Защита внутреннего рынка РБ от недобросовестной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая деятельность оказала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность воздействует на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………...6
Понятие и осуществление государственного регулирования……………………………………………………………..6
1.2 Виды таможенных пошлин Республики Беларусь и их назначение….……………………………………………………………..13
2. ЗАЩИТА ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….....17
2.1 Становление механизмов защиты внутреннего рынка в системе ГАТТ/ВТО………………………………………………………………………..18
2.2 Особые виды пошлин как один из методов защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции……………...........................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………..………………………………………...24
Список использованных источников ……………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 66.46 Кб (Скачать)

     Введение  компенсационной пошлины государством-импортером позволяет ему бороться с недобросовестной конкуренцией государства-экспортера в борьбе за мировые рынки сбыта  своей продукции. В соответствии с указанными Соглашениями государство, принимая подобные меры регулирования  внешней торговли, не должно выходить за рамки правил, принятых по этому вопросу в Соглашениях [11]. 

    1. Становление механизмов защиты внутреннего рынка в системе ГАТТ/ВТО
 

     Защита  внутреннего рынка – термин, который сам по себе может быть истолкован достаточно широко. Для целей исследования под защитой внутреннего рынка будем понимать любое действие, имеющее публичное происхождение, назначение которого состоит в создании торгово-экономических и правовых условий, обеспечивающих ограничение доступа зарубежного товаропроизводителя на соответствующий сегмент внутреннего и внешнего рынков товаров.

     Очевидно, что доступность рынка в конечном итоге определяет условия деятельности товаропроизводителя. Обратим внимание на то, что регулирование торгово-экономических отношений в рамках ВТО происходит с помощью двух указанных общих методов. В рамках ГАТТ/ВТО метод тарифного регулирования проявляется через принцип исключительной таможенной защиты. Это suigeneris – основополагающий принцип философии ГАТТ/ВТО. Правомерный характер таможенных пошлин закреплен в п. 1 ст. XI ГАТТ: «Ни одна из договаривающихся сторон не устанавливает или сохраняет на ввоз любого товара из территории другой договаривающейся стороны или ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для ввоза на территорию другой договаривающейся стороны, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов» [12].

     Понять  проблематику формирования механизмов защиты внутреннего рынка можно, проследив процесс становления системы ГАТТ/ВТО. Всемирная торговая организация (ВТО) начала свою деятельность с 1 января 1995 г. В настоящее время в нее входит 150 стран-членов. Но предыстория ВТО начинается с 1947 г., с момента появления Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), объединившего 23 государства в сфере правового регулирования международной торговли товарами. Со временем ГАТТ дополнялось и трансформировалось. Все изменения были результатом усложнения торгово-экономических отношений и присоединением к ГАТТ новых стран-участников. Здесь важную роль играли периодически проводимые конференции, так называемые раунды. В истории ГАТТ их состоялось восемь. Вначале они представлялись как исключительно тарифные переговоры. Утвердив принцип исключительного использования таможенных пошлин, ГАТТ поместило сферу таможенных пошлин в специальный правовой режим. В соответствии с п. 1 (b) ст. II ГАТТ, таможенные пошлины после проведения тарифных переговоров включались в списки уступок и считались жестко связанными. Вместе с тем ст. XXVIII bis ГАТТ указывает, что таможенные пошлины часто создают серьезные препятствия для торговли. Как следствие, требуется снижение общего уровня тарифов. Что и было сделано в период существования ГАТТ. Однако по мере снижения таможенных тарифов (при линейном их понижении и в итоге их полного устранения) тарифы могут утратить функцию защиты экономики. Вместе с тем в международной торговле товарами обозначилась и новая тенденция – выработки правовых условий торговли нетарифным методом. Секретариат ГАТТ в 70-е годы XX в. разработал классификацию нетарифных инструментов регулирования международной торговли, в которой выделены 5 групп. Сам перечень нетарифных барьеров вначале насчитывал 855 их видов, но список быстро перевалил за тысячу. Чтобы преодолеть влияние некоторых наиболее негативных в международной торговле нетарифных барьеров, участники Токио-раунда (1973–1979 гг.)  стали заключать обособленные, специальные соглашения (неофициально – «кодексы»). Они изначально не были приняты всеми участниками ГАТТ. Особенностью же этих кодексов являлось то, что они существовали вне ГАТТ и в то же время уточняли и углубляли его правила.[15] Привести систему ГАТТ в соответствие с возникшими требованиями международной торговли был призван Уругвайский раунд переговоров, начавшийся в 1986 г. Собственно результатом его и стало появление новых правил международной торговли, которые существенно расширили сферу деятельности ГАТТ. Правовую конструкцию, регулирующую сферы международной торговли товарами, можно представить как часть общей правовой системы ВТО, возникшей по завершении Уругвайского раунда и состоящей из Соглашения об учреждении ВТО и Приложений. ГАТТ-94 воспринимается как взаимосвязанная система договоренностей и соглашений. Такое единство является отличительной особенностью ГАТТ-94 по сравнению с ГАТТ-47 [16, с.168].

     Анализируя  ГАТТ-94, можно заметить, что все соглашения, направленные на правовое регулирование отдельных сфер и сегментов международной торговли товарами, фактически направлены на формирование более совершенных (с правовой стороны) подходов или методов такого регулирования – тарифного и нетарифного. Судя по структуре ГАТТ-94, второй (нетарифный) метод как раз и потребовал значительной правовой разработки, точнее, разработки механизмов противодействия скрытым нетарифным барьерам, поскольку, как мы указывали, протекционистская политика государств прежде всего реализуется через различные приемы нетарифного ограничения импорта. Такой подход государств понятен и объясним стремлением защитить отечественного товаропроизводителя. Однако в торговой политике всегда существует грань, преодолев которую, государство может навлечь подозрение в целенаправленном недопуске товаров от иностранного производителя на внутренний рынок и в поощрении нечестной деловой практики.

     Тарифный метод основан на применении таможенной пошлины. Защита внутреннего рынка на основе применения тарифного регулирования и назначения пошлины потребует правового применения в той или иной степени следующих соглашений: ГАТТ-94, в частности ст. II (список уступок), ст. XXVIII (изменение списков уступок), ст. VI (антидемпинговая и компенсационная пошлины), ст. XIX (чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров); Соглашение по применению ст. VI ГАТТ-94 (антидемпинговая пошлина); Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (в части применения компенсационной пошлины); Соглашение по защитным мерам (в части применения пошлины, как защитной меры). В данную группу можно отнести также Соглашение по применению ст. VII ГАТТ-94 (оценка товара для таможенных целей) и Соглашение по правилам происхождения товаров, поскольку правила, содержащиеся в этих соглашениях, непосредственно влияют на величину таможенной пошлины.

     Что касается второго метода (нетарифного  регулирования международной торговли), в этой области международных торговых отношений существуют ограничения, специально созданные для регулирования внешней торговли: запреты, квотирование, лицензирование. В данную область правового регулирования мы можем отнести следующие соглашения системы ГАТТ/ВТО: ГАТТ-94, в частности п. 2 (a) ст. XI (запрещения экспорта, временно применяемые для ослабления критического недостатка продовольствия или других товаров, имеющих существенное значение); ст. XII и XVIII (b) (количественные ограничения для обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса); ст. XVIII (a) и XVIII (c) (правительственная помощь экономическому развитию для поддержки создания отрасли промышленности); ст. XX, XXI (ограничения, возникающие по общему международному праву, включающие исключения по соображениям безопасности, для защиты общественной морали, для охраны жизни и здоровья, относящиеся к экспорту или импорту золота и др.); Соглашение об учреждении ВТО, в частности п. 3 ст. IX (общие отказы от обязательств); оглашение по процедурам импортного лицензирования; Соглашение по защитным мерам (в части применения квот как защитной меры). Необходимо отметить, что кроме специально созданных нетарифных ограничений, существуют ограничения в результате осуществления различных административных мер, проведения финансовой политики, реализации норм здравоохранения, реализации технической политики государства. В этом смысле к правовой области нетарифных ограничений мы можем причислить: Соглашение по техническим барьерам в торговле; Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам [15].

     Многообразие  нетарифных мер в немалой степени связано с распространением скрытых барьеров во внешней торговле. Здесь речь идет о мерах, которые сами по себе не могут считаться неправомерными, однако в случае их неправильного (чрезмерного) применения могут расцениваться как нетарифные барьеры в торговле [16, с.223].

     Например, антидемпинговая пошлина не может рассматриваться в качестве барьера во внешней торговле. Однако излишнее (чрезмерное) количество антидемпинговых расследований (каждое из которых может занять от 12 до 18 месяцев) способно превратить эту меру в барьер.

Такая же логика следует в отношении применения Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, по которому сроки расследований также занимают от 12 до 18 месяцев.

     Эффективной протекционистской мерой (нетарифным барьером) могут служить формальности, возникающие в связи с пересечением границ.

     Этот  барьер может проявляться, например, в форме различных денежных сборов, превышающих оплату действительно оказанных услуг, в форме усложнения таможенных формальностей. Недопущение подобной практики в протекционистских целях следует согласно ст. VIII ГАТТ. Этой же цели должно отвечать и Соглашение по предотгрузочной инспекции, правильное применение которого должно сделать процедуры инспекций прозрачными и не дискриминационными.  

    1.   Особые виды пошлин как один из методов защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции
 

     Введение  специальных, антидемпинговых и  компенсационных пошлин является одной  из мер по защите экономических интересов  Республики Беларусь при осуществлении  внешней торговли товарами.

     В Республике Беларусь расследования  в целях применения специальных  защитных, антидемпинговых или компенсационных пошлин проводятся Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

В 2001 г. были проведены расследования в  отношении возросшего ввоза в  Республику Беларусь табачных изделий  и фильтропалочки ацетатной независимо от страны происхождения или экспорта. Введены временные защитные меры в отношении импорта табачных изделий, срок действия которых истек  в январе 2002 г.

     В течение 2002–2005 гг. в Республике Беларусь были проведены расследования в  отношении импорта в Беларусь корсетных изделий, продукции из минеральной ваты, асфальта и аналогичных  материалов, кондитерских изделий, труб стальных (специальные защитные расследования) и труб холоднодеформированных круглого сечения (антидемпинговое расследование), которые не установили оснований  для введения защитных мер [31].

     В 2004–2005 гг. проведены расследования  в отношении возросшего импорта  в Беларусь мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы и нитей текстурированных полиэфирных, по результатам которых введены соответственно специальная пошлина сроком на два года, срок действия которой истек в марте 2008 г [5].

     В 2007 году по результатам расследования, предшествующего введению ответных мер, введена специальная пошлина  на преформы, происходящие из Украины. Основанием для применения данной меры послужили неправомерные действия украинской стороны при принятии решения о начале пересмотра антидемпинговых  мер в отношении импорта в  Украину белорусского меха искусственного и полотна ворсового в связи с окончанием срока их применения. Срок действия пошлины  - с 01.01.2008 по 31.12.2011 [6].

     В августе 2008 г. по итогам расследования  сроком на 3 года введена антидемпинговая  пошлина в отношении импорта  карамельной продукции, происходящей из Украины и ввозимой на таможенную территорию Республики Беларусь. [7] Срок действия указанных ставок антидемпинговой пошлины - с 23.08.2008 по 22.08.2011. При этом с 7 октября 2009 г. от данной пошлины освобождены товары, поставляемые в Республику Беларусь дочерним предприятием «Кондитерская корпорация «Рошен», закрытым акционерным обществом «Житомирские ласощи» и акционерным обществом закрытого типа «Харьковская бисквитная фабрика», при условии выполнения взятых данными организациями ценовых обязательств и предоставления соответствующего инвойса-обязательства и сертификата о происхождении товара формы СТ-1 [8].

     Министерством иностранных дел Республики Беларусь было проведено специальное защитное расследование в отношении импорта сеток стеклянных, по итогам которого установлена ставка специальной пошлины на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки). [4] Размер ставки специальной пошлины на вышеуказанный товар составил 33,4 % от таможенной стоимости. Данная пошлина введена с 4 февраля 2010 г. сроком на 3 года.

     В результате раскрытия процедуру применения особых видов таможенных пошлин установлено, что введению данных видов таможенных пошлин предшествует расследование. Расследование проводится Министерством иностранных дел Республики Беларусь.  Основанием начала проведения расследования является заявление, поданное отраслью белорусской экономики, пострадавшей или находящейся под угрозой демпингового импорта. Срок проведения специального защитного расследования составляет девять месяцев, антидемпингового и компенсационного – один год. Специальные пошлины вводятся, если по результатам расследования установлено, что импорт осуществляется в Республику Беларусь в таком возросшем количестве и на таких условиях, что причиняет серьезный ущерб отрасли белорусской экономики или создает угрозу его причинения. Антидемпинговые или компенсационные пошлины вводятся, если по результатам расследования установлено, что демпинговый или субсидируемый импорт причиняет материальный ущерб отрасли белорусской экономики или создает угрозу его причинения.

     При рассмотрении практики применения обнаружено, что в Республику Беларусь были проведены расследования в отношении возросшего ввоза табачных изделий и фильтропалочки ацетатной, корсетных изделий, продукции из минеральной ваты, асфальта и аналогичных материалов, кондитерских изделий, труб стальных, мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы и нитей текстурированных полиэфирных, преформы, происходящие из Украины, карамельной продукции, происходящей из Украины. В результате проведения расследований были введены соответствующие виды таможенных пошлин.

     В связи с вышеизложенным отмечено, что для того чтобы избежать расследования:

1.Необходимо  тщательно отслеживать и пресекать  попытки отечественных производителей  поставлять товар на внешний  рынок по демпинговым ценам.

2.Необходимо  создать эффективный механизм  защиты внутреннего рынка от  аналогичных попыток зарубежных  поставщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  практике в Беларуси в виде меры нетарифного регулирования импорта  товаров для поддержки отечественных  товаропроизводителей и защиты внутреннего  рынка применяется лицензирование импорта товаров в объеме установленных  квот (импорт алкогольных изделий  и этилового спирта из пищевого сырья) и без количественных ограничений (импорт сахара, химических средств  защиты растений, шин, ковров, пива, муки, мыла и маргарина).

     Правовую  основу системы нетарифного регулирования  внешней торговли Республики Беларусь составляет Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»

     В целом правовое регулирование обеспечения  внешнеэкономической деятельности должно способствовать созданию максимально благоприятных условий для использования преимуществ международных интеграционных процессов для стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы республики; повышению конкурентоспособности отечественного производства, органичному и недискриминационному встраиванию в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантировать защиту национальных экономических интересов на внутреннем и мировых рынках, эффективное снижение степени уязвимости от внешнеэкономических угроз.

Информация о работе Защита внутреннего рынка РБ от недобросовестной конкуренции