Защита внутреннего рынка РБ от недобросовестной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая деятельность оказала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность воздействует на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………...6
Понятие и осуществление государственного регулирования……………………………………………………………..6
1.2 Виды таможенных пошлин Республики Беларусь и их назначение….……………………………………………………………..13
2. ЗАЩИТА ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….....17
2.1 Становление механизмов защиты внутреннего рынка в системе ГАТТ/ВТО………………………………………………………………………..18
2.2 Особые виды пошлин как один из методов защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции……………...........................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………..………………………………………...24
Список использованных источников ……………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 66.46 Кб (Скачать)

     Основы  валютного регулирования и валютного  контроля установлены Законом Республики Беларусь «О валютном регулировании  и валютном контроле в Республике Беларусь» (введен в действие с 05.11.2003 г.). Порядок расчетов между резидентами  и нерезидентами Республики Беларусь по текущим валютным операциям определен  Указом Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 г. № 7.

     Таким образом, государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности представляет собой воздействие административных органов на данный вид предпринимательской деятельности с помощью экономических, организационных и правовых мер.

     Государственное регулирование внешнеэкономической  сферы представлено множеством способов экономического, организационно-правового  и административного характера.

     Основным  документом, регулирующим внешнеэкономическую  деятельность в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности».

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется посредством таможенно-тарифного  регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней  торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности, мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности. 
 

    1. Виды  таможенных пошлин Республики Беларусь и их назначение
 

     Таможенные  платежи играют важную роль в формировании доходов бюджета Беларуси и приносят, вместе с финансовыми санкциями, взыскиваемыми таможенными органами, 20-25% доходной части бюджета государства, 24,6% из которой составляют таможенные пошлины.

     Фактически  ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без  использования в своей налоговой  системе таможенных пошлин. И хотя размер таможенных пошлин в бюджете  государств, занимает, как правило, не  место, тем не менее, им придается  важное самостоятельное финансовое значение.

     Таможенная  пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товара на таможенную территорию страны и  вывозе товара с ее территории, которая  является неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза [19, c.259].

     Таможенные  пошлины разделяются на: импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и особые таможенные пошлины.

     Импортные таможенные пошлины взимаются таможенными  органами страны ввоза с товаров  иностранного производства на пограничных  таможенных пунктах или при выпуске  этих товаров в таможенных режимах, требующих уплаты таможенных платежей. Это наиболее распространенный вид  пошлин, к тому же возникший раньше всех других таможенных пошлин. Данная таможенная пошлина взимается за ввоз для реализации товаров на таможенной территории государства или на единой таможенной территории государств (например, единой таможенной территории таможенного  союза). В случае взимания ввозных  таможенных пошлин не с товаров, а  с иных предметов они регламентируются таможенным законодательством страны-получателя [19, c.200].

     Импортные таможенные пошлины устанавливаются  на ввозимые в Республику Беларусь товары и предназначены для:

  • Защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции;
  • Создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Беларусь;
  • Пополнения доходной части государственного бюджета Республики Беларусь;
  • Оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиции требований платежного и торгового баланса страны [24, c.8].
  • Белорусским законом о таможенном тарифе, как и в мировой практике,  предусмотрено применение  трех  видов экспортных  пошлин:  адвалорных,  специфических и комбинированных.

  Адвалорные -   начисляются  по отношению к стоимостному объему экспортных товаров и устанавливаются в процентах  или  в  ЕВРО.  Специфические  пошлины  устанавливаются  в процентах по отношению к количеству или весу груза. Комбинированные -  предполагают одновременное использование названных выше пошлин.  Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров  РБ может  устанавливать  сезонные  пошлины.  Срок  их  действия  не  может  превышать  шести месяцев в году.

Экспортная  пошлина взимается таможенными  органами государства с товаров  национального производства либо в  целях монополии на производство или сбыт какого-либо товара, либо в  целях сохранения национальных ресурсов, с тем чтобы сократить их вывоз  до определенного предела. Однако взимание экспортных таможенных пошлин повышает цену экспортируемых товаров, понижает конкурентоспособность облагаемых ими товаров на международном  рынке [19, c.200].

     Экспортные  таможенные пошлины  в основном применяются  для оперативного регулирования  внешнеэкономической деятельности:

  • Ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны;
  • Сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной переработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки [25, c.9].

     С развитием международных экономических  отношений приобрели значение особые виды пошлин ― специальная, антидемпинговая  и компенсационная. Они могут временно применяться в целях защиты  экономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам.

     Такие пошлины взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Республики Беларусь для взимания ввозных таможенных пошлин.

     Специальные пошлины взимаются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РБ в количестве и на таких  условиях,  которые наносят или угрожают  нанести ущерб отечественным производителям  подобных  или непосредственно   конкурирующих    товаров.    Они взимаются как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, нарушающих общегосударственные интересы в этой области, а также как мера пресечения недобросовестной конкуренции в случаях, указанных в национальном таможенном законодательстве. Ставка специальной таможенной пошлины устанавливается в каждом отдельном случае [19, c.206].

     Антидемпинговые и компенсационные пошлины предназначены  для компенсации несправедливо  полученных конкурентных преимуществ  либо за счет продажи товаров по заниженным ценам (демпинг), либо за счет субсидий государства (компенсация).  

     Антидемпинговая пошлина может взиматься с любого товара, который составляет предмет демпинга, в том случае, когда причиняет ущерб национальным производителям, а между демпингом и данным ущербом существует причинная связь [21, c.7].

     Товар считается предметом демпинга только тогда, когда экспортная цена иностранного производителя ниже цены в Республике Беларусь, практикуемой в рамках обычных  коммерческих «операций» для сходного товара, предназначенного для потребления  на внутреннем рынке страны-экспортера. 

     Страной-экспортером  является, как правило, страна происхождения  товара, однако она может быть и  страной-посредником, за за исключением  случаев, когда товар проходит просто транзитом через страну-экспортера или если в стране-экспортере не существует производства такого товара или сопоставимых цен.

     Компенсационные  пошлины  применяются в случаях   ввоза   на таможенную территорию РБ товаров, при производстве или вывозе которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или  угрожает нанести материальный ущерб  отечественным  производителям  подобных  товаров либо препятствует организации или расширению производства  подобных  товаров в Республике Беларусь [22, c.102].

  Компенсационная пошлина вводится для нейтрализации конкурентных преимуществ импорта, полученных путем экспортного субсидирования.  Порядок ее введения и срок взимания аналогичны порядку введения и сроку взимания антидемпинговой пошлины. В настоящее время введение компенсационных пошлин допускается только в том случае, если импорт субсидированных  товаров приводит к значительным материальным потерям в национальной промышленности. Таким образом, эти пошлины служат не карательным целям, а скорее признаны обеспечить нормальные условия конкуренции [19, c.208].

     В результате определения сущности  регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь установлено, что таможенное регулирование является одним из наиболее значимых методов регулирования внешнеэкономической деятельности республики. Этот метод применяется в  целях  регулирования  импорта  и  экспорта товаров перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь. Установлено, что основным  инструментом  государственного  регулирования внутреннего рынка товаров в Республике Беларусь является Закон РБ «О таможенном тарифе». Выявлены основные функции таможенного тарифа: протекционистская и фискальная функции.

     В связи с вышеизложенным обнаружено, что таможенные пошлины имеют большое значение в регулировании внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. В целях  защиты  экономических  интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные).

     Говоря  об импортных пошлинах, следует иметь  в  виду,  что все  страны  защищают  национальное  производство  с   помощью   таможенного обложения  импортных  товаров.  Таможенные  пошлины  формируются  на  основе разницы между мировыми и национальными ценами. В  развитых  странах  уровень импортных  таможенных  пошлин  относительно  низок,  в  менее   развитых   и развивающихся - при высоких национальных издержках - таможенные  пошлины  на импортные  товары  достаточно  высоки.  В  РБ,  в   условиях   экономической нестабильности, в последние годы внутренние  цены  росли,  в  то  время  как мировые цены оставались стабильными либо снижались. В этих условиях не  было предпосылок для снижения импортных пошлин,  напротив,  их  повышение  вполне оправдано состоянием отечественного производства.   У  нас  сейчас  довольно высокие ставки импортных пошлин, хотя по  многим  товаров  они  недостаточны для защиты национальных производителей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЗАЩИТА  ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 

     Всемирная торговая организация — законодательная  и институциональная основа международной  торговой системы, механизм многостороннего  согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной  внешнеторговой документации. Само возникновение  ВТО было инициировано ведущими экономически развитыми странами, внутренние рынки  которых были переполнены, а развитие производства требовало доступа  к внешним неосвоенным рынкам. Об этом свидетельствуют основополагающие принципы и правила ГАТТ/ВТО, как-то: представление режима наибольшего  благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное представление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, "прозрачность" торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров [15, с.24].

     В соглашениях, подписываемых в результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, содержатся так называемые правила международной торговли, т.е. нормы, обеспечивающие координацию торговой политики государств - членов ВТО. Так, еще до создания ВТО в 1967 г. в рамках ГАТТ было подписано Соглашение о понимании ст. VI ГАТТ, получившее название в литературе "Антидемпинговый кодекс", а в начале 70-х гг. было подписано аналогичное Соглашение о понимании и толковании ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ, касавшееся субсидий и известное в литературе под названием "Кодекс о субсидиях". Оба Соглашения предусматривали порядок принятия государствами мер тарифного регулирования с целью воспрепятствовать нежелательному импорту товаров. Содержащиеся в Соглашениях нормы-правила международной торговли определяли, в каких случаях государство может увеличивать тарифы и препятствовать импорту и каким должен быть порядок принятия этой меры государственного регулирования [16, с.54].

     По  Антидемпинговому кодексу введению антидемпинговых пошлин должно предшествовать установление государственным органом  факта демпинга и факта нанесения  материального ущерба отрасли импортом демпингового товара. Увеличение же тарифа должно быть соразмерно возмещению ущерба, причиненного демпингом, и главное, что антидемпинговые пошлины  как мера, решающая возникшую проблему, должны вводиться на определенный срок. Аналогичным образом предусматривался порядок принятия компенсационных  пошлин в случае субсидирования государством своего экспортера. Государственные  субсидии, предоставляемые производителям экспортного товара, позволяют им продавать на внешнем рынке по ценам ниже обычных рыночных цен, установившихся на внутреннем рынке, и  тем самым устранять национального  производителя с его собственного рынка.

Информация о работе Защита внутреннего рынка РБ от недобросовестной конкуренции