Анализ и оценка учетной политики коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:42, реферат

Описание работы

Указанная работа проводится аудиторами в соответствии со стандартом аудиторской деятельности “Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита”. В соответствии со стандартом в ходе планирования и непосредственного проведения проверки аудитор обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемом коммерческом банке. Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о учетной политике и основных принципах ведения бухгалтерского учета; об организационной структуре штатного подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности; о распределении обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности; об организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих совершенные банком операции; о порядке отражения совершенных операций в регистрах бухгалтерского учета, формах и методах обобщения данных таких регистров; о порядке подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета; о роли и месте вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности; о критических областях учета, где риск выявления ошибок или искажений отчетности особенно высок; о средствах контроля, предусмотренных на отдельных участках системы учета [7].

Работа содержит 1 файл

учетная политика.docx

— 39.16 Кб (Скачать)

Анализ и оценка учетной политики коммерческого  банка

Банк России обязывает  аудиторские фирмы  рассмотреть  в ходе аудиторской  проверки коммерческого  банка  состояние бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым  операциям и организацию контроля за отражением всех операций  в бухгалтерском  учете  и подготовке достоверной  отчетности.

Указанная работа проводится аудиторами в соответствии со стандартом аудиторской деятельности “Изучение  и оценка систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля  в ходе аудита”.   В соответствии со стандартом в ходе планирования и непосредственного  проведения проверки аудитор обязан  достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемом коммерческом банке.  Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя  изучение, анализ и оценку сведений о учетной  политике и основных принципах ведения  бухгалтерского учета; об организационной  структуре штатного подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской  отчетности; о распределении обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении  учета и подготовке отчетности; об организации подготовки, оборота  и хранения документов, отражающих совершенные банком операции; о порядке  отражения совершенных операций  в регистрах бухгалтерского учета, формах и методах обобщения данных таких регистров; о порядке подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета; о роли и месте вычислительной техники  в ведении учета и  подготовке отчетности; о критических  областях учета,  где риск выявления  ошибок или искажений отчетности особенно высок; о средствах контроля, предусмотренных на отдельных участках системы учета [7].

Таким образом, для оценки эффективности системы бухгалтерского учета аудитор должен изучить, наряду с другими элементами системы  бухгалтерского учета, учетную политику коммерческого банка.

В соответствии с Федеральным  законом “О бухгалтерском учете” все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский  учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей  структуры, отрасли и особенностей деятельности [3].

Учетная политика коммерческого  банка – это документ,  отражающий наряду с вопросами учета, внутреннего  контроля и некоторые аспекты  эффективности управления коммерческим банком и требует профессионального  подхода к его разработке.

          При этом в финансовом и  налоговом законодательстве устанавливается  перечень операций, в отношении  которых разрабатывается и применяется  учетная политика, а также сами  альтернативные способы отражения  в учете отдельных операций.

В любом случае учетная  политика банка должна отвечать требованиям: полноты отражения в учете  всех фактов хозяйственной деятельности; осмотрительности (осторожности); приоритета содержания перед формой; непротиворечивости; рациональности и экономичности  ведения учета.

  Целями разработки  учетной политики коммерческого  банка являются:

- конкретизация порядка  использования допустимых нормативными  актами способов ведения бухгалтерского  учета;

- придание нормативного  статуса самостоятельно разработанным  способам ведения бухгалтерского  учета;

- установление механизмов  реализации способов бухгалтерского  учета в соответствии со структурой  и спецификой деятельности банка [6].

Банк разрабатывает и  утверждает свою учетную политику, основываясь на утвержденных Центральным банком Плане счетов и Правилах учета, других его нормативных актах, а также на нормативных документах Минфина и иных государственных органов.

Банком России установлено, что в составе учетной политики коммерческого банка должны быть определены:

- рабочий план счетов  бухгалтерского учета в банке, его филиалах и подведомственных учреждениях;

- формы первичных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Роскомстата типовые формы первичных учетных документов;

- порядок расчетов с филиалами (структурными подразделениями);

- порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам Банка России;

- порядок проведения  инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

- порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

        Учетная  политика банка должна быть  оформлена приказом, распоряжением  либо иным организационно-распорядительным  документом.              Изменения в учетной политике  банка могут приниматься в  случаях его реорганизации (слияние,  разделение, присоединение), смены собственников,  изменений законодательства РФ  или в механизме нормативного  регулирования бухгалтерского учета,  разработки новых способов учета.  

         Изменения в учетной политике  также оформляются приказом или  распоряжением. Утвержденную приказом (распоряжением) учетную политику  банк должен представить в  налоговый орган по месту своей  регистрации. Любые изменения,  вносимые банком в свою учетную  политику в будущем отчетном  периоде, также должны быть  согласованы с указанным органом [9].

 

 Особенности учетной политика банка для целей бухгалтерского учета

      Учетная политика банков - один из методов денежно-кредитного и валютного регулирования. Осуществляется центральными банками стран путем маневрирования (повышения или понижения) учетным процентом.  
      Учетная политика банков имеет две функции: внутреннюю и внешнюю.  
      Внутренняя функция - регулирование центральным банком объема денежной массы в обращении и темпов инфляции. Понижение официальной учетной ставки приводит к удешевлению кредитных ресурсов и увеличению их предложения на рынке (цель - оживление инвестиций и стимулирование экономического роста), а ее повышение - к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но одновременно и к сокращению объема инвестиций.  
      Внешняя функция - привлечение иностранных капиталов и повышение курса национальной валюты. Политика «дешевых» денег может отрицательно повлиять на платежный баланс страны и валютный курс, в связи с оттоком капитала в страны с более высокими процентными ставками. Вместе с тем движение капитала зависит также и от рискованности инвестиций, что может существенно понизить результативность принимаемых мер [4].

       Содержание  учетной политики банков принято  рассматривать в разных аспектах, важнейшие из которых представлены  ниже. 
        1) организационно-технический аспект

       При  формировании учетной политики  применительно к конкретному  направлению бухгалтерского учета  выбирается один из нескольких  допустимых его вариантов. Если  в законах и иных нормативных  актах такие варианты не установлены,  то банк, формируя свою учетную  политику, самостоятельно разрабатывает  соответствующий вариант исходя  из Правил учета. Сказанное  относится к формированию рабочего  плана счетов, выбору форм первичных  учетных документов, к порядку  инвентаризации имущества, документооборота, технологии обработки учетной  информации, внутрибанковскому контролю за операциями, порядку и периодичности печатания учетных документов.

            Составной частью учетной политики банка является порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств, определяемые в соответствии с Методическими указаниями Минфина РФ и Правилами учета.

           Оптимальным считается проведение  инвентаризации перед составлением  годовой отчетности: имущества —  по состоянию на 1 октября, а  финансовых обязательств, денежных  средств, дебиторской и кредиторской  задолженности — на 31 декабря  отчетного года.  При передаче  имущества в аренду, его выкупе  или продаже, обнаружении факта  хищения или порчи имущества,  смене материально ответственных  лиц и в других необходимых  случаях необходима частичная  инвентаризация.

         Правила документооборота утверждает  руководитель банка. 
Технология обработки информации зависит от применяемых средств автоматизации банковских технологий и соответствующих программных продуктов. Некоторые крупные банки сами разрабатывают собственные бухгалтерские программы либо привлекают к их разработке специализированные фирмы.

 Порядок внутрибанковского  контроля, который ведут специальные  работники бухгалтерии банка,  определен в разделе 3 части  III Правил учета. 
Организацию контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы обеспечивает главный бухгалтер.

          Контроль направлен на обеспечение  сохранности средств и ценностей,  соблюдение клиентами требований  к оформлению документов, своевременное  исполнение распоряжений клиентов  о перечислении (выдаче) средств,  перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах.

         В своей учетной политике банк  определяет методы и технические  средства такого контроля, который  проводится путем визуальной  проверки документов, оформленных на бумаге (бланках), программным путем, а также с применением кодов, паролей и иных средств. Обязательная часть указанного контроля — постоянный последующий контроль (контроль правильности учета и оформления проведенных операций надлежащими документами), который предполагает проставление на документах дополнительной подписи контролирующим работником. 
        Главный бухгалтер, его заместители, начальники отделов и работники служб последующего контроля систематически проводят последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы. При этом в учетной политике банка определяются методы и приемы проведения таких проверок и порядок оформления их результатов. Внешний по отношению к бухгалтерии банка контроль должна вести служба внутреннего контроля банка. 
         2) методический аспект

         С точки зрения методики учетная  политика банка должна содержать  внутренние (рабочие) положения об  учете проводимых им банковских  и хозяйственных операций. В данном  аспекте ряд вопросов банковского  бухгалтерского учета можно считать  недостаточно разработанными. Здесь  целесообразно остановиться на  наиболее важных моментах учетной  политики банков, влияющих на  их финансовые результаты и  налогооблагаемую базу.

          1. Выбор периодичности формирования финансовых результатов. Правила учета допускают выведение результатов работы по решению самого банка, но не реже 1 раза в квартал.

2. Периодичность получения  доходов от имущества, отданного  в доверительное управление, аренду, лизинг, должна быть согласована  с периодичностью уплаты в  бюджет налога на прибыль. 
           3. Периодичность списания доходов и расходов будущих периодов на доходы и расходы отчетного периода (ежемесячно или ежеквартально) также зависит от выбранного варианта платежей налога на прибыль.

          4. Методика учета кредитных операций.

 В учетной политике  банка должны быть определены также следующие элементы: 
- по пассивным операциям: момент отнесения процентов за пользование кредитами на расходы банка; оформление и учет кредитов, выдаваемых в форме овердрафта; порядок учета открытых кредитных линий; 
- по активным операциям: момент включения процентов за выданные кредиты в доходы банка; порядок формирования, корректировки и использования резерва на возможные потери от кредитной деятельности. 
        5. Методика учета операций с ценными бумагами. Здесь следует руководствоваться Правилами учета, Положением ЦБ «О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг» и другими документами. 
        Учетная политика банка должна содержать элементы методики в отношении пассивных (эмиссионных) и активных (инвестиционных) операций банка с ценными бумагами. При этом должны быть отражены следующие вопросы. В части пассивных (эмиссионных) операций должен быть предусмотрен порядок учета: операций, связанных с формированием и изменением УК банка; оплаты УК иностранной валютой; уменьшения УК; выпуска банком собственных ценных бумаг (векселей, облигаций); создания резервов под обесценение ценных бумаг. В части активных (инвестиционных) операций — порядок учета: вложений в ценные бумаги других эмитентов; выкупа собственных ценных бумаг. 
         6. Методика учета операций участия банков в уставных капиталах других организаций.

         7. Методика учета операций с  иностранной валютой. 
         8. Определение отдельных элементов учета материальных ценностей и не материальных активов. Учетная политика в этой части должна определять методы оценки видов имущества и обязательств.

        В  учетной политике должны быть  также закреплены: порядок начисления  сумм амортизации; объекты основных  средств, стоимость которых не погашается в процессе их эксплуатации; порядок учета расходов на ремонт основных средств.

Информация о работе Анализ и оценка учетной политики коммерческого банка