потенциальные нарушители либо отказываются от незаконного бизнеса, либо переключаются на незащищенные бренды, либо разрабатывают черные, контрабандные схемы поставок. [27]

Роль правообладателей не ограничивается включением товарных знаков в реестр. Участники рынка должны вести мониторинг, отслеживать движения своего товара, реагировать на сигналы таможни. Если же интересы правообладателя представляют посредники, которые систематически не отвечают на запросы таможенных органов, то вполне реальна угроза исключения из реестра.

Большой объём контрафактных  поддельных товаров на российском рынке составляют ввозимые из-за рубежа. Из Болгарии, Польши, Турции, Италии, Марокко, Китая доставляют пищевые продукты и промышленные товары, незаконно маркированные товарными знаками ведущих производителей, контрафактная аудио и видеопродукция. Как правило, такая продукция произведена из некачественного сырья, а порой просто непригодна к употреблению, что подрывает здоровье населения, престиж известных товарных знаков.

Международная практика свидетельствует, что значительную роль в защите авторских прав, прав владельцев товарных знаков играют таможенные органы. Это подтверждает опыт большинства  развитых стран (США, Франции, Германии и др.), где таможенные органы обеспечивают надежность барьера на пути ввоза-вывоза поддельных товаров.

Важность задачи по обеспечению  защиты интеллектуальной собственности при осуществлении полноценных международных экономических отношений послужила основанием для закрепления стандартов в области защиты и реализации, прав на объекты ИС (в Соглашении о торговых аспектах прав на ИС ГАТТ/ВТО).

Один из ключевых моментов этого Соглашения - обеспечение таможенными органами стран-участниц охраны исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу. В целях реализации Соглашения Всемирная таможенная организация разработала проект типового национального законодательства, эффективно применяемого в настоящее время в ряде развитых стран [26.с.43].

Схема модели типового национального  законодательства по защите объектов интеллектуальной собственности, с незначительными вариациями применяемая в различных странах, выглядит следующим образом:

1. Владелец любого  зарегистрированного товарного знака, обладатель авторского или смежного права обращается в центральный таможенный орган с заявлением о защите.

2. Центральный таможенный  орган рассматривает заявление  и принимает решение об обеспечении  защиты товарного знака, объекта  авторского права. Информационный листок, содержащий необходимые данные для идентификации объекта интеллектуальной собственности, рассылается региональным таможенным органам.

3. Таможни контролируют  перемещение объектов интеллектуальной собственности. При выявлении товаров, в отношении которых существуют подозрения, что перемещаются с нарушением законодательства по интеллектуальной собственности, таможня принимает меры к их задержанию, извещает владельцев товарного знака, обладателя авторского права или соответствующих контактных лиц в стране (регионе). [26.с.44]

При подтверждении владельцем товарного знака (обладателем авторского права) и/или наличии соответствующего судебного решения о факте  подделки таможня принимает меры к приостановлению таможенного  оформления, и портер привлекается компетентными органами к административной и/или уголовной ответственности. В случае если товары оказались подлинными, владелец товарного знака, обладатель авторского или смежных прав выплачивает соответствующую компенсацию импортеру.

Таможенная служба Российской Федерации не стоит в стороне от проблем защиты объектов интеллектуальной собственности. Отдел нетарифного регулирования Управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России в соответствии со ст. 20 Таможенного кодекса Российской Федерации и Положением о Государственном таможенном комитете Российской Федерации в настоящее время уже рассматривает заявки владельцев исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности для принятия соответствующих мер, направленных на их защиту и пресечение нарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков, объектов авторских прав при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и доводит до региональных таможенных органов сведения о зарегистрированных товарных знаках, объектах авторского или смежного права, принятых таможенными органами под охрану. При выявлении поддельных, контрафактных товаров таможенные органы информируют об этом органы МВД и Прокуратуры России и в течение 10 дней - максимального срока осуществления таможенного контроля, определенного Таможенным кодексом Российской Федерации, проводят проверку соблюдения действующего таможенного законодательства при их ввозе. 

 

2.2. Экономический аспект защиты интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России

 

Права на объекты интеллектуальной собственности нарушаются сплошь и  рядом. Причин тому множество: несовершенство законодательной базы, отсутствие должного взаимодействия государственных органов, рост объемов контрафактной продукции, недобросовестная конкуренция, недостаточная компетентность судей и т.д. 26.02.2010 г. была проведена VIII Всероссийская конференция «Интеллектуальная собственность: правоприменительная и судебная практика», которая стала независимой площадкой для встречи представителей власти и бизнеса, где профессионалы обменялись практическим опытом и сформировали систему эффективных мер по противодействию незаконного использования прав на объекты интеллектуальной собственности. [27]

По оценке экспертов  ТПП РФ, ежегодно убытки государственного бюджета и добросовестных предпринимателей от реализации контрафактной продукции исчисляются 3 миллиардами долларов. Выступивший на заседании Консультативного совета представитель содружества производителей фирменных торговых марок РусБренд Алексей Поповичев отметил, что значительная часть подделок попадает в Россию из-за рубежа, и поэтому роль таможенной службы в защите отечественного рынка от подобных товаров, несомненно, возрастает. [27]

Представитель РусБренда  подчеркнул, что механизм регистрации товарных знаков, созданный в ФТС, действует четко и эффективно, правообладатели могут рассчитывать на своевременную помощь и поддержку. Постепенно нарабатывается судебная практика в этой сфере. В то же время Алексей Поповичев обозначил ряд существующих проблем. [29]

По его мнению, нужно  усилить работу по выявлению каналов  ввоза контрафактных товаров, шире использовать в этих целях систему  пост-аудита и оперативно-розыскной  деятельности. Учитывая возникающие  сложности в правоприменительной практике, РусБренд предлагает создать базу данных судебных решений по делам, связанным с интеллектуальной собственностью, и разместить ее на сайте ФТС. Нам кажется, что такая информация могла бы помочь правообладателям, которые еще не могут найти эффективных путей борьбы с контрафактной продукцией, а также стала бы определенным пособием для офицеров таможенной службы, непосредственно работающих на местах, - сказал Алексей Поповичев. [27] Он также предложил вынести на обсуждение вопрос о создании в региональных таможенных управлениях и таможнях специализированных подразделений по защите интеллектуальной собственности.

Анатолий Семенов, советник председателя подкомитета по экономике и инновациям в сфере профессионального искусства и интеллектуальной деятельности Комитета Государственной Думы РФ по культуре, подробно раскрыл тему влияния параллельного и «серого» импорта на экономическое развитие страны и целесообразности внесения ряда изменений в правовое регулирование параллельного импорта в РФ. Так, Анатолий Семенов заявил, что следует обратить внимание на следующие аспекты в вопросе защиты прав в области интеллектуальной собственности и, в частности, в системе регулирования параллельного импорта:

Информация о работе Защита интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службой России: экономический аспект