Анализ современной экономики Финляндии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа экономики Финляндии и ее адаптации к процессам глобализации в мировом хозяйстве.
При написании курсовой работы были решены следующие задачи:
рассмотрена структура экономики Финляндии
приведены основные показатели развития экономики Финляндии
изучено участие Финляндии в международных организациях, особое внимание при этом было уделено Евросоюзу
рассмотрены показатели взаимодействия в современной экономике между Россией и Финляндией, области текущего и возможного перспективного сотрудничества, влияние кризиса на эти отношения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 57.99 Кб (Скачать)

     Овес  – самая молодая зерновая культура Финляндии. Было время, когда он занимал половину всей посевной площади под зерновыми культурами. Особенно много овса выращивается в юго-западных районах Финляндии, где на его долю приходится свыше 1/4 всей посевной площади.

     Сеяные  травы, главным образом тимофеевка и красный клевер, также возделываются  повсеместно. Всего под ними занято более 1/3 пахотной земли. В северной же половине страны сеяные травы доминируют и в растениеводстве и служат основным кормом крупного рогатого скота.

     Культура  сахарной свеклы стала внедряться в  Финляндии только в 1920-е годы, когда был построен первый сахарный завод в Сало. Ее посевы сосредоточены поблизости от сахарных заводов.

     Так как картофель один из важных продуктов  питания, его выращивают для собственных  нужд почти в каждом хозяйстве  и он является самой распространенной культурой в Финляндии наряду с тимофеевкой.

  1. Транспорт

     Государственные железные дороги Финляндии сконцентрированы в южной части страны. Их общая  протяженность 5900 километров, причем электрифицированы лишь 1600 километров. Хотя система автомобильных дорог была расширена, а парк частных автомашин сильно вырос в 1960–1970-е годы, интенсивность дорожного движения в Финляндии все еще невелика по сравнению с другими скандинавскими странами. Автобусное сообщение летом поддерживается вплоть до крайних северных районов.

     Длина автомобильных дорог достигает 80 тысяч километров. Сеть судоходных водных путей протяженностью 6,1 тысяч  километров, включающая каналы между  многочисленными озерами, имеет  исключительное значение для пассажирских и грузовых перевозок. Зимой судоходство  по каналам осуществляется с помощью  ледоколов.

     Близкое к полуостровному положение страны в сочетании с изобилием глубоких заливов способствует развитию морских  перевозок. Морем идет 4/5 импортных  и около 9/10 экспортных грузов. По сравнению  с соседними Скандинавскими странами торговый флот невелик – его тоннаж несколько больше 2 миллионов тонн.

     Вес доставляемых морем грузов, среди  которых преобладает минеральное  топливо, вдвое превышает вес  отправляемых из финских портов грузов, состоящих преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди многочисленных портов на побережье Финского и Ботнического заливов выделяются размерами грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего  импортных грузов, и Котка, откуда отправляется больше всего экспортных грузов. Порт Турку отличается интенсивным  развитием автопаромного сообщения  со Швецией. В соседнем с Турку  Нантали расположен крупнейший в  Финляндии нефтеимпортный порт.

     Внутри  страны грузы перевозятся главным  образом автомобильным и железнодорожным  транспортом. Железнодорожная сеть, составляющая 6 тыс. км, принадлежит  государству. Она сложилась, еще, когда  Финляндия входила в Россию. В  стране насчитывается более 1 миллиона легковых и 130 тысяч грузовых автомобилей. Наряду с проложенными между городами автомагистралями повсеместно развита  сеть поддерживающихся круглый год  грунтовых дорог.

  1. Туризм

     В Финляндии нет большого количества всемирно известных достопримечательностей и памятников архитектуры. Однако власти любого финского города делают все  возможное для восполнения этого  недостатка, завлекая туристов проведением  разнообразных фестивалей, многочисленных праздников, организацией новых музеев, а также созданием всевозможных аттракционов, объединяющих современные  достижения технической мысли, национальные традиции и природные богатства.

     Большие доходы государству приносит туризм. Лучшее время для поездки в  Финляндию – период с мая по сентябрь (самый жаркий в году). Только летом открыты молодежные турбазы, кемпинги, парки развлечений и большинство музеев. Это также время многочисленных культурных, фольклорных и спортивных фестивалей, проводимых по всей стране.

     Летом озера привлекают массу туристов. Только летом возможно судоходство  по многочисленным озерам страны. Зима – прекрасное время отдыха. В первую очередь Финляндия славится своими реками и озёрами – Меккой водного туризма Европы, горнолыжными курортами: Химос, Вуокатти, Рука, Тахко, Юлляс, Леви, Саарисельга.

     Финляндия предлагает туристам прежде всего зимний отдых. И главный упор сделан на всякого  рода зимние сафари (катания на оленях, собаках) и беговые лыжные дисциплины. Рекреационная ценность отдыха в  Финляндии заключается прежде всего  в прекрасной экологической обстановке в стране и свежем зимнем воздухе. Что касается горных лыж, то Финляндия небогата высокими горами и может предложить в основном трассы для начинающих.

     Хельсинки, по признанию многих туристов, – город, где тесно соприкасаются природа и культура. Четвертая часть территории города приходится на парки, а шум и аромат моря придают Хельсинки особое настроение. В последние годы все большее число туристов привлекает Лапландия.

     В Хяменлинне начинается популярный туристический  пароходный маршрут по лабиринту  озер, так называемая «Серебряная  линия», которая заканчивается в  Тампере.

     Город Савонлинна и его окрестности  получили славу самой красивой местности  в стране и очень популярны среди туристов.

     В последние годы Финляндия становится крупным туристическим центром, ориентированным на активный зимний отдых.

     финляндия сотрудничество экономика глобализация

     1.2 Основные показатели экономического развития Финляндии 

     Финляндия – высокоразвитая индустриальная страна. Размер ВВП составляет 190 862 миллиардов долларов, или более 36 тысяч долларов на душу населения (входит во вторую десятку стран мира). С начала 2000-х годов занимает высшие строчки в престижных рейтингах конкурентоспособности, обладает передовой инновационной системой, является нетто-экспортёром капитала. Государственный долг составляет 42,6% от ВВП – один из самых низких в Евросоюзе.

     Около 60% ВВП создаётся в сфере услуг. На промышленность приходится порядка 30% ВВП, доля сельского и лесного хозяйства составляет около 4%. Основа финской индустрии – Машино- и приборостроение и металлообработка – 50% производства, лесобумажная – 20%, а также химическая промышленность – 10%.

     Внешние экономические связи имеют весьма большое значение для хозяйственной  жизни страны. Об этом свидетельствует  тот факт, что доля Финляндии в  мировой торговли вдвое превышает  её долю в мировом промышленном производстве. На внешнем рынке реализуется  более четверти валового национального  продукта. Одновременно импорт покрывает  до трети потребностей страны в товарах  и услугах.

     Темпы роста инфляции в Финляндии замедлились  с 1,2% в 2004 году до 1,0% в 2005 году, а в 2006 году составили 1,3% и остаются самым низким показателем среди стран ОЭСР – Организации экономического сотрудничества и развития – (2,6%) и еврозоны (2,2%), несмотря на сохранение высоких цен на нефть в 2006 году. Индекс потребительских цен был выше уровня предыдущего года и составил 2% (в 2005 году – 1,6%), а в еврозоне он вырос до 2,1%.

     Уровень безработицы в Финляндии в 2006 году снизился и составил 7,8% что немного ниже среднего уровня безработицы в еврозоне в этот период – 8,4%, но всё же он остается достаточно высоким среди стран-членов ЕС. Стремление Правительства страны создать значительное количество новых рабочих мест на малых и средних предприятиях пока не удалось реализовать в полной мере.

     Уровень занятости трудоспособного населения  составил 68,8%. В 2006 году темпы роста занятости несколько замедлились и составили 1,6%. Возросла занятость в 2006 году в металлургической промышленности, строительстве, розничной торговле, на транспорте. Вместе с тем, сократилось число рабочих мест в сельском и лесном хозяйстве. Ожидается, что занятость будет расти и дальше, но более низкими темпами. Характерной чертой безработицы в Финляндии является структурная безработица, когда при высоком уровне безработицы не хватает работников в сферах, требующих высокого профессионального уровня. В 2006 году в экономике насчитывалось свыше 41 тысячи свободных вакансий, что на 6 тысяч больше, чем в предыдущем. Однако половину из этих свободных мест так и не удалось заполнить из-за отсутствия специалистов соответствующих специальностей. Попытка правительства страны создать рабочие места на малых и средних предприятиях пока терпит неудачу. Количество рабочих мест на этих предприятиях снизилось впервые за четыре года на 2%.

     В отношении борьбы с безработицей государство делает упор на такую  успешную область как информационные технологии: быстрая передача информации является сегодня ключевым понятием в борьбе с безработицей. Конечно, Интернет существенно повысил эффективность деятельности служб занятости.

     В конце 70-х годов в Финляндии была проведена широкомасштабная реформа регионального управления. Три министерства – торговли и промышленности, сельского и лесного хозяйства и труда объединили свои усилия и ресурсы и создали региональные центры экономики и занятости. Круг задач, которые решают эти центры, достаточно широк: поддержка и консультирование малых предприятий, содействие технологическому прогрессу, помощь в решении вопросов экспорта, трудоустройства, планирование и организация обучения и переобучения рабочей силы, содействие фермерству, участие в развитии своего региона.

     В 90-х годах ситуация с занятостью в Финляндии была достаточно сложной: за период экономического спада была ликвидирована почти пятая часть рабочих мест. Уровень безработицы подскочил с 3,5% до 17%. Позже, конечно, углубление трехстороннего сотрудничества, развитие активной политики занятости и усилия правительства принесли свои плоды.

     Современная политика занятости, быстро развивающаяся  внешняя торговля, динамичный рост производительности труда и национальной конкурентоспособности, успех финской  информационной технологии, вступление в члены ЕС привели к созданию более 300 тысяч новых рабочих мест.

     В задачу Управления рынка труда Министерства труда Финляндии входит содействие функционированию рынка труда, развитию рабочих организаций, созданию новой занятости, предотвращению самоустранения наиболее слабых групп с рынка труда. В этих целях ещё в 1998 году Управление провело модернизацию пакета услуг, предоставляемых работодателям и гражданам, ищущим работу – прежде всего в области повышения квалификации. 
 

 

      2. Финляндия в  мировом хозяйстве  в условиях глобализации 

     Финляндия состоит в следующих международных  организациях: ЕС, Европейское экономическое  пространство, Организация экономического сотрудничества и развития, ВТО, Европейский  Инвестиционный Банк, Европейский Монетарный Союз, Международный Банк Реконструкции  и Развития, Международный Валютный Фонд, Совет Европы, ООН. 

     2.1 Финляндия в ЕС 

     Вступление  в ЕС стало естественным шагом  к интеграции Финляндии в европейскую  и глобальную экономику. Эта интеграция происходила поэтапно: членство в  ООН начиная с 1955 года, в Совете северных стран с 1956 года, статус кандидата  в члены Европейской ассоциации свободной торговли с 1961 года и полноправное членство в ней с 1986 года, соглашение о свободной торговле с ЕЭС (впоследствии с Европейским Союзом) с 1973 года и, наконец, вступление в ЕС в 1995 году. Финляндия всегда зависела от экспорта, а европейские страны являлись важными  партнерами для финской внешней  торговли. Вступление означало присоединение  к внутреннему рынку ЕС, который  объединял ряд наших крупнейших торговых партнеров. Можно также  сказать, что Финляндия, наконец, присоединилась к европейскому сообществу, или семье, чьи ценности они всегда разделяли.

     Членство  в ЕС во многом принесло пользу Финляндии. Ежегодная стоимость членства составляет около 30 евро на человека. За такую сумму  финны могут жить и работать, покупать и продавать, учиться и ездить без ограничений по территории всего  ЕС, без боязни войны или другого  организованного насилия. Несмотря на то, что акцент на этом делают нечасто, Европейский союз – мирный проект, о чём не следует забывать.

     Долгое  время Финляндия развивала очень  тесное сотрудничество в рамках Совета северных стран, поэтому и с этой точки зрения вступление в ЕС стало для страны вполне естественным, поскольку Дания уже была членом Сообщества, а Швеция и Норвегия готовились сделать это, хотя Норвегия затем изменила свое решение.

Информация о работе Анализ современной экономики Финляндии